Кредиторам Nord Stream не нужно дожидаться получения разрешений на строительство газопровода. В свете российско-украинского газового конфликта политическая составляющая в дискуссиях по вопросам строительства новых газопроводов в Европу стремительно возросла. Как это часто бывает, излишняя политизация мешает оценить техническую и коммерческую сторону дела самих проектов, будь то «пророссийские» «Северный поток» и «Южный поток» или «антироссийский» Nabucco. Европе нужны все возможные источники и маршруты поставок газа, если они, конечно, гарантированы поставщиком (одним или несколькими).
Задержка в реализации любого подобного проекта -- несомненный удар по энергетической безопасности стран ЕС и союза в целом, так как срыв означает появление «дыры» в энергобалансе, компенсировать которую будет крайне сложно.
Отличие «Северного потока» от других широко обсуждаемых проектов в том, что он успел выйти в практическую плоскость (сформирован пул инвесторов из производителя и крупных потребителей газа, определен бюджет, начался процесс получения разрешений) до того, как политические баталии приняли широкий размах. О нюансах финансирования дорогостоящей трубы из России в Германию по дну Балтийского моря обозревателю «Времени новостей» Алексею ГРИВАЧУ рассказал финансовый директор оператора проекта, зарегистрированной в Швейцарии компании Nord Stream AG, Пол КОРКОРАН.
-- Почувствовали ли вы изменение отношения к «Северному потоку» в Европе со стороны чиновников и финансистов после кризиса с транзитом газа через территорию Украины? Пойдет ли эта ситуация на пользу проекту?-- Наш проект реализуется для того, чтобы доставлять в Европу новые объемы газа. И к тому же диверсифицировать маршруты его транспортировки. «Северный поток» станет коридором, который дополнит существующие транспортные мощности, в том числе и украинские. Через Украину в ЕС поступает 80% импортируемого из России газа, и с европейской точки зрения, это неидеальное положение вещей. Поэтому логично, что мы получили статус TEN-E (Еврокомиссия присваивает статус трансъевропейской сети стратегическим проектам, обеспечивающим стратегическое развитие стран блока. -- Ред.), который подчеркивает важность проекта для диверсификации маршрутов поставок газа. Чтобы обеспечить свои потребности в газе в будущем, Европе понадобятся все возможные пути его доставки.
-- Не отпугнут ли страсти, которые разгорелись в ЕС по поводу зависимости от российского газа, потенциальных кредиторов от вашего проекта?-- С финансовой точки зрения наш проект очень привлекательный, прежде всего по фундаментальным показателям. Газ, в нашем понимании, останется основой энергоснабжения Европы. Спрос в ЕС растет, а собственные возможности по его добыче снижаются. То есть у газа, который мы собираемся транспортировать, будет гарантированный рынок сбыта. К тому же природный газ является наиболее экологически чистым энергоносителем по сравнению с нефтью и углем, что является важным конкурентным преимуществом. Для кредитора это важные показатели надежности получения прибыли.
-- Тем не менее процесс выдачи согласований проекта с затрагиваемыми странами (кроме России и Германии это Финляндия, Швеция и Дания) идет непросто и встречает большой политический прессинг. При этом вы рассчитываете получить финансирование летом, хотя разрешения ожидаются ближе к концу года. Возможно ли привлечение средств в условиях неопределенности с выдачей необходимых разрешений?-- Это возможно. Если говорить о юридических аспектах, то, согласно международному морскому праву, мы имеем все возможности для прокладки газопровода по морскому дну. Морские газопроводы строились в больших количествах раньше и будут строиться в перспективе. Только в Северном море существует около 7000 км трубопроводов, многие из которых работают с 1970-х годов. Плюс приоритетный статус проекта TEN-E, а также тщательное выполнение нами всех экологических требований и норм безопасности. Поэтому мы не ожидаем, что у проекта могут возникнуть сложности с получением разрешений. Но, говоря о привлечении кредитных ресурсов, нужно отметить, что привлекательной особенностью финансового пакета Nord Stream AG, который предлагается кредиторам, являются гарантии завершения проекта со стороны акционеров. Таким образом, банки не несут риски на этапе строительства газопровода и до его ввода в эксплуатацию. Поэтому с коммерческой точки зрения кредиторам не нужно дожидаться получения всех разрешений.
