Виртуальная Выкса

Выкса сегодня

/ Жизнь / Социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних округа Выкса - 20 лет


Календарь

« Февраль 2014 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728 

Социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних округа Выкса - 20 лет

дата: 26.02.14   добавил: DDZ   источник: Выкс@.ru
Учреждение это носит длинное название - ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Выксунского района». В народе же его знают проще - «Пеликан». И в зависимости от того, насколько сведущ человек в жизни центра, варьируется интонация, с которой название это произносится. 2014 год — юбилейный для учреждения. Свой двадцатый день рождения здесь будут отмечать в октябре. Мы решили поинтересоваться, как идет подготовка к празднику и чем живет сегодняшний двадцатилетний «Пеликан».


Впечатление первое.
Давно ли вы, друзья мои, бывали в школах? Вот так, чтобы просто войти в коридор, встретиться с детьми? Я регулярно бываю в разных школах и «здрасте» мне доводится услышать либо от самых маленьких, либо от тех, кто невольно врезался в меня на повороте — вместо «извините». Так вот. В дверях «Пеликана» встречаюсь с двумя подростками. Улыбка навстречу и «Здравствуйте!». В коридоре девочка дет десяти - «Здравствуйте!». Согласитесь — это показатель.

Впечатление второе.
Слово «приют», которым нередко награждают центр, становится неуместным с первого взгляда. Чистые, нарядные дети открыто улыбаются незнакомому человеку. И если на минутку забыть, что за спиной у каждого ребенка — трагедия того или иного масштаба, кажется, что попала в уютную деревенскую школу, где сохранены еще лучшие традиции Макаренко. Сразу на входе, в коридоре, — выставка детских поделок всевозможных видов, и много игрушек. Они везде. В кабинете завуча, в коридоре, в канцелярии. Не напоказ, естественно, между папками с документами и цветочными горшками. Дом, где живут дети, не может без игрушек.

Впечатление третье.
Сотрудники «Пеликана» - это особые люди. Подождать, пока освободится директор, мне предложили в кабинете завуча по воспитательной работе. Мария Ивановна Лунева работает в центре с 1996 года. Сначала — психологом, и вот теперь — завучем. Казалось бы, видела уже все. Но когда она рассказывает о судьбе того или иного ребенка, в ее глазах блестят слезы. Она знает в подробностях ситуации в семьях сегодняшних и бывших воспитанников, помнит их болезни. Если бы родителям этих ребятишек хоть десятую долю такой теплоты по отношению к своим чадам!
Сердце «Пеликана», его энергетический источник — директор Татьяна Чуркина. На разговор у нас десять минут, в результате общаемся почти полчаса и понимаем обе, что можно продолжать едва ли не до бесконечности.
- Здесь работают только те специалисты, у которых есть душа, - горячо говорит Татьяна Викторовна. - В штате у нас прекрасные социальные педагоги, многие начинали без образования, а сейчас получают второе высшее. Здесь работают замечательные психологи, социальные педагоги, инструктора по труду, по физической культуре, специалисты по социальной работе, повара, социальные работники. Никому из них не надо говорить, куда двигаться, что разглядеть в ребенке, что развивать. Он видят это сами.
Мероприятия? Каждый день! Крупные — ежемесячно. В каждом спортивном соревновании — команда сотрудников. Нашему инструктору по труду 80 лет, и он участвует в эстафетах! А как иначе?! Нужно же поддержать и ребят и коллег! У нас проходят театрализованные представления, музыкальные часы, всевозможные состязания - лыжи, санки... Вот сейчас у всех Олимпийские игры — и у нас тоже! 3 марта здесь пройдет открытие Паралимпийских игр. Приезжайте посмотреть!

Впечатление четвертое.
Удивительное единодушие и целеустремленность. Главную задачу работы центра здесь знают и понимают все.
- Ребенку должно быть здесь хорошо. Но еще лучше ему должно быть в семье! - так Татьяна Викторовна обозначает общую для «Пеликана» цель. - Детей мы принимаем в любое время дня и ночи. На улице ли полиция нашла его или в семье конфликт и вмешались социальные работники. Помыть, накормить, одеть. Зачастую... вы знаете... ту одежду, в которой ребенок поступил, безопаснее сжечь. Восстановить в школе. Бывают ситуации, когда ребенок четвертями не посещает учебное заведение. А параллельно ведется огромная работа с семьей. Пятый год мы практикуем трудотерапию. Когда ребенок вместе с мамой и папой убирает снег, что-то делает в мастерской, да много всего можно сообща... Это один из самых действенных способов поднять авторитет семьи. Ребенок начинает гордиться родителями. Они вместе на огороде работают, мы показываем, как дети застилают кроватки, как умеют держать в порядке свои вещи. Участвуют родители в таких мероприятиях добровольно. Почти всегда добровольно. Но бывают случаи, что и привозим едва ли не за руку. Ребенок скучает — мамы давно не было... Приходится напомнить.
Порой мамы не представляют, что делать с редиской или морковкой. А наши дети знают! Девочки постарше успешно справляются со стиральными машинками-автоматами. Некоторым семьям приходится помогать решать самые простейшие бытовые вопросы. Наши социальные работники выезжают повесить шторы, вставить стекла, починить замок или просто убраться. И вот когда социально опасные факторы ликвидированы, ребенка можно отпускать домой «в гости». На два-три часа, на выходные. Социальный педагог внимательно следит, как складываются отношения между родителями и ребенком. И, при хорошем раскладе, через некоторое время наш воспитанник возвращается в семью.
Иногда мама приходит, а у нее ничего нет для малыша. У нас обязательно есть машинка или кукла. И столько радости в глазах: «Ма, ты купила мне игрушку?!» И слезы радости... И гордость за маму...

