Нельзя просто так взять и построить полигон ТБО. Нужно чтобы выбранное место прошло государственный строительный и экологический контроль. Но летом прошлого года под Выксой, на задворках села Туртапка, началось строительство межрайонного полигона ТБО.Строительство межрайонного полигона требует учета многих факторов сверх положенных законом норм. Собственно одно такое было проведено: логистическая экспертиза показала, что свозить мусор с Навашинского, Выксунского и Кулебакского районов удобнее всего неподалеку от села Туртапка, что под Выксой. Когда чиновники проявляют такую инициативу — это здорово. Значит, заботятся они не только в рамках закона о своих проектах, но и сверх того.
Жаль, что единственная проведенная добросовестно экспертиза была логистической. Экологическую экспертизу администрация района предоставить в полной мере не смогла, хотя объект точно ее проходил. При выборе участка первый, в пользу которого склонялись организаторы, был забракован: во время контрольного бурения на предмет наличия грунтовых вод из скважины хлынул поток воды. Там строить было нельзя. Поэтому стройку перенесли на другую сторону трассы, ведущей в Выксу. Неизвестно, производилось ли там контрольное бурение, но если учесть, что новое место находится в нескольких сотнях метров от реки Оки, то можно и догадаться: грунтовых вод тут никак не меньше. Критиковать выбор этого места можно долго, ведь как минимум странно размещение огромной свалки в трех сотнях метров от заказника «Навашинский», да еще и на болоте. К тому же не было учтено еще одно требование: строительство подобных объектов в радиусе 15 км от военного аэродрома запрещено. В данном случае до ближайшего аэродрома всего 6 километров по прямой.
Но ничего страшного! Люди уже не одну сотню лет умеют болота осушать, отводить подземные воды, заковывая их в трубы. И рядом с заказником тоже можно строить, только получи нужное разрешение, и дело в шляпе. Разрешение было получено, после чего началась сама стройка. Как сообщил нам житель села Туртапка Дмитрий Мичурин, который и поднял жителей на борьбу с незаконной стройкой, проект полигона был не один, и в разное время фигурировали в нем то мусоросортировочный комплекс, то мусороперерабатывающий, то просто свалка с тракторами-утрамбовщиками.
Позиционирование самого комплекса районными властями тоже выбрано неудачно, и это результат очередной гонки за показателями, а не работы на результат
Позиционирование районными властями самого комплекса тоже выбрано неудачно, и это результат очередной гонки за показателями, а не работы на результат. Сам комплекс, который стоит наполовину сооруженным в поле, и вправду мусоросортировочный. Есть здесь и ангар, под крышей которого, предположительно, мусор будет сортироваться, и упаковочный цех. Все здорово. Только называть подобный комплекс «современным» никак нельзя. От идеи сортировки мусора в США и Европе давно отказались: сейчас там вовсю кипит жизнь на комплексах вторичной переработки и утилизации, сортировка же мусора по месту его размещения, прямо на полигоне — прошлый век. Но, как ни крути, любому из проектов нужна была вышеупомянутая система дренажа, которая вывела бы из-под свалки воду.
И система эта имелась. Видимо, последствия свалки мусора в луже воды местные власти все же увидели. И отвод грунтовых вод решено было осуществить на территорию соседа по несчастью: вывести дренажные трубы в небольшой ручей в заказнике. Ручей, как ему и положено, является частью огромной гидросистемы водосборного бассейна Оки, и рассматривать его отдельно никак нельзя. К тому же, впадай он хоть в охраняемое законами озеро в заказнике, хоть сразу в Оку — ущерб был бы огромным. Как вообще могло прийти в голову строить свалку бытовых отходов неподалеку от поймы реки, от заливных лугов?
Отдельного упоминания стоит правовой статус земли: территория, экспроприированная под застройку властью Выксы, закреплена за местным колхозом, и по этому полю скот бродит в теплое время года и кормится травой. А там чуть не построили свалку на три района. Сказать, что председатель местного колхоза был удивлен, когда на месте пастбища возвели забор, — ничего не сказать. Разрешения на строительство в этом месте ведь он не давал, хотя и требовали с него бумагу эту основательно.
Забавно, что получить разрешение застройщик не смог или не захотел еще и у газовиков. В один из этапов укладки дренажных труб строители внезапно наткнулись на газопровод. Толстенную трубу, закопанную в землю, на поверхности которой установлены знаки, предупреждающие нас о том, что на 25 метров в обе стороны от знака копать нельзя! Но тут газовики, не без вмешательства местных жителей, сумели остановить прокладку труб дренажных под трубами газовыми.
Одним словом не свалка, а сборище нарушений. Но и это не все. Если обратиться к философии, наверно, не каждое умолчание есть ложь. Только когда речь идет о чем угодно, связанном с законом, умалчивание может рассматриваться и как преступление. Из этого скромного рассуждения следует громкий вопрос: как следует рассматривать строительство свалки, проект которой не прошел госэкспертизы?
Существует и законодательная проблема. Отношения застройщика и контролирующих органов строятся по принципу уведомления. Если ты надумал стройку — изволь об этом службы известить. Как видно из существующего примера, застройщик может и вовсе никого не уведомлять, и страшного ничего не будет.
Когда жители села Туртапка, на задворках которого строился полигон, решились действовать, силы судебные встали у них на пути: дважды дело к рассмотрению судом не принималось. Должны же вы, простые смертные, понимать, какие средства вбуханы в строительство свалки и что глава городского округа Игорь Раев, распорядившийся строить здесь и сейчас, человек, с которым нужно считаться.
А вот интересно: посчитался ли сам Раев? Хотя с кем ему считаться… Стоп! Есть с кем. Даже учитывая, что о нарушениях нескольких законодательных актов чиновник знал и запросто шел на риски (но, думается, вовсе их не видел). Но готовы ли были инвесторы, вложившие в проект 70 млн руб., рисковать своими средствами?
С третьей попытки дело все же было принято в суд для рассмотрения, причем не от жителей, а с подачи прокурора. Эта властная структура сработала как следует на этот раз. Стройка была заморожена, а 1 февраля 2013 года и вовсе запрещена. К этому моменту с лета 2012 года комплекс был сооружен на 50%. Как теперь инвесторам вернут деньги — неизвестно, но известно другое: администрация города Выкса готовит иск в областной суд с требованием отменить решение Выксунского суда и стройку возобновить.
Что мы имеем в сухом остатке? Самооборона жителей от незаконных действий власти удалась, но теперь весь успех их деятельности зависит от решения областного суда, которое точно будет для полигона и жителей ближних сел судьбоносным. И, казалось бы, без свалки никуда, но что ж это за власть, что не может и яму вырыть без таких нарушений?
Алексей Велединский