18 августа епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова города Выкса. Его Преосвященству сослужили благочинный Выксунского округа протоиерей Дмитрий Колоколов, благочинный Кулебакского округа иерей Дмитрий Ивин и ректор Выксунского православного духовного училища иерей Павел Шитихин. На богослужение пришли помолиться многочисленные прихожане.
По окончании литургии правящий архиерей обратился к присутствующим в храме с архипастырским словом, в котором разъяснил смысл воскресного евангельского чтения:
«Сегодня в евангельском чтении мы слышали о чуде умножения хлебов. Что такое чудо? Это то, что удивляет людей, что выходит за рамки повседневного опыта, что не укладывается в те законы, по которым живет физический мир. Чудеса Христа подтверждали правоту Его слов. Он исцелял многих неизлечимо больных, даровал зрение слепым, которые не могли видеть в принципе, воскрешал мертвых. Христос не мог не творить чудес, потому что Он – Бог. И чудо умножения хлебов поразило тогда многих людей. Но Христос совершил его не для этого, а, как и другие чудеса, из чувства любви к людям. Потому что Бог – это любовь. И Ему жалко каждого человека. Бог надеется, что каждый из нас восстановит в себе падший образ Божий.
Мы много и часто говорим о любви, говорим, что нам ее не хватает. Люди обособляются друг от друга, особенно в городах. А если и сохраняется какое то общение, то оно далеко не всегда бывает добрым.
И чудо умножения хлебов – прообраз Евхаристии. А Евхаристия – образ Церкви как Тела Христова, которое мы все должны составлять: Христос глава, а мы все – Его члены. Понимание Тела Христова очень важно для нас: это живое органическое единство, которое должно быть между нами, невозможно без любви. Без головы – Христа – невозможно сделать что то разумное. Не может тело враждовать с головой, а члены тела – друг с другом. Если это происходит, то появляется болезнь и человек страдает.
Нужно осознать нам в этом чуде умножения хлебов, что любовь Христова к нам никогда не прекратиться, и мы с вами должны друг с другом объединяться жертвенной любовью. Это невозможно без Евхаристии, в которой мы все и составляем из себя Тело Христово. Чем ближе люди к Богу, тем они ближе друг к другу.
Когда говорят, что Церкви нужна общинность, это правильно. Но общение должно быть не только внешнее, за чаем и обсуждением новостей, но, прежде всего – духовное. Тогда мы увидим вокруг себя много людей, которые нуждаются в помощи и поймем, как эту помощь оказать.
Это очень важно нам понять сейчас, потому что время сегодня такое, что стихия жизни направляет человека в русло ложно понимаемой свободы и эгоизма. И дух этого мира так или иначе влияет на нас и на наших детей. И ему мы должны всячески препятствовать. Дух евангельский совсем другой. Нам надо постараться, когда мы приходим в храм, прислушиваться к евангельскому чтению, потому что оно дает те мысли и образы, которые укрепляют нашу веру в Бога и любовь, чтобы мы могли сопереживать каждому человеку, который встречается на нашем пути.
Почему мы говорим об этом? Часто можно встретить такое, что люди томятся от непонимания и отсутствия любви, а сами никого не хотят понять и любить. Мы хотим, чтобы нас прощали, а сами не хотим прощать никого. И даже будучи неправыми, мы не хотим признать свою неправоту и не хотим просить прощения первыми. И на работе и в семье отношения доходят до такого состояния отчужденности, что люди уже не могут видеть друг друга. Начинаются разводы, непонимание. И это происходит в православных семьях.
Сейчас еще мода такая пошла – судиться. А апостол Павел говорил, что христианам вообще судиться не нужно, сами должны по любви, по христиански обо всем договориться. А мы судимся, не можем найти общего языка, только через суд.
Это ужасно, это показывает наше глубокое безобразие. Духовное устроение наше далеко от того, какое можно назвать христианским. И дай Бог христианами нам быть не по имени только, но и по делам. А взирать мы должны на любовь Христа, который всегда будет нас прощать и никогда не отречется от нас, только бы мы просили прощения и старались исправляться».
Текст Алексея Еремина.