Дома призрения или, как их сейчас принято называть, Дома престарелых появились еще в царской России. Не пустуют они и по сегодняшний день, становясь для многих последним жизненным пристанищем. У каждого свой путь в этот дом. Попадают в него наши соотечественники по доброй воле или от безысходности, получается ли полюбить его, как родной? В поисках ответов корреспондент газеты «Выкс@.ru» отправился в Выксунский дом милосердия для инвалидов и престарелых, которому в начале ноября исполнилось 10 лет.
Уже ступив на территорию, понимаешь, что здесь - особый мир, в котором нет суеты, в котором царят любовь, умиротворение, мудрость и красота. Причем все это создается как стараниями сотрудников Дома милосердия, так и его обитателями. Они разбивают клумбы и даже виноградники, по своему вкусу обустраивают жилые комнаты. В летние знойные дни можно спрятаться от жары в беседке и скоротать время у фонтана. Таким образом они вместе пытаются уйти от казенщины, сделать общий дом светлым и уютным. К тому же жизнь обитателей, по словам директора Артема Ледяева, не ограничивается территорией, обнесенной забором. Для них организуются паломнические поездки как по монастырям Нижегородской области, так и по России. Радужных красок в будни регулярно добавляют творческие коллективы городского округа – приезжают с концертами и творческими вечерами. Помнят здесь и о душе, о вечности. Молитвы возносят в часовенке, построенной на территории Дома милосердия. А чтобы здоровый дух пребывал в здоровом теле, в одной из комнат оборудовали тренажерный зал.
Здесь исповедуют философию: не два полюса: «администрация — проживающие», а единство: «проживающие и их друзья».
Сейчас в Доме милосердия проживает 70 человек в возрасте от 40 «с хвостиком» до 80 «с гаком». Еще шесть - ждут своей очереди. Не все среди них выксунцы, есть и жители Навашино, Княгинино... Все в Дом милосердия приходят либо по доброй воле, либо их, как говорят, приводят жизненные обстоятельства. У всех они разные. Есть здесь бабушка, которая отписала внучке квартиру, а та ее в «знак благодарности» выгнала. В силу стереотипов мы привыкли считать, что Дом-интернат для престарелых и инвалидов априори, заведомо что-то плохое, ужасное, грязное... Ведь туда родственников отправляют подальше с глаз долой, из сердца вон! И уж никто не ожидает обрести здесь друзей, новую семью, заботу, комфортные условия проживания. Кстати, что касается последних, то они соответствуют европейским стандартам. Здесь нет ни «дедовщины», ни «бабовщины». Новичков принимают с радостью. Стараются подселить в комнату с соседями по интересам, чтобы человек почувствовал себя нужным, занятым, быстрее адаптировался. Но как хорошо бы ни было в новом доме, попав сюда, человек так или иначе испытывает стресс. Каждый житель индивидуален, прошел свою жизнь, за плечами порой очень нелегкий опыт. При этом, как отмечает Артем Владимирович, каждый по-своему талантлив. При Доме милосердия имеется свой ансамбль с символичным названием «Изумруд». Сколько у певуний оптимизма, задора, так горят глаза, что им могут позавидовать и многие молодые. Работает в Доме столярный цех. Многие проживающие «на короткой ноге» с компьютером и Интернетом. Освоили и познавательно-развлекательные ресурсы, и социальные сети, общение с друзьями и родными по электронной почте и Skype. Многие предложения учитываются и реализуются на сайте Дома–интерната http://vyksunskiy-di.ru. Каждый вносит свою лепту. Есть, например, такие, кто передвигается на костылях, но не приемлет жалости к себе, а ограниченность в движении не мешает им взять метлу и привести в порядок дорожки. Интересно бывает наблюдать за тем, как проживающие привыкают к различным новшествам. Например, когда установили кулер, не все сначала оценили его преимущества, тосковали по чайнику, а теперь не нарадуются — и чай, и кофе с удовольствием заваривают. Сотрудники Дома милосердия стараются не отказывать подопечным в просьбах. Если надо - вызовут парикмахера «на дом» и в магазин за компанию прогуляются, подскажут, какой марки купить бытовую технику, если в этом возникнет необходимость.
В свободе проживающие в Доме не ограничены. Они имеют право на отпуск, вплоть до 90 дней в году. Но желание покинуть пределы Дома милосердия возникает редко.
Процветает обитель, в которой так много света и добра, благодаря спонсорам. Особую благодарность и коллектив, и проживающие выражают организации «Выкса-ОПТ», заводу «Стандартъ», заводу корпусов, Выксунскому хлебозаводу, ОАО «Молоко», ДК металлургов и ИП Абдуллаеву.
Почему люди выбирают не спокойную старость в окружении детей и внуков, а казенное учреждение? Об этом лучше всего скажут сами жильцы.
Виктор Николаевич Соловьев, 67 лет:
Я - один из первых жителей. Попал в Дом милосердия из сестринского отделения Шиморской больницы. Тогда, в 1998 году, меня и еще 27 человек расформировали, разбросали кого куда.
Живу и не нарадуюсь, особенно на руководство — Артема Владимировича Ледяева, Татьяну Николаевну Филатову. Скучать мне некогда. Летом на огороде тружусь. До операции на глаза ремонтировал всем обувь. С 1 апреля у меня новый сосед. Учу его потихоньку уму-разуму, он прислушивается к моим советам. Все у меня есть, ни в чем не нуждаюсь. Я даже комнату обустроил по своему желанию. Купил шкаф для белья, комод, холодильник, которые удачно вписываются в интерьер, поменял уже не один телевизор. Мы живем одной дружной семьей. Если меня попросят сходить в магазин за колбаской, за таблетками в аптеку, я всегда рад помочь. К нам часто приезжают в гости с концертами ребятишки из «Пеликана». Пользуясь случаем, хочу передать благодарность врачу офтальмологического отделения ЦРБ Галине Николаевне Илларионовой. Спасибо за ее чуткость, внимательность и доброту к пациентам.
