Мобильные телефоны прочно вошли в нашу жизнь – без сотовой связи её уже не представить. Всю прелесть высоких технологий смогли оценить и мошенники, которые наживаются за счет доверчивости граждан, в том числе и жителей г.Выкса.
Анализ сообщений о такого рода преступлениях, поступающих в ОМВД России по г.Выкса, показал что наиболее распространёнными способами телефонного мошенничества являются следующие.
Мошенник, представившись по телефону близким родственником, говорит, что попал в беду и срочно нужны деньги. Чаще всего сын или внук становится виновником ДТП, в результате которого гибнет или тяжело травмируется человек. Деньги нужны якобы на срочную операцию или на взятку полицейским. Далее лжеродственник или "сотрудник полиции", которому передаётся телефон, просит жертву передать собранную сумму через посредника или перевести на счет.
Так, в апреле 2013 г. на домашний телефон жителя г.Выкса Г., 1951 г.р. позвонил мужчина, представившийся следователем, и сообщил, что её сын попал в ДТП и сбил девушку. Далее он передал трубку "сыну" гражданки Г., которой голос в трубке показался похожим на голос её сына. "Сын" сообщил, что для решения возникшей проблемы срочно нужны деньги. Далее "следователь" сообщил Г. номера телефонов, на которые нужно перечислить деньги. Через ближайший платёжный терминал Г. перечислила на указанные номера 30.00 рублей.
В июле 2013 на домашний телефон гражданки Л., 1950 г.р. позвонил мужчина, представившийся её сыном, который сообщил, что он на автомобиле сбил девушку, которую увезли на "Скорой помощи" и чтобы "урегулировать" возникшую проблему нужны деньги. После чего с Л. разговаривал другой мужчина, представившийся сотрудником полиции. Он указал, что деньги необходимо переслать через платёжный терминал на названные им номера телефонов. Сильно переживая за судьбу сына, женщина перевела через ближайший к её дому терминал на телефоны мошенников 40.000 рублей.
В начале августа 2013 на домашний телефон гражданки П., 1927 г.р. позвонил мужчина, представившийся её внуком, который сообщил, что он на автомобиле сбил женщину и чтобы «решить» проблему ему необходима крупная сумма денег. П., показалось, что по телефону с ней действительно разговаривает внук, и она решила отдать имеющиеся у неё 40.000 рублей, за которыми чуть позже подъехал незнакомый ей мужчина.
Конечно, в такой ситуации, когда близкий родственник в беде, очень сложно трезво и хладнокровно мыслить, особенно пожилому человеку. Однако, вместо того, чтобы торопится расстаться с деньгами, просто позвоните своему родственнику и узнайте, действительно ли у него такие проблемы. В большинстве случаев все оказывается в порядке, а мошенники остаются ни с чем.
Типичной является и ситуация, когда на сотовый телефон граждан звонят или приходят sms-сообщения, содержащие информацию «Ваша банковская карта заблокирована». В конце сообщения указан номер, по которому гражданин должен позвонить, чтобы решить возникшую «проблему». При звонке на указанный номер гражданин от "сотрудника банка" получает информацию о необходимости проведения ряда операций с использованием банковской карты через банкомат. При выполнении указаний со счёта гражданина списывается "круглая" сумма.
Так, в июне 2013 на мобильный телефон жительницы г.Выкса Ф., 1982 г.р. поступило СМС-сообщение о том, что её банковская карта заблокирована и указан номер телефона, по которому нужно позвонить для разблокировки карты. Ф. позвонила по указанному номеру и выполнила рекомендации женщины, представившейся сотрудником Сбербанка, по проведению ряда операций со своей картой через банковский терминал. Как оказалось впоследствии никаких проблем с банковской картой Ф не имелось, а при проведении операций через терминал с её счёта были списаны 10.000 рублей.
Способ защиты от мошенничеств прост - нельзя верить подобным сообщениям и звонкам по телефону.
Конечно, в ситуации, когда близкий родственник в беде, очень сложно трезво и хладнокровно мыслить, особенно пожилому человеку. Однако, вместо того, чтобы торопится расстаться с деньгами, просто позвоните своему родственнику и узнайте, действительно ли у него такие проблемы. В большинстве случаев все оказывается в порядке, а мошенники остаются ни с чем.
Если случилось что-либо с картой, то лучше немедленно позвонить в банк, который вас обслуживает. И ни в коем случае не впадайте в панику. Не поддавайтесь на уловки мошенников, перепроверяйте информацию, услышанную по телефону.
Заместитель прокурора Давыдов Д.Ю.