Директор департамента лесного хозяйства правительства Нижегородской области с символической фамилией Горелов провел пресс-конференцию, где рассказал, какая ситуация сегодня в лесах региона.
В прошлом году Нижегородская область «прославилась» на всю Россию: здесь леса горели на огромных пространствах. Всего в 2010 году здесь было зарегистрировано 1200 лесных пожаров на площади более 150 тысяч гектаров. Были случаи, когда сгорали и целые села. Трагедия села Верхняя Верея Выксунского района, где в одночасье сгорел 341 дом и погибли люди, прогремела на всю страну. Тогда к погорельцам утешать их приезжал даже премьер-министр России Владимир Путин.
В этом году природа регион милует. Июль был жарким, но все-таки с дождями. С начала пожароопасного периода в лесах региона, а их общая площадь, кстати, 3 млн 820 тысяч гектаров, на 1 августа зарегистрировано всего 86 возгораний на 23 гектарах.
Однако, обольщаться, что стихия, в случае беды будет обязательно и быстро укрощена людьми и мощной новейшей техникой, не стоит.
Кое-что, конечно, сделано. Из областного бюджета на противопожарные мероприятия выделено 33 млн рублей, на эти средства закуплено 2 бульдозера и 13 автомашин, федеральный бюджет отстегнул еще 69 млн, на эти средства закуплено еще 4 тяжелых бульдозера, 2 тягача и 8 малых лесопожарных комплексов, 8 пожарных машин и 6 тракторов. Впрочем, вся эта техника должна поступить только в августе.
Состояние пожарной охраны в регионе по-прежнему резко отстает по сравнению, например, с братской и не очень богатой Белоруссией. Так, в лесном хозяйстве Нижегородской области занято, считая с чиновниками, всего 509 человек. То есть на каждого из них приходится 7,5 тысячи гектаров лесов. В Белоруссии же на каждого лесника приходится всего 600 гектаров лесных угодий. Если брать белорусские нормативы, то в лесном хозяйстве Нижегородской области должно быть 7 тысяч, а не 509 человек.
Шестьдесят процентов нижегородских лесов с 2007 года переданы арендаторам. Всего их в реестре 588. По закону, они сами должны заниматься охраной арендуемых ими лесов. Однако, посетовал директор департамента лесного хозяйства Нижегородской области Николай Горелов, «не все они ответственные. Есть такие, что и арендную плату не платят, и леса не охраняют. Увещеваем, просим, уговариваем…»
Примерно 7–8 процентов договоров с арендаторами лесов департамент лесного хозяйства региона, как сообщил Николай Горелов, будет скоро аннулировано. Недавно пришлось расторгнуть договор с одним из них, который взял в аренду леса сразу в трех районах области, но обязательства по их охране не выполнял.
Нельзя сказать, что департамент лесного хозяйства области проходит мимо случаев нарушений правил поведения в лесах. С начала года его сотрудники провели в лесах Нижегородской области 4407 рейдов, было выявлено 296 нарушений, составлено 280 протоколов, виновные уплатили 1,5 млн штрафов в казну.
А как несет службу лесная авиация региона? Впрочем, более уместным был вопрос: «Что от нее осталось?» «Ничего!» — констатировал Николай Горелов. Лесной департамент региона вынужден нанимать частные самолеты. Так, привлекают один Ан-2 из аэроклуба имени Баранова, еще один самолет такого же типа — из соседней Владимирской области. Впрочем, обнаружилось, что в Городце есть еще 3 частных самолета, их тоже можно привлекать для облета лесов. С ними уже заключен договор на 12 летных часов.
Николай Горелов опять привел пример из белорусской практики охраны лесов с помощью авиации. Там работают 26 самолетов. Если перенести белорусские нормативы на нижегородскую землю, сказал Горелов, то в Нижегородской лесной авиации должны быть 14 самолетов, а не «Ничего!»
Впрочем, на помощь землякам весьма оперативно пришла креативная молодежь. На прошедшей недавно встрече с 40 лучшими участниками форума «Селигер» Президент России Дмитрий Медведев заинтересовался проектом «Лесной дозор», разработанным резидентами Нижегородского инновационного бизнес-инкубатора. Изобретатель его — Иван Есин, выпускник радиофака ННГУ имени Лобачевского.
«Лесной дозор» — это система для мониторинга пожароопасной ситуации в лесных массивах, для ее функционирования используются вышки операторов сотовой связи. Уникальность ее в том, что она позволяет вести мониторинг территории на расстоянии до 30 километров, обнаруживать очаги пожаров, определять их точное направление и координаты, причем даже в «медвежьих углах». После чего остается лишь направить в лес команду пожарных, которые свое дело знают четко.
— Созданная система уже прошла тестирование и частично внедрена в Нижегородской, Тверской и Вологодской областях, — рассказал Иван Есин, — За прошлый год в Тверской области, например, с ее помощью было обнаружено 12 процентов от общего числа пожаров, при том, что системой было покрыто всего 7 процентов территории. Президент Дмитрий Медведев заинтересовался проектом и отметил, что благодаря ей ситуацию с лесными пожарами в России можно будет стабилизировать.
Сегодня, по данным департамента лесного хозяйства правительства Нижегородской области, дистанционный видеомониторинг лесных пожаров ведется с 15 видеокамер на территории 8 районов области, площадь обслуживания составляет около 900 тысяч гектаров. По плану реализации концепции развития систем и средств обнаружения и тушения лесных пожаров Нижегородской области в 2011 году планируется установить дополнительно 20 камер видеонаблюдения, что позволит увеличить обслуживающую площадь до 1,5 миллионов гектаров.
«Лесным дозором» заинтересовались в Кемеровской, Курской, Курганской, Тамбовской областях, в Республике Коми, а к концу года она должна быть установлена в 12–15 регионах России.
Директор ООО «Дистанционные системы контроля»» Иван Шишалов, внедряющей систему «Лесной дозор», рассказал, что стоимость установки одной точки наблюдения со шведскими видеокамерами составляет 250 тысяч рублей, а обслуживание — 15–35 тысяч рублей в месяц. Это вдвое дешевле и намного надежней, чем если бы наблюдение за лесами велось людьми с вышек. И гораздо дешевле, чем услуги лесной авиации, где один час полета на АН-2 стоит 35 тысяч рублей, а вертолета — 50 тысяч рублей.
Николай Горелов заверил, что с созданием в области единого диспетчерского пункта заметно должна улучшиться организация борьбы с лесными пожарами. И эта система себя уже показала положительно: все случившиеся за лето лесные пожары были ликвидированы в течение суток. Впрочем, особый пожароопасный период введен пока лишь в четырех районах области.
Валерий Киселёв