Впечатление пятое.
Фотографии. Большие и маленькие, в альбомах и еще россыпью, они, как и игрушки, повсюду. Так заботливые родители собирают мгновения жизни любимого чада, с гордостью показывая всем желающим. Конкурсы, соревнования, встречи, концерты...
- Трое наших ребят стали призерами конкурса «Детский семейный кодекс». Их работы вошли в сборник, в областной газете писали. Вы представляете, что это значит для них и для нас?! - и Татьяна Викторовна листает сборничек, безошибочно находя странички с работами воспитанников. - А вот это рисунки маленьких. Мы очень любим рисовать, - солидная стопка листочков тоже на столе у руководителя.

Директор часто говорит «мы» в отношении детей. Так обычно рассказывают об успехах ребят заботливые мамы, психологически не отделяя себя от них. В «Пеликан» периодически приглашают учителей школ округа, социальных педагогов. И сколько удивления у тех в глазах: авторы замечательных работ, активные участники соревнований — отпетые хулиганы, сидевшие на последних партах.
Под словом «реабилитационный» кроется гигантская работа. Вот мальчуган, который вместо уроков зарабатывал деньги на еду. Сейчас его готовят к поступлению в колледж. Грамотная профориентация — еще одно направление: сотрудники «Пеликана» отслеживают тенденции на рынке труда с тем, чтобы помочь ребятам с самоопределением. Кому-то помочь оформить инвалидность, для кого-то разобраться с документами — все это требует немалого времени. Потому о нормированном рабочем дне здесь не знают. Надо же все успеть. И с бумагами разобраться, и попеть, и побегать, и порисовать.
- А футбол! - восклицает Татьяна Викторовна. - Да, и я играю! И все играют, а как же...
И понимаешь, что иначе действительно невозможно!

В «Пеликане» сегодня 56 воспитанников в возрасте от 3 до 18 лет. Самых маленьких (3-5 лет) — 16 человек. Примерно поровну девочек и мальчиков. Особое направление — дети с ограниченными возможностями. Проживать в стационаре они не могут, но во всем остальном... лучше, чем название соответствующей программы, и не скажешь: «Мы - как все!»
Лучшей характеристикой и высшей оценкой работы «Пеликана», мне кажется, может служить тот факт, что периодически ребята сюда приходят сами. И те, кто уже бывал, и новички. Максимальный период пребывания в «Пеликане» - 6 месяцев. Если за полгода работу с родителями так не удается наладить, ребенок остается в группе длительного пребывания — до года. И все эти месяцы сотрудники «Пеликана» ведут борьбу за возвращение к нормальной жизни мам и пап, за то, чтобы ребенок смог вернуться. Вернуться в здоровую семью. Кроме выксунских мальчишек и девчонок здесь проживают ребята из Навашинского и Кулебакского районов.
Обстановка в «Пеликане» домашняя. Можно не есть ненавистную манную кашу, вздремнуть после занятий и поиграть в куклы. Можно просто «повалять дурака». Но на это времени, как правило, не остается. Умение правильно организовать свое время — еще один навык, который прививают в центре.

У «Пеликана» много помощников. Директор благодарит крупные предприятия и частных лиц, помнит все их добрые дела. А на мой вопрос — чего бы хотели на день рождения — отвечает: «Приезжайте в гости!»
Полчаса истекают, а о подготовке праздника мы так толком и не поговорили. Да и не страшно. Мы приедем сюда еще. Тем более что папочку с историей «Пеликана», заботливо приготовленную для меня Марией Ивановной, я, еще разгоряченная разговором, благополучно забываю у нее на столе. Добрая примета. Точно еще вернемся.
Уезжаю из «Пеликана» с интересной мыслью. Сюда надо время от времени в гости привозить наших благополучных, сытых, обласканных мамами-папами-бабушками-дедушками деток. Может быть, тогда им будем меньше лезть в голову всякая глупость, а при попытках пожаловаться на то, как все плохо, на память будут приходить вот эти ребята, которые знают что такое на самом деле беда. Но они улыбаются. И кричат «Здрасьте!» И не плачутся на жизнь. Они учатся ее менять. А взрослые сотрудники «Пеликана» им в этом помогают.


В гостях у «Пеликана» была Алена Баикина



Комментарии: 31767
Монахова   |   26 февраля 2014 - 17:33

Спасибо, Алёна, за статью

lanka   |   26 февраля 2014 - 19:47

))) Съездите 3 числа на открытие Паралимпиады!




© 2005-2024 «Виртуальная Выкса» | Дизайн и верстка «Виртуальная Выкса» | admin@wyksa.ru
по вопросам размещения рекламы - cmi.zloy@gmail.com, тел. 89040596588
При любом использовании материалов сайта ссылка на wyksa.ru обязательна