Виртуальная Выкса

Выкса сегодня

/ «Арт-овраг» / «Самое правильное, что мы можем сделать — беречь что у нас есть и снижать потребление»: куратор детской программы фестиваля «Выкса | Арт-Овраг»Галина Галеева


Календарь

« Сентябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

«Самое правильное, что мы можем сделать — беречь что у нас есть и снижать потребление»: куратор детской программы фестиваля «Выкса | Арт-Овраг»Галина Галеева

дата: 15.09.21   добавил: DDZ   источник: ЭкоСфера
Выкса – моногород в Нижегородкой области с населением немногим больше 50 тыс. человек и практически все взрослые работают на Объединенной металлургической компания (ОМК). С 2011 года здесь проводится арт-фестиваль, за десять лет кардинально изменивший облик города: концерты и перформансы, паблик-арт известных современных художников, выставки и арт-резиденции стали привычной культурной средой для выксунцев.


На фото: Галина Галеева, фото из личного архива.

В этом году десятый фестиваль проходит августе и сентябре. «Экосфера» поговорила с инженером-экологом Галиной Галеевой, куратором детской программы фестиваля «Выкса | Арт-Овраг» о новых экотрендах и о том, зачем учить детей видеть красоту в том, что имеем и радоваться праздникам без мишуры, и узнала об исследовании датских ученых из Aarhus Universitet, согласно которому запасы пресной воды на планете к 2040 году будут исчерпаны.

Э: Почему эколог стал одним из организаторов фестиваля в Выксе?

ГГ: Я действительно по образованию инженер-эколог и десять лет проработала в сфере экологии, сначала в «Институте глобального климата и экологии имени академика Ю. А. Израэля», потом, пока не решила переключиться на образование в области экологии, много лет была экологом в нефтесервисной компании. Два года назад меня позвали в Выксу прочесть лекции по замкнутым циклам производства и потребления и их влиянию на окружающую среду для детей и подростков, и провести серию мастер-классов. Тогда же я познакомилась с Наталье Седовой, сотрудницей завода, которая вдохновилась темой ресурсосбережения и ресайклинга. (Я ей рассказала про свой проект по утилизации текстиля «МОХ».)

Она тоже придумала свой проект — «Джинсовая ревизия», который выиграл грант конкурса «ОМК-Партнерство». На средства гранта Наталья поставит в городе контейнеры для сбора джинсовой одежды, которая после переработки станет сырьем для новых изделий. А в этом году меня уже пригласили курировать детскую программу десятого юбилейного фестиваля. Я ходила по городу и собирала запросы, что бы выксунцам захотелось бы видеть на фестивале, в каких программах они бы сами приняли участие.

Во все мастер-классы фестиваля мы решили интегрировать экологию, потому что это становится очень важным аспектом нашей деятельности. Одновременно с процессом придумывания мы всегда держим в голове: а что останется после? Например, такой подход использовали в мастер-классе по созданию zine, это самиздат арт-журнал, который издается в единичных экземплярах, либо очень ограниченным тиражом, не только с целью экономии ресурса, но и для того, чтобы сфокусировать внимание читателя на ценности и уникальности продукта, который прочитал и передал другому, без «коллекционирования» макулатуры.


Дети сами делают реквизит для фестиваля. Фото: Дмитрий Семенушкин

Все иллюстрации отпечатывали методом эстамп, ручного оттиска. А исходным материалом были предметы, которые мы видим вокруг на улицах — листочки, веточки, кусочки пенопласта, обрывок подошвы. Детям очень понравилось находить ресурс в обыденности, в том, что обычно воспринимается как мусор. Мария Алигожина, создатель проекта «Облепиха» делала стильные украшения из микрохлама, показывая, что красота есть во всем, ее надо просто разглядеть. Илья Кручинин в своей студии сделал — шум-машину, чтобы продемонстрировать, что из подручных средств можно сделать музыкальный инструмент, который будет качественно и хорошо звучать.

В музыкальных школах в общине Винсенте Герреро в штате Оахака и города Катеура в Парагвае были созданы оркестры, которые исполняют музыка на музыкальных инструментах, созданных из мусора. Вот уже несколько лет в общине существует «La banda de musica» — музыкальный проект, который вырос в настоящий симфонический оркестр, состоящий из детей и молодых людей. С помощью музыки они отвлекаются от окружающей их нищеты — община располагается на краю большой свалки. Это и максимальный уход от потребления и поиск мелодии и звука в самых банальных вещах.

А в нашей мастерской по шитью игрушечных собак, который запустили совместно с проектом «Вместе», тоже использовали б/у материалы. У меня в Москве есть проект «МОХ» — я езжу по швейным мастерским и собираю обрезки от лекал, эти ткани как правило хорошие, но неудобные в использовании. При этом обрезки можно использовать для обивки мебели, сдавать в переработку, есть компании, которые занимаются сортировкой тканей, есть творческие школы и студии, которые шьют с детьми творческие игрушки из этого материала. Это такая синергия — швейным фабрикам не надо думать об утилизации и вывозе мусора, а детские студии получают бесплатный новый материал с разными тактильными свойствами. Кстати, таких обрезков тканей в мире образуется 60 миллионов кв. метров.


