Каждая вторая девочка мечтает стать актрисой. А в душе может и каждая первая. Сегодня в музыкальной школе событие. 3 класс эстрадно-театрального отделения сдает экзамен по актерскому мастерству. Уже вполне экипированные девочки носятся по кабинетам, пугая «случайных прохожих» экстравагантными костюмами. Хотя те пугаются не слишком – здесь уже и к царям привыкли, и кикимор видели. Пока идет последняя подготовка, я успела задать несколько вопросов руководителю отделения Нине Холодовой. - В чем суть зачета?- В учебную программу входит подготовка сказки этюдным методом. Мы не заучивали слова, главным было – разобрать ситуацию, отношение, позиции участников сцены. Когда-то, во 2-м классе, на экзамене по сценической речи, дети читали сказки «Кикимора» и «Айога». Вот теперь их же решено показать в динамике.
- Что главное будет оцениваться на зачете?- Умение показать необычный персонаж, отразить ситуацию, смело действовать. И, прежде всего, воплотиться в свой образ, почувствовать его.
- Сегодняшние третьеклашки – первый набор отделения. Какие изменения в них произошли за это время?- То, что они повзрослели – само собой разумеется. Но они стали более ответственными, поняли, наконец, - Нина Васильевна улыбается, - что от них требуется. Ярче, выразительнее их речь, осознаннее поступки, раскованнее движения. Сами предметы направлены на всестороннее развитие личности. Ритмика, сценическая речь, актерское мастерство… Подросток, усвоивший хотя бы азы этих наук, ведет себя более свободно, освобождаются от комплексов и «зажимов». Если не дано человеку петь – ну и переживем. Он выразит себя в танце, в игре. Каждый здесь может раскрыть свои задатки в полной мере. И упорство, целеустремленность ох как развиваются. Примите во внимание, что дети учатся в двух школах, а нагрузка здесь у нас очень большая. 8 предметов, и каждый требует усилий.
- Эстрадно-театральное отделение – своего рода «Фабрика звезд»?- Ни в коем случае! Я прекрасно понимаю, насколько трудно поступить в театральное. А даже если кому-то это удалось, дальше, чтобы чего-то добиться на актерском поприще, требуется еще очень многое. Нужно понимать специфику актерского труда. Это отдача, бесконечная, выматывающая, отнимающая все силы и время. А никак не зарабатывание денег.
- А к чему тогда столько усилий?- Помните, в дворянской России юношей и девушек обучали изящным наукам? Человек должен быть гармонично развит. И как бы потом не повернулась судьба девочек, полученные здесь навыки им пригодятся. Прошедшие через своеобразную школу чувств, они умеют выражать свои эмоции и чувства. Или наоборот скрывать их. Наши занятия делают жизнь ребят интереснее, придают ей цвет и объем. То, чего так не хватает в жизни. Взгляните вокруг! Человек становится ленив, он сидит перед телевизором и мыслит «мылосериально»…
… Тем временем кикиморы и лешие были готовы. Сама когда-то играла на сцене и понимаю, насколько трудно было девочкам сосредоточиться на пьесе в присутствии постороннего человека. Но мужественные героини русской и нанайской народных сказок отыграли положенные фрагменты, причем воплощались как в лесную нечисть, так и во взрослых мужчин и женщин. Те, кто хоть в школьной самодеятельности участвовал, поймет, насколько тяжело 14-летнему человеку играть маму, играть всерьез, вжиться и прочувствовать ее мироощущение.
Скажу вам, получилось у девчат неплохо. После зачета, получив свои «пятерки», третьеклассницы остались со мной побеседовать. Доедая крабовые палочки, усталые девочки делились впечатлениями от занятий.
- Полезно очень. И вообще по жизни, и для тех, кто будет поступать в театральное. Многому здесь научились, и в школе занятия помогают. Даже вот с текстом работа – на литературе большой плюс. А Нина Васильевна – это удивительный человек. Вот вы знаете, у нас в прошлом году была проблема внутри коллектива, и Нина Васильевна помогла нам ее решить. Даже с семейными неурядицами мы к ней приходим, она понимает, и помогает.
…«Артистка!» - не то осуждающе, не то восхищенно кричали вслед моей однокласснице мальчишки. А девочки завидовали. Нет человека, которому бы не пригодились актерские навыки. И тот факт, что азы лицедейства (в лучшем смысле) преподаются в нашем городе, мне лично греет душу.