На прошлой неделе "Выкс@.ru" побывала в гостях у специалистов, от работы которых во многом зависит безопасность продукции, попадающей на столы выксунцев.
Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы существует с момента открытия городского рынка. И работы у них всегда было хоть отбавляй. По словам заведующей Нины Кудрячковой, только за шесть месяцев текущего года на экспертизу поступили 200 туш крупного рогатого скота, 2011 — свинины, 22 — баранины, 49 — крольчатины, 709 — птицы. Помимо этого было проведено 556 экспертиз речной рыбы и 5616 - свежемороженой, проверили 5780 яиц. Ведут здесь и статистику. Так, специалисты отмечают, что, по сравнению с прошлым годом, на прилавки рынка мяса нынче поступает значительно меньше. В основном, его привозят из близлежащих регионов. В свете последних событий, из-за эпидемии африканской чумы часть областей, экспортирующих мясо, попали под табу, например, Курская, Оренбургская, Ростовская, Рязанская, Волгоградская. Куры, в основном, поступают из Павлова, Линды, бывают и с Владимирской птицефабрики. Речную рыбу продают частники. По документам, она выловлена в Навашине и в Горьковском море.
Сотрудники ветеринарно-санитарной лаборатории контролируют также качество молочной продукции. За первое полугодие они провели 9226 экспертиз продукции промышленного производства и 576 — частной. Кстати, в жару молоко проверяют каждые два часа. С начала года сотрудниками лаборатории на утилизацию отправлено 250 кг молока и молочных продуктов, в которых была выявлена повышенная кислотность и механическая загрязненность, в основном это касалось частников. А вот на наличие содержания антибиотиков молочная продукция не тестируется. Я привела Нине Борисовне пример: моей знакомой не так давно пришлось столкнуться вот с какой ситуацией. Много лет она берет у бабушки на рынке молоко, которое ее устраивает по вкусовым качествам. Последнее время молоко вдруг неожиданно для покупательницы перестало скисать. Предположение было одно: в него добавляют антибиотики. Руководитель лаборатории догадку эту не поддержала. Причин подобной «стойкости» молока, говорит она, может быть несколько. Во-первых, у каждого животного (в нашем случае коровы) ферменты вырабатываются по-своему, более того, этот процесс может изменится в течение жизни. Зависит это и от стерильности тары. Что касается антибиотиков, то это не консервант, а значит, и при его наличии молоко все равно бы скисло. Передам знакомой, что она может пить молочко безбоязненно. Если уж антибиотики и применяют, добавляет моя собеседница, то, скорее всего, в промышленном производстве. Для частников это не актуально, так как объемы реализуемой продукции у них невелики.
Сейчас сезон овощей и фруктов. Их в лаборатории исследуют на содержание нитратов, радиацию и органолептику. За шесть месяцев было проведено 3603 экспертизы. Под проверку попали уже арбузы и дыни. Их, как правило, везут к нам из Астрахани и Волгограда. Правда, на экспертизу отбирается один экземпляр из всей партии. Пока, как отметила Нина Борисовна, превышений ПДК не зарегистрировано. А вот проверка продукции на наличие генно-модицифированных образований, солей тяжелых металлов вне компетенции ветлаборатории. Овощная продукция на городской рынок в основном поступает из Арзамаса. Ягоды, огурцы, помидоры и другую огородную мелочь везут местные частники и несколько человек из Мурома. При этом Нина Борисовна замечает, что в последнее время плодово-овощной продукции на городском рынке стало меньше. Наверное, потому, что в городе появилось много мелких торговых точек.
Кроме того, в лаборатории тестируют мед. Только в этом сезоне было сделано 200 экспертиз этого полезного продукта. Фальсификаций не зафиксировано. Она, конечно, может быть, но только в том случае, если недобросовестный продавец подменит банку, но таких жалоб ни разу не поступало. Исследованию подвергаются сухофрукты, семечки, орехи, колбасы и прочие продукты. Как показывает практика, первые из этого списка отбраковываются чаще всего.
Проясняю еще один момент. На рынке испокон веков висит табличка, запрещающая частникам продажу консервированных продуктов собственного производства. Но это табу нисколько не смущает ни продавцов, ни самих покупателей. Они располагаются прямо под категорическим запретом со своими огурчиками-помидорчиками. Как отметила Нина Борисовна, действительно такой запрет наложен и без разрешительных документов бабушки не имеют права реализовывать данный вид продукции. Наказать же их за это не представляется возможным. Все дело в том, что на время рейда экспертов они убирают запрещенную продукцию в сумки, а сотрудники лаборатории не вправе проверять их. Так что здесь остается уповать на разумность покупателей: что сегодня будет на ужин — маринованные грибочки или ботулизм в банке?
В заключение хотелось бы напомнить о мерах продуктовой безопасности. Так, эксперты лаборатории советуют не покупать продукты в тех местах, которые не предназначены для торговли: на автобусных остановках, у магазинов, поскольку никто не может гарантировать их качество. На территории рынков вся продукция проверена, покупатель может потребовать у продавца документы, подтверждающие ее безопасность. В любом случае, если возникли сомнения или вы приобрели некачественный товар, то его можно принести в лабораторию, которая находится на территории рынка.
На снимке: Любовь Кондратьева, лаборант, проверяет принесенные образцы
Наталья Фоминых