Побывать на новогоднем спектакле в ДК металлургов ОАО "ВМЗ" округа Выкса — это для меня такая же традиция, как загадать желание под звон курантов. И каждый год я задаюсь вопросом: чем удивят на этот раз? «Необыкновенное приключение Элли и ее друзей», очаровательное путешествие в Изумрудный город, заставило меня вернуться в детство. И это было самым главным достоинством праздничного действа — 2014.
- Как вам каждый год удается придумать что-то новое? - спрашиваю я режиссера спектакля Михаила Миронова.
- Сначала мы много и долго думаем. Советуемся со всеми дворцовскими, обсуждаем варианты. Ведь нужно что-то сказочное и волшебное. Эта сказка, например, нашлась в книжном шкафу. А поскольку мы хотели показать все технические возможности Дворца, формат путешествия показался наиболее подходящим. Мы сняли с нашего замечательного сценического круга линолеум, выяснилось, что круг вращается и дает невероятные возможности для фантазии. И вообще, этот спектакль показал, что во Дворце работает коллектив единомышленников. Начиная с плотников и заканчивая художниками, все старались создать настоящую Сказку! Много поработали звукорежиссеры — все фонограммы записаны нашими актерами. Светорежиссеры должны были обеспечить эффектные переходы от одной страны к другой: если мы в Фиолетовой стране, то и свет должен быть фиолетовым, если в Изумрудном городе — естественно, зеленая подсветка. Заменили все фильтры, проверили все до единой лампы — и мы получили волшебную игру света. А костюмы... Они все новые, разве что штаны для Страшилы нашли в сундуке, но ему и не нужны были обновки. Идею мы брали, конечно, Волкова, но наши костюмеры каждый костюм продумывали до мелочей. Если Голубая страна — то и костюмы, включая статистов, у всех голубые, если Фиолетовая — фиолетовые. Звенели бубенчики на шляпах у Жевунов, менялись маски волшебника Гудвина... Особое внимание уделялось декорациям. Открою секрет: я подсмотрел эту идею у детских городков. Ходил по городу и разглядывал домики, горки и башенки. Так получился городок-трансформер, разный с четырех сторон. 3D-декорации. Ведь все дело в ракурсе! Дети умеют смотреть на мир «по-другому». Они умеют его менять. И мы решили это материализовать. Помните же песенку из спектакля: «Где водятся волшебники? В фантазиях твоих?»
- Поэтому спектакль получился настолько детским?
- Да, мы его таким и задумывали. Все эти повторюшки, песенки-припевки, вопросики-ответики.
- И зеленые очки...
- И зеленые очки. Мне хотелось, чтобы дети получили на память какой-то кусочек этой сказки, потом могли дальше в нее играть. И чтобы захотели прочитать замечательную сказку про девочку Элли, ее друзей, их увлекательные приключения.
- Кстати, о девочке Элли. У Валерии Бродской образ получился очень удачным. Взрослая девушка так удачно перевоплотилась...
- Из Леры вышла отличная Элли. Кирилл Фядин после большого перерыва вернулся на сцену и сыграл Дровосека. Страшила — Андрей Годов... Ну, этот человек сам по себе уникален и в равной степени талантливо играет грозных злодеев и набитых соломой добряков. Замечательный Тотошка... Старые, уже опытные «елочники», которым нужно было отойти, отказаться от каких-то стереотипов... Вообще, у меня ощущение, что мы все, создавая этот спектакль, шли по дорожке из желтого кирпича в Изумрудный город.
- Но не все зрители остались довольны, насколько мне известно.
- Так, чтобы довольны все — мне не доводилось видеть никогда. Причем детям-то как раз все понравилось. А вот родители... Скажу так: если бы взрослые внимательнее читали афиши и соотносили возможности своего ребенка с тем, что предлагает Дворец, многие ситуации просто не возникли. Вряд ли малыш до двух лет способен просидеть часовой спектакль. Он капризничает, плачет. А ведь на сцене играют не профессиональные актеры, многие тоже дети, их это отвлекает, дезориентирует. И наоборот:когда пятилетнего ребенка приводят «поплясать у елочки» - извините меня, ему это может показаться не очень интересно, покажите ему представление, он уже сможет его оценить. А что касается дорогих билетов... Друзья мои, когда мы приходим за хлебом, нас же не смущает, что он стоит денег. Новогодний спектакль всегда очень затратен, его готовят десятки людей не один месяц. Он не может быть бесплатным по определению. И 20 рублей не может стоить. А уж озаботиться заранее и заказать билеты по телефону — сам бог велел. Один Дворец на целый округ. Разумеется, будет аншлаг.
