В класс, где училась Галина, пришел преподаватель местной художественной школы. Там проводился дополнительный набор, потому дело было уже в сентябре, когда все приличные ребята уже начали учиться. Соседка по парте получила приглашение, но обернулась к Галине: "Подними руку вместе со мной, я одна боюсь! Впрочем, тебя все равно не возьмут, ты ж рисовать не умеешь". Девочки пришли в "художку" вдвоем. И на первом же занятии за белый кувшин на красном фоне Галя получила "пятерку". Единственную в группе! Подружка долго не разговаривала…
Так начался путь в живопись для Галины Геннадьевны Дедусенко. Борская художественная школа, потом училище. 22 года - директорство в Навашино. Школа была создана с нуля. И обстоятельства, которые заставили покинуть любимое детище, Галина Геннадьевна до сих пор считает самыми трагичными в своей жизни.
5 лет Дедусенко работает в Выксе. Сначала преподавателем, потом завучем. И вот, третий год, директором.
Впрочем, работать с детьми Галина Геннадьевна любит гораздо больше, чем директорствовать. Пишет пейзажи. Хотя, в последний год времени на творчество не было вовсе. Смеется: "Так я скоро забуду, как карандаш держать!"
Голубая мечта: оставить бумажную и руководящую работу и заняться созданием методологический базы. Систематизировать немалый опыт, передавать его молодым преподавателям. А еще, конечно, добиться, чтобы художественная школа получила приличное помещение.
Ниже вы можете прочесть статью о современном состоянии художественной школы.
В тесноте, да не в обиде? В восемь утра в кабинетах художественной школы уже горит свет. Несмотря на то, что детей, обучающихся во вторую смену, становится все меньше, даже в субботу в первой половине дня классы не пустуют.
Более трехсот ребят занимаются в шести кабинетах. Именно таким жизненным пространством располагает детская художественная школа. Учтем, что разбито это все на две части: четыре кабинета на улице Пирогова и два - в микрорайоне Гоголя.
Особенно оживленно здесь вечерами. Основной источник шума - подготовительные группы. Малышей сюда приводят даже пятилетних. Крохи еще не знают, что в школу лучше опоздать, чем прийти раньше, потому уже за час до занятия звонкоголосые компании собираются в узеньком коридоре и щебечут, мешая заниматься старшим. Раздевалок нет. Вдоль стен в коридоре висят допотопные доски с крючками - не от бедности, просто ничего более масштабное там не поместится.
В "большом" кабинете на первом этаже школы (на Пирогова) за день проходят занятия 1-го, 4-го и 5-го класса. Оставить работы или демонстрационный материал невозможно - он будет мешать следующим занятиям. Потому преподаватели как улитки все свое носят с собой. А потом складывают: в кабинете директора. Поскольку никаких кладовых, разумеется, нет и в помине.
Здесь, в кабинете Галины Дедусенко, мы и беседуем.
- Тут у нас методическая. И библиотека тоже. Става библиотекаря есть, и литературы очень много, а вот поставить ее некуда, - рассказывает Галина Геннадьевна. - В учительской компьютерный класс, там же преподают историю искусств. И реквизит складывают тоже в учительской. Или здесь у меня... На каблуках, на "шпильках", в школе никто не ходит - линолеум прорывается. Я много могу говорить о том, что требуется для нормальной работы. Допустим, в скульптурной мастерской станочки должны быть, так ребята ставят два стула, на них доску - вот и станок. Есть печка для обжига изделий из глины. Не функционирует - поставить некуда. Вот тазики - в них размачивают глину. Ванны по тем же причинам нет. Вот в таких условиях мы прививаем детям чувство прекрасного.
Жалкое, если не сказать убогое, состояние "художки" тем контрастнее, чем выше успехи ее учащихся. Однако оценить качество детских работ невозможно - выставочного зала, понятно, тоже нет, несколько картин висят в коридоре и на лестнице, небольшая часть - в фойе Дома книги.
Год назад в школе открылось новое, перспективное отделение - дизайна. Но набора в сентябре не будет - еще одну группу разместить негде.
- Количество желающих учиться в художественной школе растет год от года, - говорит Галина Геннадьевна, - но мы просто не можем всех принять. Сколько мальчишек не бегали бы по улицам, если бы мы получили возможность их организовать. Так обидно: наш город - один из лучших на Нижегородчине. Школа - третья в области, и по количеству обучающихся, и по качеству обучения. И мы вполне могли бы не 400, а гораздо больше юных художников воспитать! Но на наших трехстах квадратных метрах это остается лишь мечтой.
На общешкольном родительском собрании было подготовлено обращение к главе администрации района, в котором родители просят решить вопрос о выделении школе единого здания или, по крайней мере, найти дополнительные площади для проведения занятий. А еще благоустроить территорию перед зданием на улице Пирогова (те, кто водил детей в дни гололеда, расскажут - настоящий экстрим, слошной лед на много метров, а осенью и весной грязь едва ли не по колено - дорожки только те, что сами протоптали). Пространство, что разделяет школу и торговый центр "Красные зори" вечерами небезопасно для юных прохожих - его облюбовали бомжи. Поэтому даже больших ребят встречают родители - от греха подальше.
Педагоги не опускают руки. Трудятся, теснятся, усаживают ребят рисовать "на коленочках".
Недавнее вручение наград выксунским меценатам невольно наводит на мысль - вот бы объединить общие усилия, и построить "художке" новое, просторное здание, с выставочным залом... А пока родители начинающих живописцев два часа гуляют по окрестным магазинам, дожидаясь окончания занятий - ждать в самой школе просто негде.
Срок окончания действующей лицензии школы заканчивается в марте 2007 года. С учетом санитарных норм и правил, на площади, которой сейчас располагает школа, могут обучаться не более 120 человек. Подготовила Лана Говорова
P.S. На основании санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования (Сан ПиН 2.4.4. 1251-03) требуются:
5.3.2. мастерские для акварельной живописи и рисунка должны иметь площадь из расчета 4.0 кв.м. на одного учащегося, высотой не ниже 3.6 м на 1 учащегося...
5.3.3. К мастерской непосредственно должна примыкать кладовая не менее 9 кв.м.
5.3.4. мастерские скульптуры должны иметь площадь не менее 3,6 кв.м на 1 учащегося, мастерские декоративно-прикладного искусства и композиции - 4,5 кв. м, высота помещений 3 м. При мастерской скульптурной должна быть кладовая 9 кв.м.