Жители деревни Туртапка в Выксунском районе противостоят строительству полигона ТБО
«МК в Нижнем» (№33 от 8 августа 2012 г.) писал о строительстве полигона ТБО в километре от Туртапки в Выксунском районе. Местные жители поднялись на борьбу против свалки под боком. Однако в выксунских СМИ будущий полигон позиционируется как экологически чистое производство, работающее по европейским стандартам. Интересно, что по документам технологии эти датируются аж 1996 годом. «Здесь все угробят!»В пояснительной записке к проекту написано, что «колебания уровня подземных вод происходит сезонно. Весной данный горизонт поднимается и устанавливается на глубине 0,5 – 1,5 метра, что ведет к переувлажнению и заболачиванию отдельных участков».
Местные жители рассказывают, что когда-то на месте будущего полигона было озеро. На него при перелете садились лебеди, поэтому оно и называлось Лебяжьим. При проведении в советские времена мелиорации озеро осушили и это место превратилось в болото. В качестве сельхозугодий оно использовалось только в середине лета под выпас скота. И местным трактористам даже в пьяном угаре не приходило в голову эту землю вспахивать .
- Здесь очень сыро, вода выходит на поверхность, - говорит местный житель Владимир Плотников, - полигон будет подтоплен. А в 250 метрах находится пойма Оки, река каждый год разливается. Все поплывет туда. Все здесь угробят! В том числе нашу питьевую воду!
Нормальный человек здесь даже сарай строить не будет!
- Глава района и инвестор с маниакальным упорством прут на народ, - улыбается бывший опер. - А смысл этого всего - закопать в болото миллионную сумму. Или, проще говоря, списать эту сумму!
По проекту дренаж представляет собой заполненные щебнем траншеи. Сток предполагается в безымянный ручей. Также предусматривается противофильтрационный экран толщиной 1,5 миллиметра – импортная целлофановая пленочка, которая призвана разделить груды отходов сверху и грунтовые воды снизу.
Компетентно
Асхат Каюмов, директор экоцентра «Дронт»
- Вопрос в том, чтобы конечный объект соответствовал красивым проектам. Нормальных полигонов в Нижегородской области практически нет. Есть свалки. В данном случае инвестор должен согласиться с тем, что будет подвергаться регулярному общественному контролю. Есть такое соглашение? А это то, куда надо двигаться!По мнению выксунского эколога Татьяны Казаковой, проектная ошибка – это дренаж, который весной с повышением уровня воды и разливом Оки просто не будет работать. В результате весь полигон весной поплывет в сторону Навашино и Мурома.
- Заражению подвергнутся не только водосборы городов, но и богатейшие запасы чистейшей пресной воды, которые находятся под предполагаемым полигоном,- поясняет она, - ведь он спроектирован над южногорьковским месторождением подземного озера, по своим размерам и запасам не уступающим Байкалу. Также зона полигона захватывает Навашинский заказник, на территории которого находятся два чудесных озера - Пискар и Ореховец. Первое из них может погибнуть на второй год функционирования полигона. А сам господин Шаланов перед камерами местного телевидения заявил, что с экологией все нормально....
Эта площадка является подтопляемой в естественных условиях. А в соответствии с требованиями законодательства, складирование ТБО на подтопляемых участках не разрешается. Между тем, проектом предусматривается использование инфильтрата путем закачивания его насосами на тело полигона в целях орошения и пожаротушения. Иными словами, вместо вывоза ядов с полигона в герметичных емкостях в специализированные места под контролем, его тупо опять закачивают на тело полигона. И что это за европейская технология?!
Уж если взяли за аналог «импортный» полигон, логично было бы и систему обезвреживания фильтрата у них позаимствовать. В европейских странах, а также в Японии, Америке и других проблема эта давно решена. По европейским нормам, хоронить тут же, на полигоне, можно только обезвреженный осадок, загрязненность которого не должна препятствовать складированию остатка тут же, на свалке, где очищается фильтрат, т.е. он должен быть не опаснее отходов.
Сейчас и в России разработаны технологии обезвреживания фильтрата. Они уже применяются. Но это дополнительные расходы...
Местный житель Александр Манахов, который прожил в Туртапке около 50 лет, напоминает, что Ока неуклонно движется в сторону деревни. Когда-то озера возникли из ее русла. Значит, существует вероятность, что река вообще поглотит полигон и все, что находится на свалке, станет «достоянием» уже нижегородцев, а далее – жителей поволжья.
- Через 50 лет полигон будет в воде. Мы дадим отчет потомкам о том, что мы им оставим?! С учетом подъема Чебоксарской ГЭС затопление становится реальностью!
На это глава администрации городского округа Выксы Игорь Раев заявляет, что не надо «играть в страшилки», сейчас есть технологии, которые позволяют «держать» русло реки. Интересно, откуда должны взяться средства на это «держание»? Кстати, у лагеря «Лазурный» несколько лет назад пруд перетек в Оку – снесло дамбу. Попытались построить новую дамбу, вбухали огромные деньги, но следующей весной ее вновь смыло. Как же тут сдержать реку? «Разборки» с природой ни к чему хорошему не приводят!
