1 ноября премьер-министр России Владимир Путин несколько часов провел в нижегородской деревне Верхняя Верея.
Дотла сгоревшее во время летних пожаров поселение превратилось в милый коттеджный рай: вчера дома были переданы жителям, которые в благодарность подарили премьеру теплый шерстяной свитер. Свитер оказался впору, и Путин тут же его примерил.
Подъезжающих к селению до сих пор встречает весьма удручающий пейзаж: сплошняком поваленный лес, побелевшая от золы земля... В конце июля огонь уничтожил полностью все строения - сгорел 341 дом. От "огненного шторма" не пострадала только школа, да еще сохранилась деревянная баня одного из жителей - каким чудом, непонятно.
Сразу после трагедии Владимир Путин отправился на пепелище, встретился с погорельцами и провел совещание по ситуации в регионе, где помимо Верхней Вереи пострадало 7 населенных пунктов.
Отстраивать поселок начали в августе, всего запланировали 401 дом. Для контроля установили веб-камеры, картинка с которых до сих пор транслируется на интернет-сайте правительства РФ. Строили - торопились: уже до зимы в дома должны были заселиться люди. И 18 августа первое здание было готово. А в середине сентября премьер своими глазами убедился, как идет строительство в Верхней Верее и других пострадавших селениях.
Вчера же Путин вновь вернулся в Верхнюю Верею, осмотрел отстроенное здание почты, побывал в одном из домов на центральной улице Ленина, после чего отправился в шатер, установленный в поселке, где его уже ждали жители Выксунского района.
Премьер-министр осмотрел почту, фельдшерский пункт, детскую площадку и зашел в местный магазин. В доме одной из местных жительниц, которая на прошлой встрече с Путиным не верила, что получит новое достойное жилье, глава правительства убедился - все сделано на славу. Хозяйка также светилась от счастья и уже не сомневалась в правительственных обещаниях.
- Я помню настроения, которые были, - сказал на видеоконференции Владимир Путин.
Погорелица, у которой был в гостях премьер, по его словам, "чуть не утопила в своих слезах", не верила, что дом построят. На слова премьера, что, мол, лучше будет, отвечала: "Лучше не будет". "А сейчас призналась, что сделали лучше", - заметил премьер.
Дома жители получают уже с отделкой, стеклопакетами и сантехникой. На мебель, как рассказал "РГ" один из местных жителей, дают сертификат на 150 000 рублей, спонсоры обеспечили бытовой техникой. Дома телефонизированы, есть отопление и даже Интернет. Помимо жилых строений поселок получил почту, магазин и фельдшерско-акушерский пункт. Строятся детский сад и церковь. Восстановлены дороги, проведен газ и водопровод (ранее он был не везде, а топили дровами). Получили граждане и материальную помощь - на приобретение предметов первой необходимости - по 10 000 рублей, в связи с утратой имущества - 200 000 рублей, в связи с утратой жилого помещения (тем, кто выбрал денежную компенсацию) - до 2 млн рублей, а также пособия родственникам погибших в размере до 1 млн рублей. "На тот момент времени, когда эта трагедия произошла, в соответствии с действующими нормативными документами на каждую семью пострадавшего полагалось 50 000 рублей и все", - уточнил Владимир Путин. Правительство же решило по-другому. Он обратил внимание региональных начальников на то, что ранее ни с такими технологиями, ни с такими материалами большинство пострадавших не встречались, поэтому нужно провести разъяснительную работу, создать управляющую компанию, которая помогла бы освоить новое жилье. Оборудование, подчеркнул Путин, было предоставлено "Единой Россией", помогли и предприниматели.
Новые дома старым жильцам понравились, хотя они там еще не жили: выглядят вполне пристойно и внутри, и снаружи. Строителями верейцы также довольны: с погорельцами они советовались - и в какую сторону дверь сделать, чтобы открывалась удобнее, и какой погреб вырыть. Правда, стены кажутся непрочными - привыкли к дереву, а это газосиликатные блоки. "Не знаем, как в морозы, но пока в доме очень тепло", - говорят они.
Корреспондент "РГ" убедился в том, что это действительно так, воспользовавшись приглашением одного из жителей. Внутри домик похож на городскую квартиру, но это скорее минус, чем плюс, посетовал радушный хозяин: "У меня-то деревянный был, основательный - гораздо лучше, и дышать там летом прохладнее было. А тут и потолки пластиком обделаны". Хотя коммуникациями он доволен: раньше газ привозили, а топить приходилось дровами.
Те, у кого деревянного или кирпичного дома не было, радуются еще сильнее. Кроме того, жители благодарны премьеру. "Случись пожар в другое время, выдали бы по обыкновению лес и стройся сам, как хочешь", - признался один из них. "Кто вложил в огонь денег, тот недоволен, а у кого раньше дома плохие были - те да, счастливы", - подтверждает местный житель Аркадий. Еще одна сложность - с придомовыми постройками. Прежде можно было возводить что хочешь, сейчас нужны разрешения - даже для того, чтобы было куда лопату положить, жаловались селяне.
Глава правительства также выслушал доклады губернаторов других пострадавших от пожаров регионов - их набралось два десятка, сгорело свыше 3 тысяч домов. Жители по видеосвязи наперебой благодарили премьера за светлые, уютные дома.
"Те, кто захотел получить новые квартиры, их получили, - подвел итоги премьер. - Кто захотел получить компенсации вместо утраченных домов, практически все получили". Но есть и исключения. Премьеру много писали погорельцы. Он обещал рассмотреть каждую просьбу, уточнив, что разрешать споры должен суд.
"Есть еще два важных момента, - сказал премьер. - Первый сигнал: государство не оставляет в беде и один на один с бедой тех, кто с ней столкнулся, и в состоянии решать проблемы подобного рода и масштаба". По его словам, несколько лет назад это было бы невозможно: ни денег, ни технологий не было, не был настолько отлажен административный аппарат." Это значит, что экономика укрепляется и административные структуры становятся более и более дееспособными", - сделал вывод глава правительства.
Осталось еще два региона, куда пожары пришли уже осенью - Волгоградская область и Алтайский край. "Там нужно еще ввести в строй около 500 домов. Не сомневаюсь, что эта работа тоже будет завершена в срок", - уверенно заявил премьер.
"Беда нас сплачивает и объединяет. Страна наша не бросает людей в беде. Мы продемонстрировали, что наше государство в состоянии решать вопросы подобного рода: и финансов достаточно, и технологии развиты, и административные ресурсы можем сконцентрировать и объединить их таким образом, чтобы оперативно решать масштабные и очень сложные задачи", - закончил встречу в Верхней Верее Путин. Призвав не останавливаться на том, что уже сделано, поскольку рядом с отремонтированными домами продолжают существовать деревни, где нет ни таких удобств, ни инфраструктуры. "А она должна быть", - наказал губернаторам премьер.