Прошлое Выксы — заводское село; настоящее — взорванный Троицкий собор, металлургический завод и истребители в небе; будущее — музей-заповедник индустриального наследия.
Россияне, которые собираются этим летом отправиться в отпуск, намерены потратить на отдых в среднем 27 220 рублей на одного члена семьи, свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ. Большинство соотечественников считают слова «отпуск» и «зарубежье» синонимами, в прошлом году на территории нашей страны отдыхали только 10% россиян. Однако с удовольствием провести отпуск можно и в России, причем за значительно меньшие деньги. Корреспондент BFM.ru проехал по трем историческим городам Нижегородской области. Первой остановкой стал Арзамас, затем Муром, теперь речь пойдет о Выксе.
Заводское село Выкса начало формироваться более 250 лет назад благодаря усилиям братьев Баташевых, начавших развивать тут железоделательное производство. Статус города населенный пункт получил только в 1934 году. По одной из версий, названием Выкса обязана царю Ивану Грозному, который здесь сам высек себе избу, по другой — всему причиной местная речка Выксун. На территории Выксунского района находятся 133 памятника, охраняемых государством, 13 из них принадлежат или используются градообразующим предприятием — Выксунским металлургическим заводом. Непосильным трудом крестьян в Выксе были созданы рукотворные озера, уникальная гидросистема из восьми водоемов, до наших дней сохранились только три из них. Население Выксы по данным на прошлый год — 56,2 тысячи человек.
Дураки и дороги
Выкса находится примерно в 380 километрах от Москвы. Казалось бы, совсем несерьезное расстояние в масштабах России, однако и их преодолеть оказалось непросто. С первым препятствием автобус или автомобиль может столкнуться у нижегородского села Саваслейка. Неподалеку от него находится одноименная военная авиабаза, на которой базируется эскадрилья самолетов МиГ-31 различных модификаций. Но речь не о ней. На подъезде к Саваслейке перед нашим автобусом из леса появился трактор, который явно никуда не торопился и медленно тащился по дороге. Спустя 10 минут было принято коллективное решение обгонять сельскохозяйственного труженика. Как только маневр был завершен, перед автобусом и вереницей других машин из засады возникли сотрудники ГИБДД и указали на дорожный знак, согласно которому обгон на этом участке запрещен.
Посмотреть на скопление возмущенных людей, увешанных фотоаппаратами, пришла кучка местных жителей. На их вопрос, что за невероятное ЧП тут произошло, мы ответили, что мы из Москвы и нас штрафуют. «Совсем в своей столице зарвались, 300 рублей жалко. Подумаешь — трактор, он тут целый день туда-обратно ездит», — махнули рукой селяне и обиженно ушли.
После расставания с сотрудниками ГИБДД автобусу предстояло преодолеть еще одно препятствие — то, что называлось дорогой Арзамас-Выкса. Около 20 километров мы ехали по дорожному покрытию, которого фактически нет. Ямы, пригорки и впадины чередуются в произвольной последовательности, не давающей ни на минуту расслабиться ни пассажирам, ни тем более водителю. Попытка глотнуть воды оборачивалась коллективным душем, потому что как раз в этот момент под колесом оказывалась очередная кочка. Когда выезжаешь на щербатый асфальт ближе к Выксе, он кажется лучшим автобаном мира.
Иверский женский монастырь.
Экскурсия по Выксе началась с обеда в трапезной монастыря, стол в которой, несмотря на пост, ломился от еды — при этом в обед не входило ни одного блюда с использованием мяса или других запрещенных в этот период продуктов.
Послушница Валентина Луковкина рассказала, что святая обитель была основана в конце 1863 года преподобным Варнавой Гефсиманским. Монастырь развивался и процветал до 1919 года, когда был закрыт советской властью. В 1927 году большевики взорвали храм Живоначальной Троицы (вмещал до 6 тысяч человек) и пятиярусную колокольню с 18 колоколами общим весом более 2000 пудов. По словам Луковкиной, кирпичи от разрушенных святынь предполагалось использовать для строительства дома культуры, однако монастырские стены оказались такими крепкими, что выдержали взрыв и не поддавались разбору. Сестры-схимницы, не захотевшие покинуть подземные кельи, были погребены заживо.
