Не так давно дорога в поселок Шиморское казалась длинною в жизнь. Да и полноценной дорогой этот путь было назвать трудно – выбоина на выбоине. Лишь урывками водитель мог перевести дыхание и немного расслабить руки. Благо сейчас этот отрезок отремонтирован.
В чем же дело?
Директор ЗАО «ПМК Выксунская» Вячеслав Филатов объяснил, как ремонтируются дороги и что зависит от его предприятия.
Перед приездом Владимира Путина буквально за один день отремонтировали участок дороги «Выкса - Досчатое». Это было запланировано, или в бюджете есть статья: непредвиденный приезд премьера?
- Это все-таки было значимое событие, а у нас принято основательно готовиться к такому роду мероприятиям. Деньги были выделены из областного бюджета, так как дорога находится в государственной собственности Нижегородской области (согласно Постановлению Праительства Нижегородской области от 27. 05. 2008 г.).
Еще могу добавить, что ремонт этого участка был запланирован, а с приездом премьера процесс просто ускорился.
Недавно в микрорайоне Центральный напротив магазина «Связной» на дорожной части провалился люк. Понятно, что ремонтные работы закладываются в бюджет загодя. А какие действия предусмотрены в экстренных случаях?
- Все равно эта процедура требует времени и не малого. Для начала нужно определить стоимость работ, провести котировки и уже только потом выигравшая фирма проведет ремонт. Так что в один день «поломка» на асфальте не исчезнет.
Также проблема в финансировании. В бюджете должно быть заложено чуть больше средств, чем запланировано, как раз для таких экстренных случаев.
Так почему все-таки состояние некоторых дорог в городе и районе столь удручающе?
- Могу ответить, что этот вопрос не совсем ко мне. Можно назвать несколько факторов. Во-первых, большой износ полотна. Во-вторых, не хватает средств. Построить один километр дороги стоит 7 - 8 млн. рублей.
А как можно сэкономить бюджетные средства, но при этом отремонтировать дороги?
- Существует областная программа «Ремонт методом поверхностной обработки». Этот способ позволяет расходовать средства более экономно – себестоимость примерно в два раза дешевле.
На участок наносится выравнивающий слой, специальная установка разливает нефтебитум, что увеличивает плотность верхнего слоя и создает шероховатость для лучшего сцепления колес с дорогой. К тому же эта новая технология увеличивает срок эксплуатации асфальтного покрытия на пять лет.
Получается, что если автолюбитель клянет на чем свет стоит «ПМК Выксунскую» в том, что дороги плохие, то проклятья направлены не по адресу.
Так в чем же проблема?
Money, money, money
Надежда Фомина главный специалист управления жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ) Выксунского муниципального района помогла разобраться, как финансируется строительство и ремонт дорог и почему частный сектор заасфальтировать пока невозможно.
И технический и человеческий потенциал для ремонта или строительства дорог велик. Тем не менее, некоторые находятся в плачевном состоянии. И проблема, как обычно, в деньгах. Расскажите, как финансируются дорожные работы?
- Объяснить этот процесс и просто, и сложно одновременно. Естественно, что деньги выделяются бюджетные. Так же логично, что бюджет – не резиновый. Поэтому мы участвуем в областных целевых программах, чтобы как-то сэкономить. Для начала выполняется проектно-сметная документация, проходится государственная экспертиза, и уже после выдается положительное заключение, что и является руководством к строительству или ремонту.
На данный момент Выксунский район включен в несколько целевых программ. Одна из них – «Развитие инженерной инфраструктуры для повышения качества жизни населения» на 2009-2012 гг. В нее вошли объекты по Выксунскому району, в частности - строительство дублера автодороги ул. Красные Зори (она пройдет по ул. Жилкооперации, Ульянова, Братьев Баташевых до ул. Ленина). Стоимость работ – 400 млн. рублей, срок – 2009-2011 года. Автодорога пройдет в промышленной зоне, что позволит «увести» с улицы Красные Зори грузовые и транзитные машины.