-- Каков механизм предоставления гарантий акционерами?-- Гарантии будут предоставлены пропорционально долевому участию в Nord Stream AG. Это обычная практика для таких проектов, когда риски строительства не распространяются на кредиторов. Распространенной практикой является и то, что акционеры проекта несут риски, связанные, например, с задержкой процесса получения разрешений на строительство и дополнительными расходами. Банки начнут делить риски по проекту, как и предполагается проектным финансированием, после начала эксплуатации газопровода, то есть транспортировки газа. И до полной выплаты средств по кредиту.
-- На сколько лет предполагается привлечь кредиты?-- Речь идет о долгосрочных кредитах, что соответствует долгосрочному характеру инфраструктуры. Я бы хотел добавить несколько слов по поводу привлекательности нашего предложения для кредиторов. Мы учли имеющийся мировой опыт организации проектного финансирования. Сейчас для банков очень важно, чтобы заемщик имел крепкую и долгосрочную контрактную базу. У нас очень мощная «группа поддержки» в лице четырех акционеров, крупных игроков на энергетическом рынке. «Северный поток» является востребованным инфраструктурным проектом, что означает стабильное получение доходов и прибыли на долгосрочной основе. У нас есть долгосрочное соглашение с «Газпромом» на условиях «транспортируй или плати» (ship or pay) с точным механизмом калькуляции платы за транспортировку, который гарантирует Nord Stream стабильный доход, покрывающий все расходы. Таким образом, у проекта прочная контрактная база, которая обеспечит Nord Stream стабильный долгосрочный доход, что является гарантией обслуживания долгов.
-- Какая норма прибыли заложена в тарифную формулу?-- Это коммерческая информация, которую я не могу раскрывать.
-- На какой объем газа заключен контракт с «Газпромом» по транспортировке?-- На весь объем транспортной мощности газопровода.
-- По одной или обеим ниткам?-- По обеим. На 55 млрд кубометров в год.
-- Но ведь контракты на поставку газа по «Северному потоку» «Газпром» подписал только на три четверти от пропускной способности первой нитки... Не является ли это дополнительным риском по проекту?-- Это вопрос не к Nord Stream. Насколько нам известно, договоры с европейскими компаниями уже заключены на поставку газа через Nord Stream в объеме 22,5 млрд кубометров в год. Из них с Dong Energy (Дания) заключен договор на поставку 1 млрд кубометров в год, E.ON Ruhrgas (Германия) -- 4 млрд кубометров в год, Gaz De France (Франция) -- 2,5 млрд кубометров в год, Gazprom Marketing & Trading (Великобритания) -- 6 млрд кубометров в год, WINGAS (Германия) -- 9 млрд кубометров в год.
Но даже если «Газпром» не сможет продать остальные объемы, что маловероятно с учетом большого спроса на газ в Европе, гарантированных сегодня продаж через Nord Stream уже достаточно для экономической привлекательности этого проекта. Учитывая, что Nord Stream будет заниматься транспортировкой газа, компания останется финансово стабильной даже в условиях неустойчивости цен на энергоносители. Банкиры чувствуют себя более безопасно, финансируя подобные проекты, чем кредитуя друг друга.
-- Известно, что 30% из капитальных затрат в 7,4 млрд евро профинансируют акционеры, а остальные деньги будут привлечены со стороны. Какой будет график наполнения Nord Stream денежными ресурсами?-- На первом этапе проекта мы совершим часть капитальных вложений как для первой, так и для второй линии, например затраты на техническое проектирование, экологические исследования, создание логистической инфраструктуры и терминалов для нанесения утяжеляющего бетонного покрытия на трубы, подготовку морского дна и береговых участков. Таким образом, на первом этапе, включающем строительство первой нитки, нам требуется около 5 млрд евро. Эти средства нужны нам к третьему кварталу этого года. Из них 1,5 млрд дадут акционеры (1,3 млрд евро они уже перечислили в уставный капитал), а 3,5 млрд евро в пропорции примерно 50 на 50 поступят от коммерческих банков и агентств по кредитованию экспорта.
