Чуть больше километра по взлетно-посадочной полосе и — ввысь. Прекрасный миг! «МиГ-31». На авиабазе в Саваслейке красавцев истребителей больше десятка. Жители Кулебакского района, соседней Выксы к шуму в небе привыкли: «МиГи» пошли!» И пусть он будет слышен часто. В гарнизоне еще слишком хорошо помнят годы тягостного затишья.У авиабазы есть легенда. В 1941 году, в самом начале войны, у станции Сейма был сформирован запасной авиаполк, на базе которого проходили подготовку летчики перед отправкой на фронт. В 1952-м Центр боевого применения летного состава передислоцировали в Саваслейку. Почему именно туда? Логичнее вроде в Муром. Но, говорят, у Василия Сталина была тут зазноба, что все и решило. Так это или нет, мы никогда не узнаем. А авиабаза — словно всегда на этом месте стояла. Потому что здесь и должна быть.
Сразу за контрольно-пропускным пунктом на высоком постаменте стремящийся ввысь «МиГ-17» — советский реактивный истребитель, разработанный в конце 40-х годов прошлого столетия. Кроме него здесь несколько десятков самолетов прошлых лет: практически полная коллекция отечественных истребителей-перехватчиков. Больше — только в Монино. Интереснейший музей под открытым небом. Все эти машины реально выполняли полеты.
У каждой под шасси бетонные плиты. Историей здесь гордятся и берегут ее.
И с неохотой вспоминают 90-е годы. Было больше полусотни самолетов, вертолеты. В небо уходили почти каждый день. И вдруг — всё. Машин стало мало. Топлива практически не стало вообще. В месяц — два полетных дня. Уровень подготовки стремительно падал. Несколько человек в небе, остальные ждут лучших времен. На службу приходили выпускники училищ с налетом в 60 часов. Раньше обычным было 300–400…
Лишь после 2002 года база стала оживать. В 2008-м на аэродроме приземлились первые модернизированные истребители-перехватчики «МиГ-31 БМ», освоение которых началось именно в Саваслейке. Кстати, эти современные машины продолжают сюда поступать и сейчас.
Продолжаются и учебно-тренировочные полеты их экипажей. Пилоты вновь и вновь с нескрываемой радостью поднимаются в небо. Многие из них так долго к этому стремились, что уже не могут жить без высоты.