Крым. Крым вернулся. Крым. Крым… Из всех источников информации. Я не против. Я- за… Я даже очень ЗА! Не зря Баташевы продавали оснастку и вооружение на строящийся Черноморский флот более двухсот лет тому назад. А есть ли еще точки соприкосновения легендарного полуострова и моей малой Родины? Есть. Эти точки- люди.
Те кто постарше помнят, что в прошлом уже веке существовала такая политическая организация- Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи. Комсомол. Родился он на просторах нашей Родины в 1918 году. Чуть позже в Выксе. В Выксунском городском комитете комсомола, на стенде, посвященном его историческим вехам в Выксунском районе, имела место точка, объединяющая два, далеких друг от друга, куска суши. Это фотография молодого человека. Подпись к ней гласила: Мартынов Серафим Владимирович. Один из активных организаторов молодежного коммунистического союза на Выксунской земле. Все. Больше об этом человеке в местных «источниках» найти что-либо не представилось возможным. «Историки» от районной комсомольской ячейки, публикующие статьи в местных СМИ к юбилеям организации, на службу в которой потратили свою жизнь, с недоумением развели руками.
Другая веха. 19 июля 1942 года. Второй год нашу Родину топчет фашистский сапог. Командующий северо- кавказским фронтом маршал Советского Союза С.Буденный вызван для доклада к комиссару обороны СССР Сталину. Тема доклада: О состоянии партизанского движения в Крыму. Доклад был спровоцирован тем, что на имя Иосифа Виссарионовича недавно пришла телеграмма от командования Крымским партизанским соединением с просьбой о помощи партизанскому движению. В лучших царедворских традициях Буденный, взлохматив ус, перекладывает ответственность за провал партизанского движения на его командиров, направивших телеграмму. А кто командиры?- спросите вы.
Алексей Васильевич Мокроусов. Командир партизанского движения в Крыму. Прошел большую школу жизни. За поход в составе южной группы в 1919 году награжден орденом Красного Знамени. В самом начале ушел добровольцем на войну в Испании и стал там военным советником на Аратовском фронте. За это- орден Ленина. Дважды Мокроусов возглавлял партизанское движение в Крыму. В 1920 году в тылу армии Врангеля и в 1941.
Ну и человек с фотографии из Выксунского горкома комсомола. Мартынов Серафим Владимирович. Комиссар центрального партизанского соединения в Крыму.
С этого места давайте поподробнее. Начало двадцатого века. Тамбовская губерния. Город Темников. В семье мещанина Мартынова- скандал. Сын влюбился в цыганку. Родительского благословения не получил и был вынужден уехать с молодой женой в Выездное под Арзамас. Там в 1903 году и родился Серафим. Затем следует переезд в Выксу. Семья разрастается. В Выксе и прошло взросление и становление Серафима. На улице Луговой, ныне Вознесенского. В 1821 году, восемнадцатилетним, в Выксе вступил в коммунистическую партию. Позднее был направлен на партийную учебу. С этого времени наведывается Серафим домой нечасто. После партучебы направлен на работу в Крым. С 1937 по 1938 год является секретарем Ялтинского райкома партии. С 1938 года по 1946 год секретарь Симферопольского горкома партии.
Война. С 1941 по лето 1942 года комиссар Крымского партизанского соединения. Да, перед самой войной Мартынов принимает участие в работе 18 всесоюзной партийной конференции ВКП(б) в качестве делегата с правом решающего голоса от Крымской партийной организации.
Партизанское движение в Крыму в период Великой Отечественной Войны- это тема отдельного, большого разговора. Но если сократить, как в современных пособиях для нерадивых учеников- получается следующее.
