Виртуальная Выкса

Культура

/ Люди / Елизавета Пальцева: Жизнь Нестандартного Человека



Детская музыкальная школа
г. Выкса


Детская музыкальная школа
п. Дружба


Детская художественная школа
г. Выкса


Анонсы

Елизавета Пальцева: Жизнь Нестандартного Человека

дата: 05.11.07   добавила: lanka   источник:
Это было одно из первых стихотворений, которые Лиза не просто выучила, но и могла четко рассказать. Отец поставил двухлетнюю дочь на стул, и та с воодушевлением продекламировала:
- Я сижу на вишенке,
Не могу накушаться,
Деда Ленин говорил,
Маму надо слушаться!

Зрители были в восторге. Пухленькая, звонкая девчонка явно подавала надежды.
Когда в семье Алексея Шмелева случилось прибавление, соседка – учительница Анна Владимировна Еремеева – зашла взглянуть и дать совет.
- Лизой назови. Гляди, как хорошо будет: Елизавета Алексеевна. Мягко, даже без буквы «р». А вырастет – она у тебя учительницей будет.
- Что это – учительницей-то?
- А вот увидишь!
Завклубом часто приходилось выезжать в соседние села. Слова «гастроли» в те времена и не знали. Ездили «с концертами» на лошадях. Самую маленькую участницу самодеятельности – Лизоньку - заворачивали в тулуп, усаживали в сани и строго наказывали носа не высовывать. Мороз на улице.
В родном Тамболесе школа была только начальная. А первой учительнице (вот где Лизе повезло!) случилась все та же Анна Владимировна. Женщина учила малышей не только грамоте и счету, с ней ребятишки пели, читали стихи, учились рукодельничать. Сама «учителка» была на все руки мастерица – сколько раз Лизонька щеголяла на сцене в нарядах, сшитых Анной Владимировной.
Впервые родной дом Лиза покинула, когда пришлось ехать в Шиморское – учиться дальше. А после семи классов, как и предрекала Еремеева, поступает Лизавета в Лукояновское педучилище.
Александр Александрович Куманев, Сан Саныч, директор училища, красавец и педагог от Бога – еще один человек, оказавший серьезное влияние на Лизину судьбу. Все ученицы были в него влюблены, и Лиза давала себе слово, что станет таким же наставником для будущих школьников, каким был для них Сан Саныч.
Распределение в Верхне-Велетьменскую школу огорчило Лизиных родителей, но не саму девушку. За работу она принялась с таким энтузиазмом, что приехавшая в апреле комиссия немедленно озаботилась: как это – дети изучают нотную грамоту в несчастной Велетьменской школе, а не в Чупалейском интернате, куда привозят малышей со всей округи.
Новый, 1966 год Елизавета Алексеевна встречала в Чупалейке. Уроки в первом классе, пение в старших, литература, история – далеко не весь перечень дисциплин, которые преподавала молодая учительница. А после уроков бежала в клуб – там у нее были полставки худрука.
Когда настал день первой зарплаты, директор школы сделал круглые глаза:
- Эк ты, Лиза, сколько денег-то получаешь! Больше моего…
- А может, я работаю больше вашего, Алексей Иванович? – колюче усмехнулась девушка. Зарплатой ее с тех пор никто не попрекал.
Пока Лиза осваивала педагогику и все мыслимые смежные специальности, в Тамболесе по дочери тосковала мать, Мария Дмитриевна. И, как только освободилось место в Нижней Верее, мама настояла: «Переезжай. Сколько можно мотаться…»
Собственно, все дальнейшее было взаимосвязано. Лизавета выходит замуж, в 70-м году у нее родился первенец Андрей, и школу пришлось оставить. Ездить из Тамболеса, от двухмесячного малыша, на уроках думать, как он там, ждать вечно опаздывающий автобус…
Во дворце культуры имени Ленина оказалось вакантным место художественного руководителя, а чуть позже Лизавете предложили должность зав. детским сектором.
И вот тут новоявленный культурный работник показала, на что способна. Идей было столько, что директор только разводил руками: «Они, конечно, бредовые, но мы от их реализации только выигрываем. Так что действуй!»
Впрочем, чуть позже он понял, что «действуй» был сказано опрометчиво. Потому что результаты не замедлили сказаться.
Дворец имени вождя тогда относился к ведомству завода ДРО. И для детей машиностроителей Елизавета Алексеевна придумала организовать летний лагерь отдыха по месту жительства. Путь для реализации замысла она выбрала несколько нестандартный. Впрочем, как показывает жизнь, Елизавета Алексеевна проторенными дорогами и не ходит.
Покидав в дорожную сумку необходимые вещички, Лиза поехала в Москву, на прием к председателю комитета советских женщин Валентине Терешковой. Валентина Владимировна приняла ходока, выслушала…
