С момента назначения нового исполнительного директора ОАО «ВМЗ» Сергея Филиппова прошел месяц – достаточный срок для того, чтобы ознакомиться с предприятием и начать выстраивать свою систему управления. Многие рабочие завода говорят о грядущих увольнениях и с опаской смотрят на нового руководителя. Перенесет ли Филиппов на ВМЗ жесткие методы работы, которые он применял на Братском алюминиевом заводе (БрАЗ, входит в ОК «Русал»), или подстроится под существующие порядки? Подробности читайте в материале «ФедералПресс».
По словам жителей Выксы, Филиппов, вступив в новую должность, первым делом пообещал создать на заводе средний класс с зарплатой 60 тысяч рублей за счет увольнения менеджеров и прочих управленцев; сокращения штата рабочих, не желающих зарабатывать, получать знания, способствовать производственно процессу. На сегодняшний день, по словам работников, сбылась вторая часть обещания – начались сокращения управляющего персонала и рабочих.
Сергей Филиппов пообещал работникам завода поднять зарплату
Как рассказала «ФедералПресс» директор службы занятости Выксунского района Анна Молькова, руководители кадровой службы ВМЗ после назначения Филиппова попросили ее о встрече. «Они ко мне приходили не просто так, а за консультацией – как действовать по закону, если возникнет такая необходимость. Я знаю, что люди обеспокоены, но мне пообещали в кадровой службе завода, что особо массовых сокращений не будет, может быть, только пенсионеры попадут под сокращения. Они сейчас прекратили прием новых сотрудников и будут переводить на эти вакансии тех, кто у них уже работает, для оптимизации численности рабочих», – отметила она.
Анна Молькова подчеркнула, что руководство завода не подавало уведомления о массовом сокращении персонала – это обязательная процедура, которая должна быть проделана в таких случаях задолго до начала сокращений.
На ВМЗ ждут сокращений
В пресс-службе Выксунского металлургического завода корреспонденту «ФедералПресс» подтвердили факт приостановки набора сотрудников по некоторым направлениям, но подчеркнули, что вакансии, действие которых приостановлено, касаются преимущественно рабочих мест, не связанных с производством продукции. При этом на ВМЗ не прекращен прием работников ключевых для завода производственных профессий. Ни о какой серьезной оптимизации кадрового состава внутри завода речи сегодня не идет.
Между тем, как заявил корреспонденту «ФедералПресс» сам Сергей Филиппов, кадровая политика завода не претерпела изменений. «Предприятие, как и прежде, уделяет повышенное внимание обеспечению безопасных условий труда, вопросам экологии, подготовке, обучению и развитию профессиональных навыков персонала, а также реализации значимых социальных программ поддержки сотрудников. Среди них – корпоративные программы льготного кредитования и дополнительного пенсионного обеспечения, оказание современных медицинских услуг и предоставление регулярного санаторно-курортного лечения для работников и членов их семей», – отметил Филиппов.
Однако он подчеркнул, что в целях повышения эффективности управления предприятием принято решение о поэтапном уменьшении уровней управления непосредственно в производственных подразделениях и заводоуправлении. Снижение уровней управления повысит скорость принятия решений, связанных с текущей и перспективной деятельностью завода.
Эксперты характеризуют стиль управления Филиппова на БрАЗе как достаточно жесткий. Среди рабочих он получил прозвище «каратист» – не только за свое увлечение восточными единоборствами, но и за то, что слишком резко ломал устоявшиеся традиции и методы работы. Так, один из бывших работников БрАЗа, пожелавший, чтобы его имя не публиковалось в статье, рассказал «ФедералПресс» о жестких методах Филиппова в борьбе за здоровый образ жизни, когда, по его словам, людей могли уволить за курение в неположенном месте или за отказ участвовать в спортивных состязаниях между работниками. Также бывший управляющий директор БрАЗа известен тем, что боролся с цеховой сплоченностью коллектива.
Одним из первых шагов Филиппова на Братском алюминиевом заводе, к примеру, стала ликвидация цехового уровня управления. Так, по его мнению, цех – замкнутое производственное объединение, где действуют свои законы, ради соблюдения которых могут искажаться реальные производственные показатели. Такую систему управления Филиппов намерен выстроить и на ВМЗ. «По сути, деление на комплексы, существующее на ВМЗ, уже предполагает отсутствие цехового уровня управления, более того, на базе ТЭСК ТБД и МКС-5000 этот принцип уже работает. Эта практика будет перенесена и на остальные комплексы ВМЗ, которые в дальнейшем будут работать как отдельные подразделения, специализирующиеся на выпуске определенного типа продукции. Мы планируем предоставить больше самостоятельности и больше ответственности руководству комплексов, что положительно скажется на эффективности производства», – рассказал Филиппов.
Отметим, что в состав основного производства ВМЗ сейчас входит четыре комплекса – трубоэлектросварочный комплекс труб большого диаметра, комплекс труб малого и среднего диаметра, колесопрокатный комплекс и металлургический комплекс «стан-5000» (МКС-5000).
Аналитик «Инвесткафе» Павел Емельянцев рассказал «ФедералПресс», что считает такое решение Филиппова весьма интересным с точки зрения управления. «Я считаю, что оно вполне разумно. Дело в том, что разбиение компании на отдельные производственные комплексы позволит более точно составлять планы по их работе и определять вполне конкретные производственные и операционные показатели их эффективности. Следовательно, можно будет и точнее контролировать выполнение и достижение этих показателей по отчетным периодам. Повышение самостоятельности комплексов позволит определить сложные низкоэффективные точки производства, над улучшением которых и необходимо будет работать. Руководство получит инструмент реального контроля отдельных подразделений, которые уже не смогут списывать недостатки собственной работы на иные отделы и подразделения компании, действующие в едином цехе», – отметил аналитик.
Говоря о методах и результатах работы Филиппова на Братском алюминиевом заводе, аналитик «Инвесткафе» подчеркнул: «Дело в том, что там в принципе очень сложная ситуация со всем заводом, во многом определявшаяся предпочтениями не директора, а собственников холдинга». Соответственно тяжелое положение завода явилось причиной многих сторонних факторов, отметил Емельянцев.
Справка «ФедералПресс»:
Профессиональную биографию Сергей Филиппов начинал рабочим Усть-Каменогорского титано-магниевого завода. В 1978-1980 гг. – служба в Советской Армии. В 1981-1986 гг. учился в Ленинградском горном институте. В 1986-1998 гг. работал мастером, старшим мастером, начальником цеха, замдиректора по производству на Саяногорском алюминиевом заводе. В 1998 г. прошел обучение по Программе антикризисных управляющих АНХ при правительстве РФ. В 1998-2000 гг. – директор Саянского алюминиевого завода. В 2000-2001 гг. – директор Новокузнецкого алюминиевого завода. В 2001 г. – первый заместитель гендиректора Красноярского алюминиевого завода. В 2001-2003 гг. – управляющий директор Орско-Халиловского металлургического комбината «НОСТА». Затем до 2005 г. – гендиректор ОАО КрАМЗ. Управляющий директор БрАЗа с 2005 г., исполнительный директор ОАО «ВМЗ» с июня 2012 года.
Братский алюминиевый завод в 1996-1999 гг. находился под контролем Trans World Group, а с 2000 г. перешел под контроль Романа Абрамовича. На данный момент ОАО «Братский алюминиевый завод» входит в состав ОАО «Русский алюминий».