В отличие от большей части территории Советского Союза, стремительно захваченной врагом, где партизанское движение фактически организовывалось уже в обстановке оккупации, в Крыму эта работа началась заблаговременно. Оценив масштабы и скорость агрессии фашистов, генералы от Крымского обкома поняли неизбежность оккупации полуострова. Еще в августе 1941 г. Крымский Областной комитет ВКП(б) совместно с 4-м отделом НКВД Крымской АССР в атмосфере строгой секретности начали работу по осуществлению директивы Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. о деятельности партийных организаций в условиях начавшейся войны и постановления ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 г. «Об организации борьбы в тылу германских войск». На случай захвата Крыма вражескими войсками предполагалось развернуть на территории полуострова мощное партизанское и подпольное движение под руководством специально созданного подпольного обкома. В соответствии с планом его подготовки было решено забазировать в крымских горах до 5—7,5 тыс. бойцов, снабдив их оружием, боеприпасами и продовольствием сроком до полугода. Отряды комплектовались в каждом районе и городах Автономной республики силами местных партийных комитетов из партийных, комсомольских активистов, специалистов, не призванных к этому моменту в действующую армию, а также из находящихся в запасе военных. Основой для создания отрядов стали, так называемые, истребительные батальоны — вспомогательные части, сформированные местными отделениями НКВД для борьбы с диверсантами противника, охраны предприятий и военных объектов. Непосредственное руководство возлагалось на командование, которое возглавил в конце октября 1941 г. командующий «народным ополчением» Крыма подполковник А.В.Мокроусов, комиссаром был назначен секретарь Симферопольского горкома С.В.Мартынов, начштаба — майор И.К.Сметанин.
Первую ошибку организаторы партизанского сопротивления допустили, рассчитывая сроки ведения боевых действий. Да и кто бы мог подумать в начале войны, что все это продлится не один год. Итак, продуктовый и оружейный запас на полгода.
Вторая ошибка или существенный просчет. Надежды на то, что в Красной армии железная дисциплина, и она будет отступать организованно, не оправдались. На территории Крыма оказалось множество кадровых военных из разбитых частей. Естественно, что они примкнули к партизанским отрядам, где попытались перехватить инициативу в управлении партизанским соединением. Возник внутренний конфликт, в который было втянуто и фронтовое руководство. Например, на ПОСТАНОВЛЕНИИ БЮРО КРЫМСКОГО ОБКОМА ВКП(б) ПО ОТЧЕТУ О БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ КРЫМА ЗА ПЕРИОД С НОЯБРЯ 1941 г. ПО ИЮЛЬ 1942 г. командующий фронтом Буденный наложил следующую страшную резолюцию: « Все это выдуманная ложь, так как партизан Крыма не было, и нет, есть остатки воинских частей, которые действуют партизанскими методами. Мокроусов и обком (Булатов) принимают все меры, чтобы разложить эти остатки воинских частей. С. Буденный. 18 июля 1942 г.»
Ошибка третья. При организации партизанских баз Крымский обком не проанализировал и не учел настроение местного населения, а именно крымских татар проживавших в горной части полуострова. Именно это население было настроено враждебно по отношению к советской власти, а партизанские базы находились в горной местности. В частности немецкий генерал Манштейн в своих воспоминаниях отмечал следующее: «Татары сразу же встали на нашу сторону. Они видели в нас своих освободителей от большевистского ига, тем более что мы уважали их религиозные обычаи». Командование фашистской 11 армии немедленно воспользовалось этой ситуацией, создав в целом ряде населённых пунктов Крыма «мусульманские комитеты» и приступив к формированию «отрядов самообороны» из жителей горных и предгорных крымскотатарских сёл для борьбы с партизанами (при этом следует отметить, что в партизанских отрядах продолжало сражаться значительное количество крымских татар, среди которых самоотверженность и героизм проявили Э.Юсуфов, М.Молочников, Б.Османов и др.). С помощью предателей было уничтожено множество закладок провианта и оружия, что впоследствии вызвало голод в партизанских отрядах.
