Обычно чтение объявлений на столбах не обогащает нас ничем другим, кроме как массой ненужной информации. А еще порой приходится объяснять ребенку, что дяди и тети ровным счетом ничего дурного не хотели. Просто плохо учились в школе, и потому пишут с ошибками. Но иногда природное любопытство влечет за собой настоящее открытие.
Одно из объявлений, попавшихся мне на глаза, гласило: " Портреты с фото ваших близких, знакомых и друзей". И телефон. По которому я, разумеется, позвонила. Так мы познакомились с художником Павлом Пителиным.
По судьбе Павла можно писать книгу о том, как удается выжить художнику в наше время. В четвертом классе Павел участвовал в школьной выставке на противопожарную тему. За победу юному дарованию была вручена денежная премия в размере 10 рублей. По тем временам сумма фантастическая (тем более для четвероклассника). Возможно, это и было первой предпосылкой к бизнесу в сфере живописи.
Павел заканчивает педагогическое училище города Юрьев-Польского. Пробует себя в разных жанрах, но портрет оказался ближе всего. Затем десять лет работы в выксунской художественной школе. И не то чтобы работа не нравилась, учить детей прекрасному - что может быть лучше! Заработная плата не давала возможности хоть сколь-нибудь прилично жить.
Растущая семья подталкивала к решительным действиям. И Павел поехал в Москву, на Арбат. Рисовать портреты. Было даже не страшно - как говориться, нужда заставит. Тем более друг - Александр Фролов, лет 25 таким образом зарабатывал на жизнь, и Павлу оставалось лишь перенять науку. Что он и сделал.
О людях, позировавших ему на Арбате, говорит мало. Не запоминает. Слишком велик поток. И на вопрос, не нивелируется ли таким образом само значение слова "портрет" как произведения искусства, спокойно замечает: "Даже к портретному фото люди относятся по-разному. Кто-то с трепетным благоговением, кто-то - как к просто фотографии. Так и здесь.
Все понимают, что за двадцать пять минут нельзя создать произведение искусства. Но черно-белая работа, карандашная, или в технике "сухой кисти" - долгая память о настроении, дне, ситуации. И люди заказывают именно такие рисунки". Цену "настоящего" портрета Павел даже назвать не берется. Улыбается: может и не продам потом, когда столько души вложишь! Действительно, у художника есть с десяток работ, которые он никогда не выставит на продажу. Одну из них он порезал в лоскуты в порыве разочарования. Потом восстанавливал.
Если на Арбате заказчики шли потоком, в Выксе такого ажиотажа не было. И нет пока. Если в столице свои портреты желают видеть даже почтенные матроны (разумеется, художнику предлагается фотография, где заказчица юна и прекрасна, в назидание внукам, так сказать), то здесь все строже и сдержаннее. Первый портрет, в родном городе Павел писал по заказу молодого человека, решившего сделать подарок любимой. А в Москве, вспоминает, и "Наполеона" с кого-то писал, и прелестниц в убранствах 16-го века.
Стало модным заказывать шаржи на друзей, родных, начальников.
Вдохновение Павел черпает, прежде всего, в большой и дружной семье. Муза - жена Татьяна, и трое детей: Никита, Даша и двухлетний Тимофей - 2, 5 года.
В свободное от работы время портретист обожает порыбачить. Любит готовить. Фирменным блюдом своим считает узбекский плов и манты. Мечтает о том времени, когда забота о хлебе насущном не будет мешать творить. Считает, что нет некрасивых, "нефотогеничных" людей.
Задача художника, по Пителину - найти то прекрасное и удивительное, что таится в каждом человеке, и сохранить это в портрете. Галерея работ Павла Пителина