28 января исполнилось 190 лет со дня смерти основателя Выксы Ивана Родионовича Баташева. Можно много говорить о роли личности в истории, об отношениях эксплуатируемых и эксплуататоров, но тот факт, что эта личность заслуживает особого внимания, врядли вызовет у кого-то сомнения. По местам, связанным с именем Ивана Родионовича, мы сегодня прогуляемся вместе с краеведом, истинным хранителем и радетелем выксунской истории Галиной Константиновной Никулиной.
- Отправная наша точка – это господский дом. Хоть и начинали его строить братья Андрей и Иван вместе, доводил, что называется, до ума, младший Баташев. Иван Родионович – личность, безусловно, очень интересная и неординарная. Он сильно отличался от старшего брата как внешне, так и по характеру, уровню образованности, темпераменту. Со временем эти отличия приведут, наряду с другими факторами, к разрыву между братьями. В 1783 году Иван остался полноправным хозяином на Выксе и именно тогда вплотную занялся домом, надстроил 3 этаж, оформил внутреннее убранство.
В делах младший Баташев был обстоятелен, предпочитал обдумать решение, взвесить и уже затем приступать к реализации задуманного. Терпеть не мог «варягов», уверенный, что соотечественник, который искренне любит свою малую родину, сделает пусть медленнее, но лучше. На его заводах работало множество доморощенных специалистов.
Именно при Иване Родионовиче обустраивается и превращается в гордость Выксунского заводчика парк. Истории о диковинных плодах, выращиваемых в нашем далеко не тропическом климате, потрясали умы в 18 веке, удивляют и наших современников. К сожалению, не можем мы посмотреть на здание театра, возведенного тоже при Иване Баташеве. Полагаю, что на месте, где оно находилось, вовсе не помешало бы установить хотя бы небольшую информационную доску, повествующую о тех далеких временах. Собственно, именно с Выксунского парка, театра и началась история культуры Выксы.
Большая (господская) церковь, уникальная гидросистема – все это связано с именем Ивана Баташева. Но есть и менее известные моменты. Так, построив для работных людей «малую» церковь, заводчик распорядился оборудовать при ней богадельню на 25 коек, где неимущих кормили и лечили. Вообще, социальным вопросам хозяин Выксы уделял большое значение. В районе Мотмоса был обнаружен источник с водой, богатой сульфатами. И вскоре барин распорядился облагородить место вокруг родника, построить павильон с зеркалами и скамейками, где богатые гости смогли бы прогуливаться, потягивая целебную водичку. А поодаль, поскромнее, без зеркал, но с лавками, оборудовали площадку для простых посетителей.
Гулять по Баташевским местам можно часами. Нельзя не упомянуть Мызу — Охотничий домик в Досчатом, сооружение во всех отношениях примечательное. А если вы располагаете временем, побывайте в Сноведи. Кроме удивительной природы, великолепной, недавно восстановленной церкви, при определенной доле воображения можно представить себе, как выглядело село, когда Иван Родионович построил здесь завод, составивший славу Выксе. Освоив чугунное литье, сноведские мастера удивляли не только Россию, но и заграницу. Именно здесь создавались фрагменты для Триумфальной арки в Москве, всю страну завод снабжал чугунной посудой, а печные дверцы – это вообще ода человеческому таланту. В Сноведи не было поточного производства художественного литья, мастера соревновались друг с другом, придумывая новые дивные узоры и создавая немыслимые с точки зрения тогдашней технологии штучные изделия.
Нет в Выксе человека, который не знал бы имени Ивана Баташева, это имя уже стало своеобразным символом города. Турниры имени Баташева, отель с именем Баташева, премии, магазины… И при этом, как ни горько признаться, память основателя Выксы до сих пор не увековечена должным образом. 28 января 1821 года Ивана Родионовича не стало. Он был похоронен в фамильном склепе под Большой церковью, а в самом храме, возле алтаря, был установлен гранитный постамент, где укрытый балдахином покоился гранитный же саркофаг, позволяющий желающим поклониться праху барина. О том, что после войны склеп был вскрыт, а прах предан поруганию, свидетельствовали многие жители города, но долго оставалась загадкой дата акта вандализма. Назывались и 47, и 49, и даже 50-й годы. И лишь совсем недавно наш земляк, внимательный исследователь Анатолий Торунов в своей книге «О времени, и о себе…» привел цитату из письма, которое ему в Одессу в 1948 году прислал друг, Верлен Зорин. «Праздники были теплыми, 5 мая я уже купался в пруду, потом пошел в церковь, там как раз вскрывали склеп. Выташили гроб то ли с Балашевым, то ли с Басмановым…».
Позже останки Ивана Родионовича перезахоронили на кладбище у Малой церкви. Судьба этого кладбища печально известна, и сейчас уже никто не скажет, где именно покоятся кости основателя Выксы. И очень стыдно, что нет даже креста, означающего место погребения этого славного человека. В музее хранится гранитная плита, лежавшая когда-то на могиле Баташева, несколько лет уже ведутся разговоры вокруг увековечения памяти Ивана Родионовича, но по непонятным причинам, вопреки даже христианским традициям, памятный знак на могиле так и не установлен…
Записала Алена Баикина.
От редакции: мы сейчас ведем переговоры с представителями Выксунского благочиния с тем, чтобы они взяли на себя заботу об увековечении памяти Ивана Баташева. Хотя среди посетителей нашего форума уже появляются вполне деловые предложения: «А в чем дело, если есть плита и известно, где ее надо поставить? Проблема перенести, что ли? Так зовите, мы поможем!». Вот и мы пытаемся понять – в чем проблема?..