Не так давно выксунскому Заводу корпусов исполнилось 20 лет. Напомним, что 11 января завод посещал губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, который отметил успехи предприятия. И вот еще один юбилей - 40 лет исполняется одной из самых популярных бронемашин в мире БРДМ-2, а над новым обликом корпусов этой машины работают именно у нас, в Выксе. Так что имеем право отпраздновать. Подробнее о юбиляре: В Советском Союзе были созданы образцы оружия, которые наряду с автоматом Калашникова состояли и состоят на вооружении десятков стран мира. К таким шедеврам конструкторской мысли можно отнести и отечественную боевую разведывательно-дозорную машину БРДМ-2М. Всего около 50 стран приняли ее на вооружение. И сейчас в репортажах из горячих точек, будь то Сирия или Мали, мы видим эти бронемашины.
В этом году исполнится 40 лет с того момента, как БРДМ-2 пошел в серию. Предполагали ли конструкторы, что ее ожидает такая долгая судьба? Так или иначе, но до 1989 года было выпущено более 9 тысяч таких машин.
На момент принятия на вооружении БРДМ-2 обладал прекрасными по тем временам характеристиками. При весе 7 тонн он имел экипаж в 4 человека. Максимальная толщина брони в лобовой части машины составляла 14 мм. 140-сильный двигатель ГАЗ-41 разгонял "разведчика" до 100 км/ч. На воде при помощи водомета – до 10 км/ч. Запас хода до 750 км. Интересной особенностью машины были выдвигающиеся из днища четыре дополнительных колеса меньшего размера. С их помощью "Бардак", как иногда на солдатском сленге называли БРДМ второго поколения, мог преодолевать траншеи и небольшие рвы. Боевая машина была вооружена двумя пулеметами калибра 14,5 мм и 7, 62-мм.
Поскольку БРДМ-2 поставлялась во многие страны, то она приняла участие также в десятках военных конфликтах, в том числе на Ближнем Востоке. Следует отметить, что трофейные машины даже успели послужить какое-то время в армии Израиля. Применялись они во Вьетнаме и Камбодже. Разумеется, не обошлось без них во время оказания интернациональной помощи в Афганистане.
Особенно любимыми данные машины были у военнослужащих африканских государств, там без БРДМ-2 не обходился, по сути, ни один вооруженный конфликт или военный переворот. Правда, кубинские интернационалисты, помогавшие защищать социализм африканцам, отмечали, что бээрдээмки уступают южно-африканским бронеавтомобилям по огневой мощи.
Не обошлось без БРДМ-2 на Северном Кавказе и во время войны "888". Правда, в последнем конфликте использовались уже модернизированные машины. Какой бы не была совершенной техника, все равно она рано или поздно устареет. Так и с БРДМ-2.
В результате была разработана версия БРДМ-2М(А). Модернизацией занимается Арзамасский машиностроительный завод. А корпуса доводят но нового облика на заводе в Выксе (кстати, 13 января предприятие отметило 20-летний юбилей).
В процессе модернизации было решено отказаться от дополнительных выдвижных колес. В результате машина стала легче. В бортах появились двери от БТР-70. Подвеска теперь такая же, как у БТР-80.
Старенький пожароопасный бензиновый движок поменяли на турбодизель Д-245.9 мощностью 136 л.с.
И хотя машина имеет такое же вооружение, как и раньше, в настоящее время угол обстрела КПВТ увеличен до +60°. БРДМ-2 оборудован современными средствами связи.
Несмотря на почтенный возраст, эти бронемашины не собираются уходить на покой, в составе Российской армии они будут служить как раз до появления техники нового поколения.