- Вернемся к хорошему. Какую высшую похвалу вы услышали после спектаклей?
- Тут ведь как... На первые спектакли идут школьники. Организованно, большими группами. И дальше мы ждем: если представление понравилось, в первых числах января идут уже «неорганизованные» зрители». В этом году повисла прямо «мхатовская пауза» : предновогодне спектакли прошли — и тишина. Мы даже занервничали. А второго числа народ как пошел! Вот только тут мы поняли, что «выстрелили». Высшая похвала? Мне сказали: «Вы сделали совсем другую сказку. Ее нельзя сравнивать с прошлыми — она не лучше и не хуже, она другая». Вот это, на мой взгляд, лучшая похвала...
Главным открытием спектакля, по общему мнению, стал актер, сыгравший Тотошку. Живой, непосредственный, абсолютно естественный мальчуган немедленно привлек к себе внимание. Его персонаж ни на минуту не оставался в покое: щенок носился по сцене, лаял, совал повсюду свой нос, а если делать было уж совсем нечего, прыгал на месте, как и полагается маленькому щенку. После спектакля я бросилась выяснять — кто же это. Неужели из какого-то театра взяли? Выяснилось — свой. Да еще и новичок.
Нашел «звездочку» лучший Гудвин всех времен и народов Леонид Кичайкин. «Гимназия №14 — кузница кадров», - смеется Леонид Федорович. И вот он сидит рядом со мной: серьезный, рассудительный молодой человек, вполне вероятно - будущий коллега (подумывает о карьере журналиста), поклонник творчества Есенина, занимается математикой, ко мне на встречу прибежал с тренировки по баскетболу. Грамотная речь, четкие формулировки, неторопливые движения. И только чертенята в глазах выдают неугомонный нрав моего собеседника. Святославу Шишкину 12 лет. Роль Тотошки — его дебют.
- Гимназию с Дворцом связывает многое, - четко, как на уроке, говорит мальчик. - В мае прошлого года я был ведущим торжественного вечера, который проходил здесь. Видимо, тогда меня и заметили. Мне позвонил Леонид Федорович, сказал, что есть деловое предложение и надо встретиться. Когда я приехал, он спросил меня, хочу ли я участвовать в новогодних представлениях. Я сказал, что должен посоветоваться с мамой. Она вначале была против, а потом согласилась. Я пришел на репетиции. Режиссер Михаил Миронов объяснил мне, в чем заключается роль. Сказал, что можно импровизировать.
- А ты знал, что это слово обозначает?
- Нет, сначала не знал. А потом понял. Я репетировал дома, перед зеркалом. Меня все поддерживали, и мама, и здесь... Лера очень подбадривала, помогала. Перед первым спектаклем Михаил научил меня, что в зал смотреть не надо. И я смотрел на балкон — там сидели свои, все за нас болели, держали кулачки. Но однажды не удержался и посмотрел в зал. Там столько людей! Меня будто заклинило: пересохло в горле, я весь вспотел... Мне показалось, что я забыл весь текст. А потом собрался, Лера меня поддержала, и я все вспомнил. Вы знаете, мне кажется, Тотошка — это то существо, что всегда живет во мне. Как будто я наружу выпустил маленького щенка, который жил в моей душе. И это он прыгал по сцене, лаял и все вынюхивал. Мне всегда говорят, что я энергичный, неумолкающий, веселый — такой, как Тотошка. Так что роль мне подошла.
- Ты уставал?
- Наверное, не так, как взрослые. Но к концу спектаклей просто валился с ног. И мне было важно, чтобы я выспался. Тогда я снова был бодрым и мог играть.
- На следующий год хотел бы опять участвовать в представлениях?
- Трудно сказать. Если это не будет мешать учебе, тогда, конечно, хотел бы. И с мамой надо посоветоваться. Такие решения в одиночку не принимаются...
За новогодние праздники на мероприятиях в ДК металлургов побывало более 5000 человек. Прошло 17 спектаклей и 5 представлений у елки для малышей. «Необыкновенное приключение Элли и ее друзей» планируют включить в Театральную неделю.
Подготовила Алена Баикина