- Мы такие объекты курируем по всей области, - уверяет замминистра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Наталья Мочалина. - Везде мы сталкиваемся с эмоциями жителей. Все не довольны, когда появляется такой объект, но довольны, когда мусор сваливается в овраг. Мы не нашли в Выксунском районе нарушений. Местные жители приводят какие-то непонятные расчеты. У нас они другие. На этот участок есть все заключения.
Экономия по-выксунскиПо словам эколога Казаковой, «забыли» и о разгерметизированной водосборной скважине высокого давления, которая находится на берегу озера Пискарь. Глубина ее около 70 метров. Она выходит в вышеупомянутый огромный подземный резервуар горьковского месторождения.
Местные жители рассказали, что лет двадцать назад из нее бил фонтан артезианской воды, пахнувшей серой, до десяти метров высотой. Зимой из-за нее задыхалась рыба в озере, и мужики забили скважину дубовым чопиком. Но потом его выбило. И лишь когда рядом со скважиной стали строить газопровод, песком замыло горловину скважины, но вода сочится до сих пор. Кстати, еще при Советской власти здесь хотели делать водозабор для Навашино. Но проект забросили. Об этой скважине нет ни слова ни в одном строительном документе. Зато много разговоров идет про другие скважины.
- Для исследований грунта было пробурено всего две (!) скважины на 16 гектарах, по которым и были сделаны все геологические изыскания и соответствующее заключение, - продолжает Казакова, - хотя тот же документ отмечает, что ранее никаких изысканий или исследований на этом участке не проводилось. Для сравнения: под Богородский полигон примерно на такой же площади в процессе изысканий было пробурено более 20 скважин. Также при исследовании грунта из скважин пропустили наличие торфа в грунте.
- Я не высокий специалист, я руководитель, - заявляет инвестор, гендиректор ООО «Перспектива Эко» г-н Шаланов. - Проектная документация разрабатывается не дилетантским способом: приехали, померили, нарисовали, согласовали каким-то образом и начали строить. Специальные организации рассматривают результаты наблюдений в течение ряда лет.
На это местные жители отвечают, что в экспертизе, которую им предоставили, было написаны, что «многолетние наблюдения» проводились разово, в засушливый период, когда грунтовые воды находятся максимально глубоко от поверхности. И заключались исследования в бурении этих самых двух скважин.
Еще один нюанс - газопровод. Он расположен в 400 метрах от полигона. Дренаж придется проводить под газопроводом высокого давления! Будут ли этим довольны газовики – вопрос философский. Тем более, что на всем протяжении газовой трубы стоят охранные знаки, запрещающие любую деятельность в районе 50 метров от нее.
А в западном крыле полигона - залежи торфа. Далее, кумулятивная реакция: горящие отходы – торф – газопровод. Или в другой последовательности. Не слишком ли велики риски?
Кроме того, полигон граничит с государственным природным заказником «Навашинский». «Положением о государственном природном заказнике «Навашинский», утвержденном Постановлением правительства области №85 от 27.02.2009 года, на его территории запрещено «размещение свалок и полигонов для захоронения и уничтожения отходов, загрязнение территории, все виды мелиоративных работ» и т.д. Тем временем, по проекту дренаж на 500 метров заходит на территорию заказника. Селяне констатируют, что в заказнике уже началась вырубка деревьев.
«Нет опыта очистных сооружений»Но самое интересное даже не в этом. В самом проекте на странице 15-й написано, что «сортировка и переработка ТБО в данном проекте не рассматривается», а «вариант применения в проекте очистных сооружений для очистки фильтрата не рассматривался в связи с отсутствием опыта применения последних на территории РФ, а также с экономической нецелесообразностью».
Мой опыт общения с зарубежными специалистами позволяет с уверенностью сказать, что от таких формулировок французский или немецкий строитель или эколог упали бы в обморок - «нет очистных сооружений!».
Вопросы возникают и к самому факту выбора места для полигона.
- Если полигон межмуниципальный, - резюмирует Казакова, - то его и строить обязаны межмуниципально, и изыскания по выбору земельного участка должны быть проведены по всем районам, а не только в Выксе. Материалов этих изысканий нет, они попросту не проводились. Любая экологическая оценка (ОВОС) предполагает рассмотрение как минимум двух альтернативных вариантов, а тут три района!
Действительно, сначала этот объект позиционировался как «мусоросортировочный комплекс с межмуниципальным полигоном». В проекте, да и в областной программе по отходам это уже «межмуниципальный полигон». В Распоряжении губернатора №856-р от 11 мая 2011г. опять звучит: «Проектирование и строительство мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном для хранения непригодных для переработки ТБО». Так что же, в конце концов, строить-то собираются? В заключениях такая же неразбериха.
- Здесь налицо коррупционная составляющая, - подводит свой итог Мичурин, - в связи с губернаторской программой под полигоны выделяются огромные деньги. В нашем регионе должен был быть построен комплекс на три района – Выксунский, Навашинский и Кулебакский. Наши чиновники просто не могут пропустить их мимо себя! И ради этого готовы загадить свой собственный край!
Понятно, что отходы нужно куда-то девать, а место должно подбираться гораздо тщательнее, учитывая все возможные факторы, в том числе и экологический, и человеческий. Но выксунская администрация с нами не считается, решив, что мы будем молчать! Лично я буду бороться до конца. Хотя многие в деревне уже задумываются о продаже домов...
материал: Константин Гусев