Остальное Елизавете Алексеевне позже рассказывал знакомый, Сергей Васильевич Зонов, оказавшийся волей случая в кабинете первого секретаря горкома партии Выксы, когда там раздался звонок…
Напугать первого городского партийца было не так-то просто. Но тут, услышав в трубке голос, мужчина побледнел, потом пошел красными пятнами, и, наконец, поднялся со стула, вытянувшись по стойке «смирно».
- Что ж тебя в Москву-то сразу понесло! – выговаривал чиновник потом Елизавете. – Надо было к нам прийти, все решили бы…
Позже в выксунские клубы по месту жительства будут приезжать ближние и дальние соседи для обмена опытом. Сама Лизавета Алексеевна будет выступать на ВДНХ с докладом о проделанной работе. А в 1971 году начинание держалось на энтузиазме 25-летней женщины.
Кстати, помощь Терешковой понадобилась еще раз. Не смогли-таки на местном уровне решить вопрос оплаты труда руководителям новосозданных клубов. Пальцева, к примеру, числилась уборщицей при ЖЭКе. И только после вмешательства первой женщины-космонавта появились ставки педагогов-организаторов в клубах по месту жительства.
С началом строительства 4-го трубного цеха ВМЗ неугомонного культработника пригласили заняться организацией досуга молодежи Всесоюзной стройки. И здесь нашлось применение неуемной энергии и массе идей. Однако, ненадолго.
Жизнь вновь возвращает Елизавету домой. Оставить перспективную и хорошо оплачиваемую работу пришлось после рождения третьего ребенка.
1 июля 1986 года Елизавета Алексеевна вступает в новую должность – завклубом Тамболеса. Сцена, с которой она не расставалась с того самого первого выступления, становится местом работы, сферой приложения сил и способностей.
Главный движитель всех затей Елизаветы Пальцевой – мальчишки. Та самая категория, чью любовь и доверие многим не удается завоевать за всю жизнь. А тут… За ней гуськом ходили первоклашки в Велетьме, на край света были готовы чупалейские забияки, свои, тамболесские звали «мамой Лизой», сейчас те, что помладше, кличут «бабой». Баба Лиза для всех найдет занятие по душе, подростки рассказывают ей подчас такое, чего и матери-то не знают. Бегут советоваться, выполняют какие-то клубные задания. Летом, в страшную жару, строили спортивную площадку, чтобы младшим было, где поупражняться. Ежегодно программы, разработанные Пальцевой и ее ребятами, занимают призовые места в районе и области. Помните. Раньше был такой оборот: образцово-показательная работа. Так вот, то, что делает Елизавета Алексеевна – и есть образец. И показать его не стыдно.
Судьба сельских клубов печальна. Возведенные много лет назад, а зачастую и вовсе непрофильные здания пришли в негодность, а вкладывать деньги в учреждение, посещаемое двумя десятками энтузиастов, в наше рыночное время нецелесообразно.
В 2003 году терпение директора лопнуло. Елизавета Алексеевна пишет письмо в область с просьбой вмешаться. И вмешательство последовало. Тамболес посетил замминистра культуры области Сергей Таратынцев. Однако от благодарности чиновника денег в клубах не прибавилось. А неугомонному директору подарили баян. Уже четвертый. Музыкальный инструмент передарили музыкальной школе, а в Тамболесе появился телевизор. .
В 2006 году Елизавета Пальцева приняла участие в прямой линии с президентом и отправила по электронной почте два вопроса Владимиру Путину. Первый – знает ли он, что согласно принятой программе развития культуры на селе, на каждого из жителей глубинки приходится 14 копеек в год. И второй – куда делось слово «культура», традиционно занимавшее место перед «образованием и здравоохранением».
Теперь борца за право человека на культуру ждут на аудиенции в Кремле. Кто знает, может быть, эта встреча станет тем самым переломным моментом, когда власти, как знаменитая избушка, повернутся к культуре…тем, чем должны к ней находиться.

А пока тамболесский клуб ждет ремонта. Крыша во многих местах течет, полы и потолки прогнили, двери и окна нужно менять. Если откровенно, то здание легче построить заново, чем отремонтировать. Но строить в деревне на 350 жителей клуб – не выгодно. Вкладывать полмиллиона в ремонт – тоже.
Вот и мечется Елизавета Алексеевна по инстанциям, пишет письма и ждет – а вдруг случится чудо. Но рук не опускает – жизненный опыт подсказывает, что любое чудо нуждается в помощи.



Комментарии:



© 2005-2024 «Виртуальная Выкса» | Дизайн и верстка «Виртуальная Выкса» | admin@wyksa.ru
по вопросам размещения рекламы - cmi.zloy@gmail.com, тел. 89040596588
При любом использовании материалов сайта ссылка на wyksa.ru обязательна