Алексей Николаевич Пяткин (59 лет):
Проживаю в Доме милосердия с 14 апреля 1995 года. Инвалид по зрению, я собрал огромную аудиобиблиотеку, слушаю аудиокниги. По профессии - музыкальный работник. Занимаюсь самодеятельностью. У нас есть свой вокальный ансамбль, в него принимают всех желающих. В идеале, конечно, было бы отбирать по способностям, но где их взять? В 70 лет голоса уже скрипучие, не как в 19-летнем возрасте. Несмотря на это, стараемся, работаем, и, думаю, неплохо получается. А еще я обеспечиваю музыкальное оформление к утренней зарядке. У меня есть сын и дочь, они меня навещают, приводят внуков. Если сказать по совести, то дети меня не выгоняли, я сам решил прийти в Дом милосердия. У меня сгорел дом, а с детьми делить кров я не хотел. Это их жизнь, и соваться в нее мне нет смысла. Воспитывать я их не хочу, они уже «сами с усами», у внуков уже скоро будут свои дети. О решении своем не жалею. Новичков в свой коллектив принимаю легко, это логично в силу моей профессии. Если хороший человек, почему бы его не принять? У меня вот как месяц новый сосед по комнате. Пока ни я его, ни он меня не обижаем (улыбается). Я схож с людьми. В самодеятельности проработал 50 лет, здесь хочу сделать настоящий профессиональный ансамбль, но эта мечта, наверное, неосуществимая. У наших представительниц прекрасного пола и «дыхалка», и голосовые связки уже не те, и рот не полон зубов. А я еще многое знаю и хочу передать знания кому-то. Домой? Нет, не тянет, уже привык, я и здесь, как дома. Куда надо - дойду один.
Анна Федоровна Лазорева, 87 лет:
У меня есть сестра и племянница, но я решила оформиться в Дом милосердия. И вот уже живу здесь более 10 лет. Поначалу плакала. Поселили меня в комнату, она мне казалась большой и холодной. У меня была соседка, она поругалась с мужем и ушла от него, но через несколько дней он приехал и забрал ее домой. По моей просьбе меня переселили в другую комнату. Настоящих подруг здесь не нашла, так, общаемся со многими на лавочке. Но мне тут нравится. Очень обходительный медицинский персонал. Спасибо им большое, что ухаживают за нами, а то я в последнее время сильно приболела. Какое мне теперь счастье? Дал бы Бог здоровья, чтобы хоть «шмыгать» потихоньку. В воскресные дни у нас в часовне богослужения проходят. С концертами к нам часто гости приезжают, если не заленюсь, то их посещаю. Племянница меня не забывает, навещает.
Александра Ефимовна Купрюшина, 73 года:
Живу здесь всего 10 месяцев. Очень нравится. Меня перевели из Навашино, так как там сделали специализированный психоневрологический интернат. Навашино и Большое Окулово, где я родилась, знаю, как свои пять пальцев, а еще лучше - Владивосток, где прожила более 35 лет. Но сейчас ориентируюсь уже неплохо и в Выксе. Я ветеран труда. Здесь очень хорошо живется - тепло, светло, уютно. По сравнению с Навашинским, как небо и земля. Здесь — небо, можно сказать, что я как в раю нахожусь. По утрам зарядку делаем, в течение дня репетиции проходят, я пою в ансамбле «Изумруд». А еще мы концерты смотрим, читаем книги, письма пишем. Меня очень хорошо в Выксе приняли. Я ни с кем никогда не ссорюсь, не имею такой привычки, чтобы обижаться, ругаться. Я, конечно, не профессор, но с любым человеком поговорю, никогда не кидаю резких слов. Старушки многие старше меня, все внимания требуют. Не верьте, если вам кто-то скажет, что нас здесь плохо кормят, питание отменное, приходится даже следить, чтобы не набирать лишний вес.
Я очень люблю индийское кино, и мне уже его трижды показывали, но особенно люблю танцы. У меня есть брат и сестра, но они очень пожилые — 87 и 85 лет. Они приезжают ко мне в гости на машине, к себе на день рождения забирали, на день Победы. В таком Доме милосердия, в таких условиях я еще 10 лет проживу, а может и больше. У нас в роду все долгожители.
Считаю, что нынешняя молодежь должна жить отдельно от нас, стариков. Она все впитывает, чего, может быть, и не надо от нас. К тому же, это сейчас не модно. Хотя испокон веков на Руси всегда почитали людей почтенного возраста, их чуть ли не на руках носили. Дай Бог Артему Владимировичу прожить до 100 лет, и мы тогда с ним поживем.
Слушаешь этих сильных духом людей и удивляешься их желанию жить, творить, благодарить Бога за каждый прошедший день. Нет в них ни ропота, ни обиды на своих близких, на судьбу. Наоборот, они пытаются понять и оправдать родственников. Но именно здесь приходит в голову страшная в своей простоте мысль: а я буду нужна своим детям? Или тоже сочту за благо «не мешать молодым»?..
На Западе окончить свои дни в Доме престарелых – давно сложившаяся традиция. В русских семьях старикам испокон веков отводилось почетное место, доставался первый кусок. Меняются времена. С ними меняются и люди. Радостно одно – есть на Выксунской земле островок, где рады всем – больным, обездоленным обиженным и просто одиноким. Дом, в котором живет милосердие.