Долго думала, о чем таком рассказать в преддверии сразу двух праздников. Чтобы и про город получилось, и про завод. Придумала! На повестке дня
Долгострой.
Стоял он тридцать лет и три года… Так можно начинать сказ о судьбе самого известного выксунского долгостроя – плавательного бассейна в микрорайоне Центральном.
Но вот былинный богатырь поднялся, стряхнул пыль нереализованных решений, а вокруг закипела работа. Собственно, сказка на этом заканчивается. Начинается быль. 12 июля корреспондент газеты «Выкс@.ru» побывал на строящемся объекте. Главное слово предыдущего предложения – строящемся. Выксунцы с начала года наблюдают, как кипит работа вокруг отделанного светлой плиткой гиганта, строят предположения одно страшнее другого и рассказывают друг другу ужасы о «прогнивших основаниях и развалившемся фундаменте». Показать, как все есть на самом деле, взялся генеральный директор компании-подрядчика ООО «ДиамантСтройСервис» Андрей Апряткин. Вместе со мной спускался в подвалы бассейна и поднимался к главной чаше директор по персоналу Выксунского металлургического завода Ришат Валитов. Крупнейшее градообразующее предприятие приняло решение оказать финансовую помощь в возведении здания бассейна и, наконец, довести дело до логического завершения.
В самом начале беседы Ришат Булатович подчеркнул, что на сегодняшний день проводится реальный комплекс мероприятий для укрепления, усиления несущих конструкций чаши бассейна. Необходимым условием, которое для себя обозначили власти округа и руководство завода, стала полная, исчерпывающая экспертиза состояния всех частей здания. Основание, фундаменты, колонны, балки, днище чаши – все было скрупулезно исследовано специалистами ООО «Стройэксперт» и «Нижегородского Промстройпроекта». И заключение было нерадостным: долгое стояние очевидно не пошло на пользу гиганту. Конечно, есть ситуации, когда снести и построить заново легче, чем восстановить. Но выксунский бассейн – это уже не просто здание, это частичка истории города. И когда эксперты сказали: «Трудно, но можно!», было принято решение завершить, наконец, величайшую стройку двух веков.
Строительные нормы, материалы, требования – все это претерпело существенные изменения с 70-х годов, когда создавался проект бассейна. Поэтому компания-подрядчик столкнулась с целым рядом серьезных проблем. Мало было просто укрепить фундамент, результаты геологической экспертизы показали, что его конструкция требует радикальных изменений. И из-под здания тачками и носилками (техника там не помещается) рабочие вывезли многие и многие тонны грунта, обнажили основания фундамента колонн чаши и сейчас создают своеобразный «железобетонный панцирь», используя новейшие технологии и самые современные материалы. Укрепляются металлические конструкции в местах выявленных дефектов, снимаются слабые слои бетона, заменяется армирование. Проверяются и укрепляются балки, плиты перекрытия по рекомендациям экспертной и проектной организаций.
Дополнительный пристальный контроль над ходом работ со своей стороны осуществляет ВМЗ. «Непрерывный надзор идет на каждом этапе, - говорит Ришат Валитов. – Наши специалисты могут в любой момент оценить состояние работ, вмешаться при необходимости».
Пока такой необходимости нет. На объекте работают выксунские строители, очень много молодежи. Понимают, что делают для себя. Да и компания-подрядчик осознает всю степень ответственности. «Мы сейчас не деньги зарабатываем, мы выполняем работу. И прилагаем максимальные усилия для исключения всех возможных рисков», - говорит Андрей Михайлович.
Надев каски, мы идем вниз, к самому основанию бассейна, смотрим, как фундамент медленно обрастает прочным панцирем. Нам рассказывают, как обследуют каждый участок здания, и какие неприятные сюрпризы порой поджидают там строителей. Усиление фундамента и несущих конструкций – действия жизненно важные. От качества этих работ зависит безопасность людей, долговечность здания. Отсюда и такой контроль, отсюда и такая скрупулезность в каждой операции.
Уже на третьем этаже, стоя над главной, 50-метровой чашей, спрашиваю у директора по персоналу: «А вы своих детей сюда приведете? Не побоитесь». «Приведу», - уверенно отвечает он. – И сам приду. Скажу честно, плавать в чаше такого размера мне доводилось один раз в жизни, в Томске».
Говорим о сроках. Мои собеседники единодушны: здесь спешить нельзя. Качество стоит на первом месте, и поэтому с датами и декларациями никто не торопится. Ориентировочно окончание работ (да неужели?!- авт.) намечено на позднюю осень. Это если все пойдет как надо. Замечаю, что выксунцы ждали тридцать лет, и теперь готовы подождать еще месяц-другой, лишь бы получить гарантии качества и безопасности. Со мной соглашаются. Не могу удержаться и спрашиваю Ришата Булатовича, что заставило ОМК в очередной раз вложить немалые средства в пациента, который по общему утверждению был скорее мертв, чем жив. «Я считаю, что у собственника есть некое видение участия в жизни города и даже, я бы сказал, страны в целом. Так любимые многими слова о социальной ответственности в нашем случае подкрепляются реальными делами. Городу был нужен этот бассейн? Нужен. Собственник счел своим долгом помочь и поставить точку в этом вопросе».
И уже под зановес вопрос о воде. Микрорайон Центральный должен готовиться к великой засухе? Мне объясняют, что запитан бассейн будет от двух магистралей: в Центральном и на улице Академика Королева. Заключение «Водоканала» гласит: «Без потери давления». Значит, опустынивание отменяется.
На прощание договариваемся, что это не единственный мой визит на объект. Поэтому, дорогие читатели, мы расскажем вам и об этапах строительства, и о современной системе очистки воды и о том, какого уровня соревнования могут проходить на площадке будущего бассейна. Остаемся на связи!
В каске сверху донизу обследовала стройку Алена Баикина