А так как объект вошел в целевую программу и с учетом трехстороннего соглашения (между Выксунским районом, правительством Нижегородской области и ЗАО «ОМК») финансироваться «дублер» будет 50 на 50: половина из местного бюджета, половина - из областного.
По другой целевой программе в 2010 году будет отремонтирована ул. Луговая в пос. Дружба.
Надо заметить, что раньше дорожное строительство финансировалось по остаточному принципу. Но в течение последних пяти лет ситуация изменилась к лучшему. Это заметно даже по нашему городу.
А как и кем определяется состояние дороги? И какую роль в этом играют сами жители?
- Конечно, объекты выбираются исходя из просьб жителей или депутатов Законодательного собрания. То есть люди могут обратиться к депутату своего района, чтобы высказать свои пожелания.
Правда, все же есть еще один критерий выбора объекта для ремонта. Снова – бюджетные средства. Поэтому приоритет отдается тем участкам, которые находятся в более критическом состоянии.
К примеру: есть 200 тысяч. И перед вами выбор: либо построить дорогу, либо направить средства для приобретения нового оборудования для больницы. К решению таких вопросов нужно подходить с точки зрения общечеловеческих принципов.
Что будет с частным сектором?
- Хочу отметить: когда осматривается место предполагаемых работ, в расчет берется наличие инженерных коммуникаций. Какой смысл сейчас строить дорогу, если на улице пока нет газа, канализации, или пора заменить водопровод? Чтобы потом снова все перекопать и нарушить асфальтное покрытие? Здесь все взаимосвязано. Без одной составляющей мы не можем сделать другую. И в один день проблема не разрешится. К планомерному ремонту и строительству мы сможем приступить только после прокладки инженерных сетей.
И еще, вот при составлении проекта многоквартирного дома в смету обязательно включают подъездные пути, тротуары, как пункт расходов. А при строительстве частного жилья это в расчет застройщиком не берется.
Администрация лагеря «Звездный» интересовались, когда к ним сделают дорогу? Ведь там действительно ситуация тяжелая – детей везут на автобусах «ПАЗ» по разбитой колее.
-Эта автодорога, протяженностью 29 километров, называется «Выкса – Н. Верея – зона отдыха» и относится к опорной сети (Авт.: опорная сеть – те дороги, по которым осуществляется сообщение между деревнями, в Выксунском районе их 2244, 537 километров, и они находятся в собственности Правительства Нижегородской области).
Дорога там действительно ужасно разбитая. К тому же в некоторых местах нужно усилить основание. 12, 6 тысяч квадратных метров требуют ремонта.
До первого июня ПМК «Выксунская» выполнила там ямочный ремонт. Но к первому августа полявились новые выбоины, что говорит об изношенности подстилающих и выравнивающих слоях.
В этом году из-за недостатка средств положение исправить не удастся. Но в следующем эту автодорогу мы включим в программу «Ремонт методом поверхностной обработки» (Авт.: об этом способе рассказывал Вячеслав Филатов).
Еще из тех, которые относятся к опорной сети, в этом году было отремонтировано 2,5 километра - «Выкса - Шиморское» и 3, 750 - «Выкса - Досчатое». Теперь жители прилегающих территорий звонят и просят поставить лежачих полицейских.
Кстати, о новых способах
По сообщению информационного агентства «НТА-Приволжье», в июне глава Нижнего Новгорода Вадим Булавинов осматривал строительство дороги-дублера Сормовского шоссе. Тогда он предложил ввести штрафы за неверно составленные проекты дорожного строительства. «Если за безграмотно составленный проект не наказывать материально, то потом нам снова придется выделять деньги из-за неполадок», - подчеркнул глава.
У нас же пока приоритетным является ремонт асфальтного покрытия там, где ситуация уже близка к критической.
А знаете что? Охарактеризовать дорогу - «плохая» она или «хорошая» - можно только в сравнении.
К примеру, когда в Выксу приехал муромский таксист, так он разве что не молился на наш асфальт. А вы по Ардатову проезжали?
Если брать по области, то есть города, где асфальтное покрытие хуже, чем у нас.
Все познается в сравнении.