15 марта — Всемирный день потребителя. Россия присоединилась к его проведению с принятием в 1992 году закона «О защите прав потребителей».
До недавнего времени интересы потребителей отстаивали в отделе, который функционировал при администрации Выксунского района. В октябре 2009 его расформировали, а обязанности были полностью делегированы ТОУ Роспотребнадзора Выксунского района.
По заявлениям этой организации, с момента принятия закона «О защите прав потребителей» народные массы юридически грамотнее стали не намного. Свои потребительские права бросаются защищать только самые отчаянные, неленивые и те, кому уже нечего терять.
Остальные же машут рукой: «Не обеднеем», — и идут дальше, до следующего обмана, обвеса, обсчета, до критической денежной массы — и только тогда: «Защитите, помогите!».
Так с начала 2010 года от выксунцев поступило более 200 устных жалоб и шесть письменных обращений. Большая часть из них касалась продажи товаров ненадлежащего качества и нарушений при оказании услуг.
Очень много обращений по обмену непродовольственных товаров, не подошедших по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Согласно статье 25 закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества (кроме товаров, указанных в перечне Постановления № 55 от 19.01.1998) в течение 14 дней, не считая дня покупки. При этом он не должен был находиться в употреблении. Товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек, либо другой документ, подтверждающий оплату указанного товара, должны быть сохранены.
Кстати, отсутствие у потребителя названных документов, не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже в день обращения покупателя к продавцу, то потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли- продажи и потребовать возврата уплаченной суммы. Это требование должно быть удовлетворено продавцом в течение трех дней с момента возврата указанного товара.
В закон «О защите прав потребителей» введена статья и о дистанционном способе продажи товаров. Договор купли-продажи может быть заключен посредством Интернета и телемагазинов, объявлений в СМИ, торговцев по каталогам, проспектам и буклетам. Закон обязывает продавца до заключения договора предоставить покупателю достоверную и исчерпывающую информацию об адресе продавца, о месте производства товара, о цене, об условиях приобретения, о сроке доставки и годности товара, о порядке оплаты, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
При дистанционных продажах потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, и в течение семи дней — после. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара ненадлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент
доставки товара, потребитель вправе отказаться от вещи в течение трех месяцев с момента передачи.
И напоследок: обращаться за консультацией желательно до, а не после того, как произошел обман, обвес или обсчет.