Подытожим. В ноябре 1941 г. в Крымских горах действовало 27 партизанских отрядов общей численностью 3.456 человек (из них около тысячи — военные) По данным командования, только за период боёв с ноября 1941 по июль 1942 года партизанами было уничтожено 7984 солдат и офицеров противника, 787 грузовых и 37 легковых машин, взорвано 2 воинских эшелона, 25 мостов, 400 м железнодорожного полотна, вырезано 40 км телефонного кабеля. В тылу врага развертывалась масштабная партизанская война. О её размахе лучше всего сказал командующий немецко-румынскими силами будущий фельдмаршал Манштейн: «Партизаны стали реальной угрозой с того момента, когда мы захватили Крым (в октябре—ноябре 1941). Не может быть сомнения, что в Крыму существовала весьма разветвлённая партизанская организация, которая создавалась долгое время. Тридцать истребительных батальонов... представляли собой лишь часть этой организации. Основная масса партизан находилась в горах Яйла. Там вероятно с самого начала было много тысяч партизан... Партизаны пытались контролировать наши главные коммуникации. Они нападали на мелкие подразделения или одиночные машины, и ночью одиночная машина не смела показаться на дороге. Даже днём партизаны нападали на мелкие подразделения и одиночные машины. В конце концов, нам пришлось создать целую систему своеобразных конвоев». Вспомните резолюцию Буденного.
По данным командования партизанским движением, за год боёв партизаны потеряли: убитыми 898 человек, умершими от голода 473 человек, пропавшими без вести 473 человек. В наиболее тяжелом положении уже в ноябре-декабре 1941 г. были отряды района, оказавшиеся в непосредственной близости к зоне обороны Севастополя. Тем не менее, партизанская борьба не потеряла своей интенсивности и немецкому командованию не удалось расправиться с партизанами, что называется сходу. В декабре 1941 г., готовясь к штурму Севастополя, немцы провели большую антипартизанскую операцию. В ходе тяжелых боёв они, однако, не решили поставленную задачу, и вскоре деятельность партизан существенно активизировалась. Это было связано с высадкой советских войск под Керчью и Феодосией.
Обращение Мокроусова и Мартынова к Сталину повлекло смену руководства партизанского соединения, но никак не ситуацию со снабжением. В июле 1942 г. Мокроусов и Мартынов были отозваны на Большую землю, оставив группировку в 2000 штыков, а командующим назначен бывший начальник штаба 48 кавдивизии полковник М.Т.Лобов, комиссаром — Н.Д.Луговой.
В феврале 1943 от партизанского соединения осталось 260 человек.
Логично было бы предположить, что в сложившейся конфликтной ситуации победит маршал Буденный и наших героев просто уничтожат, в духе времени. Но…
12 апреля 1944 года регулярные части Красной Армии освободили Симферополь. Практически с первых дней освобождения Серафим Владимирович Мартынов приступает к восстановлению, ставшего родным города. Должность? А все тот же секретарь Симферопольского горкома.
1946 год. По направлению партийных органов Мартынов С.В. едет на Алтай. Секретарь райкома города Бийска. В 1952 году коммунисты Алтая избирают его делегатом на XIX съезд ВКП(б). В списке делегатов, участвовавших в работе съезда, наш герой под номером 713.
В 1985 году, наконец-то, Мартынов С.В. за участие в партизанском движении награжден орденом Отечественной войны.
Вот такая история человека (в очень коротком пересказе) детство, юность и становление которого прошли в Выксе. Но Выкса про него забыла. С глаз долой- из сердца вон? Не забываем арзамасца Салтанова С.А. ярко прожившего в Выксе четыре года с 1921 по 1925. А эта страница нашей истории написана не той рукой или чернилами другого цвета? Наверное, просто ее никто не писал. Почему? Не интересно? Неоднократно на протяжении последних лет обращался к сотрудникам наших районных СМИ с историей этого человека. Безрезультатно.
В связи с этим короткая история про моего деда. На войну призван из Выксы в июне 1941 года. Вернулся майором, орденоносцем в 1948 году. Ленинградский фронт. Штурм Кенигсберга. Служба в Германии после войны. Затем работа в ВМЗ. При составлении районной книги памяти, летописи трудовой и боевой славы его почему-то не вспомнили. Хотя по этому поводу я подходил к одному из составителей, и он записал все данные в свой рабочий блокнот. Безрезультатно.
Сколько еще таких исторических «потеряшек» в нашем районе?
Владимир Королев