Сейчас Троицкий собор с помощью епархии начали восстанавливать. Величественный храм, почти век простоявший без крыши, сохранился на удивление хорошо. Если войти в собор, бывший пол которого зарос травой и покрыт камнями, то хорошо видна покореженная взрывами, выгнутая арматура и осыпавшиеся кирпичи. Несмотря на несколько надписей на стенах, оставленных местными жителями, остов собора и его фундамент прекрасно сохранились, поэтому восстановление его былого величия представляется вполне реальным. В сквере, входящем в архитектурный ансамбль монастыря, в этом году силами администрации будет разбит сад из 255 декоративных деревьев.
Железная роза, железная сосна и город-завод
Железная роза стала символом города благодаря тому, что раньше так назывались выходы железной руды. Теперь кованые цветы дарят почетным жителям Выксы, их изображение легло в основу логотипа города, его имя носят несколько местных туристических маршрутов. «Железная сосна», или попросту «Железяка», долгое время украшала Аллею Молодежи в Выксе, но недавно было принято решение заменить ее настоящим деревом, а железный памятник заводу перенести в городской парк. «Выксунцы настолько суровые, что даже сосна у них — железная», — шутят местные жители.
Выкса производит двоякое впечатление — деревянные избушки и маленькие домики чередуются с постройками советской эпохи. Правда, они не такие серые, как в большинстве российских провинциальных городов — боковые стены зданий украшают мастерски выполненные, очень живые картины неизвестных художников, и это здорово. Посреди города есть большой участок соснового леса, вдоль которого стоят уютные лавочки.
Саваслейка продолжала преследовать нас и в Выксе — по небу с интервалом в 15-20 минут с громким ревом проносились истребители с авиабазы. Наблюдать их через дыру в потолке взорванного храма было даже несколько сюрреалистично.
Градообразующее предприятие — Выксунский металлургический завод — сейчас переживает второй расцвет, в первую очередь благодаря тому, что предприятие по итогам международного тендера стало единственным российским поставщиком труб для строительства подводного участка газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря. Еще одним крупным партнером завода является РЖД. Предприятие известно и тем, что на его территории находится одна из башен, спроектированных инженером Владимиром Шуховым. На заводе есть собственный музей.
Индустриальный рай для туристов
Выкса уникальна в том смысле, что здесь материально представлены все этапы развития российской металлургии, поэтому городская администрация к 2015 году намерена создать здесь музей-заповедник индустриального наследия. Интересным кажется и музей в селе Туртапка Выксунского района — там хранятся зуб и бивень мамонта, а также череп шерстистого носорога.
В черте города находятся 8 железнодорожных станций, крупнейшая из них — станция Выкса-Промышленная на северной окраине. Тем не менее из Москвы добраться до Выксы получится только на автобусе или автомобиле. Из столицы туда ежедневно отправляется автобус «Мострансавто» № 363, расчетное время в пути — 7,5 часа, билет стоит 655 рублей.
Сейчас в Выксе всего три гостиницы — в крупнейшей из них, бизнес-отеле «Баташев», номерной фонд насчитывает 98 комнат. В городе работают 83 кафе и ресторана, так что в плане питания проблем ожидать не стоит. Местные жители очень дружелюбны и с удовольствием показывают дорогу до интересующего места. По данным портала Booking.com, стандартный двухместный номер в отеле «Баташев» обойдется в 6900 рублей, в гостиничном комплексе «Деловой клуб» — от 400 рублей. Представитель городской администрации рассказал BFM.ru, что сейчас в Выксу, как правило, приезжают деловые партнеры завода и делегации бизнесменов, собирающихся сотрудничать с предприятием, поэтому и гостиницы ориентированы скорее на деловых людей, чем на семейный отдых.