Анализ состояния законности на территории городского округа г. Выкса показывает, что одной актуальных проблем, существующих на территории округа, является проблема незаконной миграции, которая ухудшает социальную обстановку, создает напряженность в межнациональных отношениях и способствует общей криминализации и росту преступности, в том числе в среде самих мигрантов.
Более восьми лет назад, когда случаи незаконной миграции были единичными, Федеральным законом от 28.12.2004 №187-ФЗ была введена статья 322.1 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за организацию незаконной миграции, максимальное наказание за которую по части первой было предусмотрено до 2-х лет лишения свободы, по второй – до 5-ти лет.
В последнее время незаконная миграция стала приобретать массовый характер, и, как следствие этого – ужесточение законодателем в 2012 году уголовной ответственности. Теперь максимальная санкция по части первой статьи 322.1 УК РФ предусматривает лишение свободы на срок до 5-ти лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет или без такового, а по части второй – до 7-ми лет лишения свободы.
Организацией незаконного пребывания являются любые действия, направленные на обеспечение нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации без паспорта (документа, удостоверяющего личность), визы, миграционной карты с регистрацией в установленном законом порядке, вида на жительство или временного разрешения на проживание на территории Российской Федерации.
В настоящее время одной из актуальных проблем в сфере миграции является создание так называемых «резиновых квартир». Данный термин применяется к квартирам, где на небольшой площади зарегистрировано столько человек, которые физически не смогли бы там разместиться, если бы проживали все вместе одновременно.
Для легального пребывания на территории России любому иностранцу необходима регистрация по месту проживания, т.е. он должен встать на миграционный учет, который носит уведомительный характер, - принимающая сторона сообщает в миграционную службу о том, что у нее проживает иностранец. Сделать это можно непосредственно обратившись в ФМС, либо по почте. При этом в законодательстве отсутствуют требования к жилой площади, что позволяет принимающей стороне представлять неограниченное количество уведомлений в ФМС, а ФМС, в свою очередь, не может отказать в постановке на миграционный учет, т.к. ограничений по норме жилой площади законодательством не предусмотрено.
Предоставление гражданином РФ или постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином в миграционную службу документов о пребывании иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации по адресу его регистрации либо адресу принадлежащего ему жилища без намерения предоставить это жилище для проживания иностранным гражданам (лицам без гражданства) либо без намерения последних проживать по заявленному адресу влечет за собой уголовную ответственность по ст.322.1 УК РФ.
В результате умышленных действий, непосредственно направленных на создание условий для незаконного пребывания иностранных граждан (лиц без гражданства) в Российской Федерации, ФМС лишена возможности осуществлять контроль за соблюдением указанными гражданами правил миграционного учета и их передвижения на территории РФ.
21.08.2013 Выксунским городским прокурором проведено межведомственное совещание по вопросу организации взаимодействия правоохранительных органов округа по выявлению и пресечению преступлений, связанных с организацией незаконной миграции. По результатам совещания принято решение о проверке каждого адреса, по которому зарегистрировано значительное количество иностранных граждан, на предмет их фактического проживания по месту регистрации. При выявлении фактов предоставления в ФМС собственниками жилых помещений ложных сведений о прибытии и проживании у них иностранных граждан в каждом случае будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела по ст.322.1 УК РФ.