Мы провели предварительные переговоры с целым рядом таких агентств, и по их результатам мы отдали приоритет германскому агентству по кредитованию экспорта Hermes и итальянскому SACE. Не последнюю роль в выборе сыграло то, что мы заключили крупные контракты с немецкой Europipe на поставку труб, итальянской Saipem на прокладку газопровода, а также некоторыми другими итальянскими компаниями, такими как PetroValves и Snamprogetti. С этими агентствами мы ведем детальные обсуждения об условиях и размерах кредитного покрытия под уже заключенные контракты. Но мы не исключаем, что проведем переговоры и с другими агентствами экспортного кредитования.
-- Nord Stream также подписал крупный договор на поставку российских труб с Выксунского металлургического завода. Возможно ли, что по нему будет предоставлено частичное покрытие от российского банка?-- Мы ведем предварительные переговоры по этому поводу с Внешэкономбанком.
-- А что с коммерческими банками? Сформирован ли хотя бы шорт-лист потенциальных кредиторов?-- Нет, у нас пока имеется лишь «длинный» список. Множество банков проявили интерес к финансированию нашего проекта. В течение ближайших шести месяцев мы проработаем окончательные условия привлечения кредитов и выйдем на финансовый рынок.
-- Когда планируете «сбор средств» на вторую нитку?-- Примерно через год после получения первого транша. Около 2 млрд евро.
-- То есть акционерам придется внести около 400 млн евро?-- Затраты будут такого порядка плюс некоторые расходы по кредитованию на этапе строительства и до начала эксплуатации, которые будут определены после подписания соглашений с кредиторами.
«Северный поток» -- газопровод, который соединит Россию с Евросоюзом через акваторию Балтийского моря. Он должен обеспечить около 25% дополнительного спроса Евросоюза на импортный газ. Первую нитку трубопровода общей протяженностью около 1220 км с пропускной способностью около 27,5 млрд кубометров в год планируется ввести в эксплуатацию в 2011 году. На втором этапе проекта параллельная нитка удвоит пропускную способность газопровода до 55 млрд кубометров в год. Компания Nord Stream AG является совместным предприятием, образованным с целью планирования, строительства и последующей эксплуатации нового морского газопровода. «Газпром» владеет 51% капитала компании, BASF/Wintershall и E.ON Ruhrgas имеют по 20%, а голландской газотранспортной компании N.V. Nederlandse Gasunie принадлежит 9%.
Канцлер Германии Ангела Меркель призвала представителей стран Евросоюза поддержать реализацию трех основных газовых проектов (Nabucco, Nord Stream и South Stream) вместо того, чтобы фокусировать внимание лишь на одном, сообщает агентство Bloomberg. «Мы должны укрепить наши связи с каспийским регионом главным образом за счет реализации проекта Nabucco, -- говорится в письме, направленном Меркель президенту Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу и премьер-министру председательствующей в ЕС Чехии Миреку Тополанеку. -- Проекты Nord Stream и South Stream также важны для того, чтобы надежно обеспечить потребности европейских стран». 26 января г-н Тополанек заявил, что осуществление проекта South Stream («Южный поток»), продвигаемого «Газпромом», будет «концом Nabucco». Два этих газопровода не смогут существовать одновременно, отметил он. «Очень важно то, чтобы эти проекты были поддержаны всеми членами ЕС, -- говорится в послании г-жи Меркель. -- Мы должны обсудить эту ситуацию на предстоящем весной саммите и решить, как сделать так, чтобы Европа в диалоге с производителями, транзитерами и потребителями нефти имела более чем один голос». ИНТЕРФАКС
Источник:
"ВРЕМЯ"