Понедельник, ранее утро, еду на работу.
Включаю радио, и ведущий бодрым голосом сообщает, что 99 лет назад, именно 5 августа 1914 года, на перекрёстке авеню Эвклида и 105-й Восточной улицы в Кливленде (штат Огайо) заработал первый в мире электрический светофор. Он переключался с красного на зелёный свет и издавал предупреждающий звуковой сигнал. Жёлтого «глаза» тогда не было. Трёхцветный «регулировщик» впервые появился в Нью-Йорке спустя 4 года. Теперь 5 августа во всём мире отмечается День рождения светофора.
Справедливости ради надо сказать, что самый первый уличный светофор семафорного типа был установлен в Лондоне на площади перед зданием парламента ещё в декабре 1868 года инженером-механиком Дж. Найтом. Прежде чем задействовать светофор, в газетах Лондона обнародовали детальные правила, в которых подробно объяснили, что обозначают зелёный и красный цвета.
Как пишет журнал «Вокруг света»: «Устройство представляло собой фонарь, закрытый с одной грани зелёным, а с другой красным стеклом. Он был установлен на высоком столбе, его можно было вращать в разных направлениях с помощью рукоятки, вмонтированной в основание. Для этого рядом присутствовал специально назначенный полицейский. Чтобы команды были лучше видны ночью и при плохой погоде, внутрь подвели газовые трубки».
Однако для карьеры первого уличного светофора это преобразование оказалось роковым. Спустя четыре недели «чудо техники» взорвалось, ранив стоявшего поблизости полицейского. После этого случая история светофора прекратилась почти на полвека.
В России первый светофор заработал 15 января 1930 года на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде, а 30 декабря того же года – на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве. Сейчас в столице более 2000 светофоров, в Выксе я насчитала 12. Почему не установят больше? Думаю, по двум причинам.
Во-первых, он далеко не всегда решает проблемы пробок (вспомните, когда возле «сосны» был светофор, а не круговое движение, мы проезжали этот участок гораздо дольше).
Во-вторых, не последнюю роль играет цена (которая начинается с полумиллиона рублей). Считайте сами: порядка 16 000 рублей стоит один светоблок, да и то беззвучный, а не как сейчас ставят пикающие. На большом перекрёстке их нужно 16 (по четыре на каждый угол). Уже больше 250 тысяч. Плюс провода, плюс управляющая система, плюс монтажные и пусконаладочные работы (а это в том числе и спецтехника), столбы какие-нибудь… Наверняка не всё перечислила.
Но если уж говорить о себестоимости, то она немаленькая ещё и потому, что светофор должен круглосуточно работать годами и в дождь, и в снег, и в жару, и даже если кругом пыль столбом. При этом хулиганы будут в него кидать камнями и сшибать палками (или в Выксе уже такого нет?). Чтобы всё это выдержать, нужны соответствующие материалы.
Так что, похоже, не зря придумали отмечать День рождения светофора, может, хоть это привлечёт внимание к нашему «трёхглазому» помощнику на дорогах и заставит вандалов задуматься...
P.S. Желаю всем зелёного света не только на дорогах, но и в жизни!
С уважением
Лиля Фролова