В апреле прошлого учебного года в Выксунской детской художественной школе появился новый педагог: Арвидас Валентинович Пликайтис. Молодому учителю не было 20 лет, когда он впервые вошел в аудиторию. Вошел, кстати, с твердым пониманием, что работать с детьми он не умеет. Через 40 минут это понимание рассеялось утренним туманом.
Несмотря на необычное имя, Арвидас вполне выксунский мальчик. Здесь родился, учился в школе № 9. Отец, литовец по национальности, - столяр, мать — налоговый инспектор.
Был еще дядя — Анатолий Иванович Иванов — известный в Чебоксарах художник. «Его гены во мне», - улыбается Арвидас. Впрочем, Валентин Пликайтис тоже не чужд искусству. Он занимается художественной резьбой, и сын честно признается, что многие работы отца начинает понимать только сейчас.
Живописью Арвидас начал заниматься с тех пор, как дотянулся фломастером до обоев на стене. Увлечений было много, начинал, бросал, снова начинал. Открывшая на базе металлургического техникума специальность «Дизайн» показалась юноше наиболее подходящей. Позже он поймет, что творческая натура требует большего, и тут-то судьба преподнесла Арвидасу подарок. Он встретил истинного художника, человека неординарного во всех отношениях — Валентина Крекина, который стал не просто наставником молодого человека, но и близким по духу товарищем.
Здесь, в мастерской Крекина, и постигал Арвидас основы живописи. А сейчас уже помыслить себя не может без кисти и бумаги.
- Мне очень повезло, - говорит Арвидас. - Мое увлечение совпало с моей работой. Поэтому я чувствую себя человеком, нашедшим свое место в жизни.
Еще до прихода в «художку» Арвидас помогал готовить к переизданию книги Николая Ключарева «Железная роза» - делал иллюстрации.
- Я искренне благодарен главе города Игорю Раеву, это с его помощью я получил такой интересный заказ. Это был эксперимент, и сейчас, скажу честно, я бы уже все сделал по-другому. Но в целом, я работой доволен. Еще я готовил проект музея школы №4, и очень надеюсь, что когда-нибудь эта идея воплотиться в жизнь.
«Все по-другому» - пожалуй, этот постулат лежит в основе сегодняшнего мировоззрения молодого человека.
- Все меняется, - рассказывает он. - Мне уже трудно сейчас рисовать реальность. Я хочу увидеть и показать неочевидное, то, что меня самого зацепило. Пожалуй, только с месяц назад я начал понимать, что нащупал свой стиль. Художник должен постоянно находиться в поиске, меняться — только тогда он сможет сказать свое слово в живописи. Я все время учусь, впитываю знания, много работаю. Мне кажется, что остановка в развитии — это гибель творчества.
Впрочем, на учениках смятение души педагога никак не сказывается.
- Детям нужно преподавать основы, каноны. Только после того, как будут выучены и поняты ключевые моменты, можно экспериментировать. Если человек пришел в художественную школы, то «научиться рисовать» - это совсем не та цель, которую следует перед собой ставить. Лишь изучение культурного наследия во всем его многообразии, умение видеть красоту, постоянное стремление совершенствовать свой интеллектуальный уровень позволит сформироваться по-настоящему творческой личности. Причем нельзя ограничиваться только живописью: надо изучать и музыку, и поэзию, и знать шедевры кинематографии... Об этом я говорю детям, и мне кажется, они меня понимают.
Как не понять, когда педагог сам увлечен, готов говорить о живописи часами, сам много работает и подталкивает к этому других. Искусство для него уже не увлечение, это — сама жизнь. Во всем многообразии и насыщенности.
- Люблю рисовать с натуры. Натура – лучший учитель. Но как же это трудно! Все мгновенно меняется, уходит свет, появляются тени, а так хочется поймать, передать именно то ощущение, которое поймал, почувствовал.
Отсюда, вероятно, и любовь Арвидаса к импрессионизму. Среди любимых художников он называет Ренуара, Врубеля, Пикассо... Их много, тех, чьи работы, а самое главное, судьбы, заставили задуматься и опять что-то изменить во взгляде на мир. Нравятся ему и модернисты, постмодернисты, но молодой художник далек от заимствования. Работы великих — не пример для подражания, а некая отправная точка. Дальше — поиск, пробы и ошибки, снова поиск...
- Человек не должен успокаиваться мыслью, что он — художник. Нарисовать увиденное — этого мало. Настоящее искусство должно рождаться в муках, - уверен Арвидас.
Сейчас он — студент второго курса Нижегородского педагогического университета. Мечтает путешествовать, увидеть мир, почувствовать его краски.
В октябре планируется выставка работ Арвидаса Пликайтиса и Дарьи Маслихиной. У молодых людей много общего, и главное — это трепетное отношение к искусству. Арвидас готовится, волнуется — большая ответственность! Это не первая выставка художника, но каждый раз все по-другому. Снова — по-другому.
- Я люблю дело, которым занимаюсь, - говорит мой собеседник. - Даже помыслить не мог, что судьба так улыбнется мне, и я смогу обучать детей тому, что для самого главное в этой жизни. Мне комфортно с детьми, мы понимаем друг друга. Вперед особо не заглядываю — слишком интересна и насыщенна жизнь сейчас, сию минуту.
Мы говорим долго и о многом. О больших городах и покое провинции, о духе времени и эклектичности его, о течениях в современном искусстве и людях нашего века. И мне совершенно ясно, почему ребята с такой охотой спешат к этому юному педагогу на занятия. Ему уже есть что им сказать.
И через какое-то время, надеюсь, о нем его ученики будут говорить с таким же искренним уважением, с каким сам Арвидас говорит о Валентине Викторовиче Крекине, о Галине Геннадьевне Дедусенко, о Марине Александровне Гордеевой. Тех людях, кто помог ему обрести себя.