Выксунский завод корпусов — производитель компонентов для бронетранспортеров производства Арзамасского машиностроительного завода, входящего в Военно-промышленную компанию (ВПК) Олега Дерипаски, — ведет переговоры о поставке продукции в Китай. Иностранные заказчики могут купить в ближайшие два года 2 тыс. корпусов спецавтомобилей «Тигр»: таким образом, возможный контракт станет первой сделкой по продаже китайцам не полностью собранных бронетранспортеров, а только их компонентов. Эксперты полагают, что при покупке деталей машин и их местной сборке китайские промышленники смогут снизить стоимость конечного продукта примерно на 15% за счет экономии на локализации производства.
О возможных поставках в 2009–2010 годах в Китайскую Народную Республику 2 тыс. корпусов для спецмашин «Тигр» говорится на сайте выксунского ОАО «Завод корпусов». По данным предприятия, соответствующие переговоры с официальными представителями Китая ведет министерство промышленности и инноваций Нижегородской области. В региональном правительстве подтвердили возможность заключения договора с иностранным заказчиком. Подробности переговоров, предполагаемую дату их окончания, стоимость обсуждаемого контракта и возможного китайского промышленного партнера в Нижегородском кремле вчера называть не стали. Арзамасский машиностроительный завод и ВПК переговоры с китайцами не комментируют.
Возможный контракт о поставках корпусов бронетранспортеров может стать первой сделкой по продаже компонентов этой техники китайцам. Ранее предприятия ВПК обсуждали с китайскими заказчиками лишь полностью собранные бронеавтомобили. Так, в октябре 2007 года ВПК заключила контракт с силовыми ведомствами Китая на поставку в 2008 году 100 «Тигров» производства ОАО «Арзамасский машиностроительный завод». Переориентацию интереса китайцев с собранных автомобилей на компоненты машин эксперты объясняют возникшими в кризис финансовыми трудностями иностранных заказчиков. По контракту 2007 года китайские силовые ведомства получили лишь 15 машин и машинокомплектов (из машинокомплектов «Тигры» собирались на одном из предприятий пекинской автомобильной компании «Чжун Цзы-Янь Цзинь»), а остальное так и не смогли оплатить: в результате 35 спецмашин были проданы Министерству внутренних дел России в мае 2009 года. Тогда ВПК собиралась продать оставшуюся технику лишь на условиях 100-процентной предоплаты и ждала увеличения заказов со стороны Китая.
Отраслевые эксперты считают, что покупка компонентов бронемашин является более выгодной для китайцев сделкой по сравнению с покупкой полностью собранной техники. «Выгода может быть получена за счет более дешевой рабочей силы в Китае, а также за счет замены двигателя Cummins производства США на более дешевый», — поясняет главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Дмитрий Васильев. По словам аналитика ФК «Открытие» Кирилла Таченникова, альтернативой американскому двигателю могут быть силовые агрегаты, производимые в Китае по лицензии Mitsubishi или Toyota: «Стоимость двигателя и ходовой части у „Тигров“ может доходить до 40–50% от общей цены автомобиля — таким образом, за счет локализации сборки китайцы смогут сэкономить до 15% стоимости конечного автомобиля, ориентировочная цена которого находится на уровне $100 тыс.».
В связи с этим аналитики считают, что китайская сторона согласится приобрести продукцию выксунского предприятия, для которого заключение этой сделки было бы очень актуальным. «Заказчики из Китая известны как не очень надежные партнеры, однако ВПК и нижегородское правительство, скорее всего, все равно будут пытаться лоббировать данный контракт для выполнения программы производства выксунского завода, получившего убыток по итогам первого квартала 2009 года (14,31 млн руб. — „Ъ“)», — полагает Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий.