Учиться Виталию было значительно легче. По-крайней мере, по сравнению с отцовским хождением в науку.
- 11 нас было, - рассказывал Витальке отец, - осталось 9, 7 братьев и 2 сестры. Какая уж тут музыка. А у дядьки гармонь была. Так я ее тихонько брал, и в баню уходил. Чтоб никому не мешать. И мне чтоб не мешал никто. В школе когда учился – в оркестре народных инструментов играл. Так мне нравилось!
Вот тогда, еще до войны, решил твердо для себя Абрам Абрамов, что будет своих детей музыке учить непременно. Двух дочерей отдал он в музыкальную школу, а потом и черед сына, Виталия, настал.
Хоть не девять, а только трое детей было в семье Абрамовых, но даже по тем, послевоенным меркам – немало. Тем не менее, частенько отец устраивал «вечёрки». Составлялся сценарий – чтобы все чувствовали и участвовали. Дети сочиняли стихи, читали наизусть известных авторов, и, конечно, звучала музыка. Получался целый семейный оркестр. Так что, собственно, никаких вариантов у Виталия Абрамова и не было, вопроса «куда пойти учиться» не возникало. Однако, судьба не упустила шанса проверить на прочность юного музыканта.
Арзамасская музыкальная школа № 2 досталась Виталию, можно сказать, по наследству, сюда он пришел вслед за старшей сестрой, которая, кстати, и занялась подготовкой братишки. И два года Виталий посещал занятия с безусловным удовольствием.
- Я больше в школу не пойду! – мальчик заявил об этом дома, недавно переведенный в третий класс «музыкалки».
Изумленный отец пошел искать причину такого поведения. И вскоре выяснилось – сына перевели к другому преподавателю. С которым отношения не сложились. Так бы и остался Виталий с двумя классами и «коридором», но отец настоял:
- Начал – закончи дело! Не годиться бросать на половине.
К тому же бунтарь был водворен к любимому учителю, и гармония вновь воцарилась в его душе. В 76-м году Виталий Абрамов закончил уже музыкальное училище города Арзамаса, сдав на «отлично» госэкзамены.
Посоветовавшись с родными, Виталий решил поступать во Владимирский институт культуры. Ехал с легким сердцем – ему ли, отличнику, бояться экзаменов! Выяснилось, надо бояться не испытаний, а бюрократов. В приемной комиссии внимательно ознакомились с документами и обнаружили отсутствие направления из училища. Самолеты из Владимира в Арзамас как сейчас не летают, так и тогда не летали. Успеть съездить домой, оформить справку, и вернуться до начала экзаменов Виталий очевидно не успевал.
Современным абитуриентам такое положение дел, очевидно, покажется забавным. Но в том 76-м году не было Интернета, где списком выложен необходимый перечень документов, а ездить узнавать было накладно.
- Садись на поезд и езжай в Куйбышев! – решил отец.
- Не поеду. В армию пойду! – неожиданно решил Виталий.
Следующие два года прошли в погранвойсках в Калининградской области.
- Что умеешь?
- А что надо?
Спортсмен, фотограф, музыкант – он был готов к любому повороту. Или почти к любому…
- Будешь играть в духовом оркестре. Вот тебе труба, пойдешь на «развод».
… Когда-то Виталий разучивал гамму на саксофоне…
Через три дня новобранец Абрамов играл на «разводе». Правда, взглянув на его губы, любой эфиоп тут же признал бы в нем земляка, но то были мелочи!
«Учебка» промелькнула как один день. Ах, как мечтал Виталий служить на границе! Чтоб как в кино, с собакой, а может, еще и нарушителя задержать получиться…
- Шагом марш за мной! – скомандовал старшина. И отрапортовал начальнику части - Оркестр сдан!
Видя растерянность на лице солдата, прошипел:
- Отвечай: оркестр принял!
- Оркестр принял… - эхом отозвался Виталий. Мечта оставалась в 800-х метрах. Вместе с собакой и нарушителем…
Через пару месяцев вся самодеятельность части удобно устроилась на плечах еще «зеленого» солдатика.
А спустя полгода на заставе функционировали оркестр, два хора (солдат и офицеров с женами), и – дань времени – вокально-инструментальный ансамбль.
Вернулся из армии Виталий Абрамов старшиной, с двумя знаками «Отличник пограничных войск», 36 благодарностями от командования и уверенностью, что нет на свете ничего невозможного.
Учеба в Московском педагогическом институте на музыкальном отделении, работа в родной 2-й музыкальной школе города Арзамаса, красавица жена, маленькая дочка….Не таков наш герой, чтобы порадоваться тихой жизни.
В апреле 1983 года семья Абрамовых сокращенным составом (трехлетняя Катя временно осталась у бабушки) отправилась на Сахалин. Поработать.
Шахтерская общага, куда с двумя чемоданами въехали новоселы, не привела в ужас ни Виталия, ни его молодую жену. Даже полное отсутствие школы, куда они, кажется, ехали работать, не испугало и не остановило. Школу принялись открывать, с нуля, ну и что! А через десять дней после приезда супруги дали первый концерт. Начали набирать народ в самодеятельность, чуть позже вокально-инструментальный ансамбль, духовой оркестр, танцевальный коллектив, хор, еще одна школа … Да много еще чего интересного появилось в поселке Тихменево за 12 лет, пока там жили Абрамовы. Неизменно давали 3-4 мероприятия в месяц, и, что характерно, в зрителях недостатка не было! Кстати, в самой семье именно там, на Сахалине, случилось прибавление – сын Алексей стал новым источником вдохновения.
С 1996 года Виталий Абрамович Абрамов руководит Выксунской музыкальной школой. Принял 360 учеников, сегодня их 500. Появились новые отделения, закупили аппаратуру. Оркестр народных инструментов – одно из любимых его детищ. Экстремальными условиями и задачами судьба больше его не испытывает. Видимо уяснила – если у человека есть МУЗЫКА в жизни и в душе, ему ничего не страшно.
P.S. А в Куйбышев Виталий Абрамов все-таки приехал. И закончил Куйбышевский государственный институт культуры (ныне – Самарская государственная академия культуры и искусств). Так что из нереализованного осталась только собака и нарушитель границы.
Подготовила Лана Говорова