О нем сейчас много говорят и пишут. Для большинства россиян он - животрепещущая тема для обсуждения.
Вы уже, наверное, догадались, что речь идет о мировом экономическом кризисе в нашей стране?
Заслуживает ли он столько внимания? Не является ли всего лишь слухами, которыми полна наша земля? И отразился ли он каким-то образом на жизни выксунцев, мы узнали, выйдя на улицы города.
Как выяснилось, половина опрошенных считает, что в настоящий момент в их жизни никаких изменений не произошло. Но некоторые из них все же уверены в том, что кризис обязательно даст о себе знать.
А вот некоторые бабушки даже и не знают, что это такое.
Юлия (продавец):
- Многие уже сейчас начинают экономить. Заметно снизилось число покупок.
Ходят слухи о задержке зарплаты, о безработице. И обоснованные. Например, наш гигант – ВМЗ - переводит инженерно-технических работников на четырехдневку. Кого-то и в хозяйственные распускают.
По телевизору слышим, что все хорошо, не беспокойтесь. А люди уже сейчас начинают страдать.
Особенно тяжело молодым. Многие набрали ссуд, кредитов. Еще ничего, если сумма небольшая. А кто квартиру купил? Зарплату задержат, и чем платить?
Все это не только неприятно, но и пугает.
Геннадий Федорович, Евгений Алексеевич (пенсионеры):
- Когда жили в СССР, у нас никаких кризисов не было. Они свойственны капитализму.
К чему мы сейчас и пришли.
В настоящее время уже выплачивают зарплату частями, приходится по пять раз за ней ходить.
Цены на рынке и магазинах, как грибы после дождя растут, и пенсии за ними никак не «угнаться». Пойдешь, например, в магазин, 500 рублей там оставишь, а в сумке практически пусто.
А сколько за квартиру приходиться платить?
И как жить людям, которые, собственно выиграли войну? И молодость свою отдали государству, работали по-честному. А что от него мы сейчас получаем взамен?
Мы ведь еще пока на этой платформе живем.
И демократии, как говорят приезжие к нам в город иностранцы, у нас в стране нет, и никогда не будет. Как нам скажут, так мы и делаем.
Ну да ладно, в лаптях пока не ходим (смеются), а может, и наступит время, когда придется их надеть.
Ольга (прохожая):
- Постепенно кризис начинает отражаться на жизни россиян. Начиная с крупных городов, потихоньку подкатывает и к провинции.
Сразу вспоминаешь 1998 год.
Только люди привыкли к нормальной зарплате, стали жить лучше. Кто машины покупает, кто квартиры. Ссуды дают: бери – не хочу. И вдруг – перелом, кризис.
Пострадала именно молодежь. Ведь сейчас с родителями им жить не хочется, многие ипотеку на квартиры взяли. А платить чем? Работа, как таковая, есть. Трудитесь, пожалуйста, а зарплату не ждите. И что делать дальше?
Ольга, Анжелика (молодые мамы):
- Цены на продукты подняли, а зарплаты на прежнем уровне остались. Даже уменьшить хотят. На заводах оклады поднимают, а премию убирают. Нам пока это не грозит, так как в декретном отпуске сидим. А вот мужьям придется потрудиться. Уже сейчас в нескольких местах работают, только толку от этого?
Повысилась оплата за обучение. Позакрывали некоторые представительства вузов у нас в городе. Студентам приходиться ездить в Нижний Новгород. А это дополнительные траты.
Но нас это не пугает. Ходим, деньги тратим, последний мешок остался (смеются). А дальше что будет, то будет.
Ольга (прохожая):
- Не скажу, что жизнь моей семьи изменилась.
Волнения есть, конечно. Переживаем за вклад, хоть он у нас и небольшой.
Кризис не пугает. И против него не попрешь. Было такое уже. Пережили же как-то.
Если он действительно «нагрянет», то материально пострадает больше молодежь, а вот пожилые – морально. Они переживают куда больше нас за свои «копеечки», отложенные на черный день.
P.S. Пока верстался номер, обещанная четырехдневка на ВМЗ, несмотря на подписанные многими заявления, так и не воплотилась в жизнь, а осталась на уровне слухов.
Все в этом мире циклично. После взлетов бывают падения.
Вопрос в том, сколько времени нужно для того, чтобы подняться. И как переживают эти падения наши соотечественники.
Что нас ждет дальше? Поживем – увидим.
Номер 46.