Семилетний мальчонка, забившись в угол, смотрел, как играют взрослые, красивые мужчины, и творилось в его душе нечто невообразимое. Ему бы, в руки, такую игрушку…. Ох, и показал бы он!
Далеко ли может завести голосок балалайки? Оказывается, очень далеко. Пронеся через долгую жизнь любовь к этому немудреному, но очень мудрому инструменту, Владимир Варламов вдруг неожиданно говорит:
- Если бы вспять повернуть… Нет, не пошел бы в музыку. Я ведь институт чуть-чуть не закончил. Теплотехника мне очень нравится. И к производству всегда тянуло.
- Да что вы! Неправда, не смогли бы без музыки! – возражаю я. И слышу тихое в ответ:
- Может и так… Может, это судьба…
Начинал Владимир Михайлович Варламов при дворце имени Ленина. В оркестре народных инструментов. В том самом, где смотрел когда-то на игру старших товарищей. Потом практически всем коллективом переместились в ДК имени Лепсе. Там инструменты были получше. Да и числом посолиднее.
Казалось бы, что за инструмент – балалайка. Три струны, две с половиной октавы. А вот виртуозность, которой требовала народная любимица, покорила и навсегда привязала Владимира Варламова к балалайке. А еще бархатный, нежный ее голос. За душу берущий.
Причем, у Владимира Михайловича было с чем сравнить: играл он и на домре, и на контрабасе, и ударником был.
За свою музыкальную судьбу где только Варламов не побывал. Играл в ансамбле песни и пляски имени Александрова (те читатели, что помоложе, могут у родителей спросить, насколько известным был этот коллектив). Ездил выступать с ансамблем песни и пляски Балтийского флота. Это за годы армии. А вот потом началась настоящая гастрольная жизнь.
Мыслимо ли музыканту из Богом забытой Выксы играть на одной из самых скандальных свадеб СССР – Терешковой и Николаева, в присутствии самого Хрущева? Выступать на даче у Косыгина? Участвовать в праздновании 100-летия Максима Горького? Войти в состав ансамбля «Березка»? Аккомпанировать хору имени Пятницкого?
Судьба Владимира Варламова оказалась богата на сюрпризы. Началось все с конкурсов, в которых они со вторым Владимиром – Войтюком – охотно участвовали. Ближайшие города, потом Нижний, Москва. До тех пор, пока однажды очень компетентное жюри не посоветовало молодому балалаечнику: «Учиться вам надо!»
И Владимир рванул в Нижний. В училище музыканта послушали, покачали головами и резюмировали: «Нечего вам здесь делать, уважаемый. Езжайте-ка вы в Москву. Там ваш уровень».
В одной рубашке, без вещей практически, с тридцатью рублями в кармане рванул выксунский самородок покорять столицу. И покорил.
- Незабываемо… Знаете, вот выступления в Кремлевском зале – забыть невозможно. Я попал туда новичком совсем. В первый раз страшно было. Мы вышли на сцену, я в одном углу, Романович – в другом. А акустика какая! Как в церкви!!!!
Однако гастроли, поездки, встречи, конкурсы - это яркая, но лишь часть жизни. А другая ее часть проходила здесь, в стенах выксунской музыкальной школы.
Здесь и юбилей отметили. Много поздравлений и теплых слов прозвучало. А сам юбиляр сидел, слушал, и думал: «Эх, годков бы…сколько-нибудь скинуть. Вернуть то время. Уехал бы в Москву совсем. По-другому бы все было».
Однако не уехал. И сейчас не оторваться от школы родной, от детей.
Все меньше учеников приходит осваивать народный инструмент – балалайку. Кстати, цена инструмента заставляет многих отступить. Хорошая балалайка стоит 50-70 тысяч. В руках виртуоза трехструнка творит чудеса. Плачет, смеется, почти человеческим голосом разговаривает. А вместе с ней поет душа. Не закончена пьеса. Много в ней еще будет неожиданных нюансов и высоких нот. Непременно будет, Владимир Михайлович!