Эта история произошла несколько лет назад с одной обычной девочкой в одной обычной школе. По всем предметам у девочки были «четверки» и «пятерки», и только по рисованию ну никак не выходила положительная оценка. Поняв, что учитель ИЗО намерена выставить девочке «неуд» и испортить ее блестящую карьеру, за дело взялся директор школы. Он пригласил девочку в кабинет, положил перед ней новогоднюю открытку и сказал: «Срисовывай. Ты получишь хорошую отметку, и все твои страдания закончатся».
Когда через полчаса руководитель вошел в свой кабинет, девочка подняла на него измученные глаза. То, что было изображено на листочке, мало напоминало милашку-белочку. Скорее всего существо смахивало на присевшего на корточки черта. Директор только и сказал: «Иди…»
О том, как быть тем, кто не умеет рисовать, и, главное – почему некоторые не умеют рисовать, мы беседуем с преподавателем Выксунской художественной школы Мариной Гордеевой. Марина Александровна ведет уроки живописи у самых маленьких – в подготовительной группе. - Марина Александровна, есть ли люди, не умеющие рисовать. Патологически не умеющие.- Нет. Я считаю – нет. Это происходит оттого, что человек чувствует себя неуверенно. А на самом деле нет людей, не способных от рождения. Совсем недавно я прочла в одном словаре определение детского творчества. И поняла, что все мои наблюдения, накопленные за годы, умещаются в нескольких строках. Творческие способности заложены в каждом человеке. Но их надо разглядеть в определенное время. Оказывается, способность к рисованию проявляется в очень раннем детстве. В год-полтора ребенок берет карандаш, и начинается его активная творческая деятельность. Выражается она в виде каракуль, но за ними уже следует разглядеть одаренную личность. Годам к трем малыш пробует изобразить предметы, которые ассоциируются со знакомыми понятиями: солнышко, дом, кошка. И лишь к 9-10 годам развивается образное мышление, и ребенок начинает рисовать осмысленно. Задача взрослого – уловить момент, когда ребенка можно научить рисовать, когда он уверен в своих силах. И ни в коем случае не критикуйте, тем более воздержитесь от резких выражений типа «Ничего у тебя не получилось!». Категоричность способна не только отбить у малыша желание рисовать, но и вообще проявлять себя как бы то ни было.
- Ваши родные сумели этот момент уловить…- Вовсе нет. Со мной произошло как раз наоборот. Мама очень удивилась, когда я определилась в выборе специальности. В детском саду на занятиях по рисованию со мной приключались всевозможные неприятности: ломался карандаш, опрокидывалась вода, краски как живые прыгали и пачкали соседей. Потому для меня в сторонке ставили стульчик, сидя на котором я могла наблюдать, как рисуют другие. А потом я ходила и выпрашивала у всех их работы. Домой я приходила с карманами, набитыми помятыми листочками. Рисунки тщательно расправлялись, и я их с удовольствием разглядывала.
В 4 классе вместе с подружкой пришла в изостудию. Нашла там подходящий стульчик… и так бы и просидела на нем, если бы не Борис Николаевич Бедин. «Не бойся, попробуй сама!» - пригласил он. Свой первый чугун я помню до сих пор. В рисунок я вложила всю душу! Как я старалась! И мне этот чугун казался очень удачным и красивым. Хотя на самом деле, он вряд ли был таким.
- Что самое главное в работе с малышами?- Не давить. Позволить творить и развиваться. А в нужный момент ненавязчиво помогать и корректировать.
- Сколько самым маленьким вашим ученикам?- И в 3 с половиной приводили. И в 4. Если родители видят, что ребенку хочется рисовать, что ему нравится – пусть приводят. Пару занятий он присмотрится, решит, стоит ему задержаться. Бывали случаи, когда ребенок покидал школу, и возвращался – совершенно добровольно – через год-два.
- Цель подготовительного класса, насколько я понимаю, не только научить рисовать?- Прежде всего, конечно, ребенку даются навыки работы с карандашом. Акварель очень трудна, с ней много хлопот. Но и удовольствия потом сколько! А главное – развивается образное мышление. Понаблюдайте, как малыш создает мир внутри своего рисунка: «Это дом. Он большой. Это солнышко. Оно теплое. А это кошка. Рыжая. Пушистая. У нее котенок…» - приговаривает юный художник. Кстати, на психику ребенка положительно влияет увлеченность творческим процессом.
- Можно ли уже в столь нежном возрасте понять – вот это жемчужинка, требующая дополнительной огранки?- Конечно, мы отмечаем таких ребят и всячески развиваем их способности. Вот девочка у меня учится – в 4 года она может рисовать одной линией, причем передать не только контур, но и настроение героев. К 10 годам она сможет безбоязненно работать акварелью.
- Что требуется от родителей будущих Айвазовских?- Не забывать хвалить! Искренне, часто и по делу. А найти за что – всегда можно. Обратите внимание на проявления творчества своего чада. И если обнаружите что-то оригинальное. А затем берите за руку и приводите на занятия.
- Оригинальное может быть рисунком на обоях или на маминой светлой юбке…- И эта оригинальность требует дополнительного внимания! Возможно, вашего ребенка не устраивают взгляды взрослых на жизнь. Потому кроха рисует на стенах, на полу, на той самой юбке. Он пытается внести изменения в этот мир, отдать свое тепло, приблизить мир к тому, каким бы он хотел его видеть. Прежде чем ругать ребенка за испорченные обои, приглядитесь: не пытались ли ваш сын или дочь что-то сказать вам своим рисунком. Ребенок раскрашивает мир, делая его ярче. Помогите ему в этом!
Подготовила Лана Говорова