Фото: Дмитрий Семенушкин

Э: А какие есть способы переработки тканей, как и новых обрезков, так и старых вещей?

ГГ: Все зависит от того, натуральная или нет ткань. Натуральный хлопок переработать сложнее, чем синтетику. Хлопок — это волокна семян хлопчатника, чем длиннее трубочка из которой скручивается нить, тем дороже и качественнее ткань. Но когда ее перерабатывают, то ткань режут, поэтому качество волокна снижается, и вещи, сделанные из переработанного хлопка, менее качественные и будут ворситься. Что касается полиэстера — синтетической ткани, то она не сильно отличается от бутылки ПЭТ, также сделана из нефти, только бутылка выдувается, а чтобы произвести волокно вытягивают ниточку. При переработке полиэстер нагревают, он плавится, туда необходимо добавить новый пластик, так как со временем материал теряет свою пластичность.

Нам надо думать об осознанности и отказаться от пластика совсем, потому что даже если мы его перерабатываем, все равно нужен новый пластик и его число в мире постоянно растет. Самое правильное, что мы можем сделать — беречь то, что у нас уже есть и снижать потребление новых вещей. В последнее время популярность набирают свопы, которые на мой взгляд, один из самых экологичных способов избавиться от ненужных вещей. Своп — это встреча на которую люди приносят свои вещи в хорошем состоянии: те, что либо малы, либо надоели или не подошли, и начинают бесплатный обмен. В Выксе тоже устраивают свопы. Есть еще вариант — отдать нуждающимся, многодетным, малоимущим.

Прежде чем выбросить футболку, вспомните, что на ее производство уходит три тысячи литра воды, на джинсы — пять тысяч литров воды. А источники пресной воды иссякают и если мы будем действовать по тому сценарию, по которой живем сейчас, то согласно прогнозам ученых из Aarhus Universitet запасы пресной воды на планете к 2040 году будут исчерпаны. Не будет ни Енисея, ни Лены, ни Байкала.

Э: Любой фестиваль, оставляет после себя много мусора, в том числе за счет праздничного декора. Как вы решили эту проблему?

ГГ: В Выксе в этом году не было практически никаких декораций и украшений, задача была показать, что можно сделать интересный и качественный праздник без мишуры и хлопушек, микропластика или полиэстровых карнавальных костюмов. Вся навигация была произведена с использованием экоматериалов, а что печаталось на ПВХ — например, стрелки — было сделано качественно для многоразового использования на последующих фестивалях. У питерского Упсала-Цирка, которые привезли в Выксу свое шоу, не было никаких летающих воздушных шаров или флажков. Они постарались показать, что вся красота заключена в людях и в том, что они делают.


Фото: Дмитрий Семенушкин

Э: С какими сложностями сталкиваются те, кто людей, кто пытается вести экологичный образ жизни?

ГГ: У людей нет понимания причин изменения климата, потому что нет прозрачности в осознании причинно-следственных связей. Вот читает человек статью, о том, что Арктика тает и белые медведи погибают. И сразу начинает переживать: он ведь и мусор сортирует, и пластиком не пользуется, и пешком старается больше ходить пешком, а Арктика все равно страдает. Но если разобраться, то ледники тают потому, что земля нагревается, а нагревается она из-за вырубки лесов, осушения болот, транспортных и производственных выбросов, которые нужны в том числе и для производства бумаги. Тогда он понимает, что надо сократить потребление бумаги. Очень важно объяснять людям взаимосвязи. Причем делать это не агрессивно, и не через запугивание. Если мы узнаем, как именно производится пластик, то просто станем его меньше потреблять, чем, если нам расскажут, как он ужасно вреден. Запугивание гораздо менее эффективно.

Э: Вы долго работали в нефтяной сфере, действительно нефтяные компании настолько сильно вредят экологии?

ГГ: Нефтедобывающие компании находятся под серьезным надзором экологов, для них шаг вправо, шаг влево связаны с большими рисками. Но если рассматривать процесс в целом, то, конечно, вредят. Для того, чтобы начать добычу нефти нужно сначала найти месторождение, выжечь на этом месте лес, построить буровую площадку, завезти и смонтировать оборудование, начать бурение, закачать буровой раствор. Нефтегазоносный слой представляет из себя коктейль — вода, нефть, газ лежат слоями. Если случается гидроразрыв пласта, то это отрицательно сказывается на окружающей среде, могут быть загрязнения пластовых вод. Потом, когда эту нефть добыли, ее отправляют на нефтеперерабатывающий завод, на деятельность которого затрачивается гигантское количество энергии. Завод использует много химикатов и катализаторов, чтобы сепарировать нефть на фракции, дальше их транспортируют на завод по производству пластика или другие полимерные заводы. Большое число транспорта, что дает дополнительную нагрузку для атмосферы. Естественно, часть продуктов производства токсичны. И в итог мы получаем… пластиковый стаканчик. Даже, если мы отдадим его в переработку, то для этого потребуется свежий пластик. И вот вопрос, а нужен ли он нам такой ценой? И не говоря о том, что на любое производство уходит огромное количество воды.


Фото: Дмитрий Семенушкин

Э: Не секрет, что компании, специализирующиеся на защите природы, нередко нанимают конкуренты в той же нефтянке, в своих интересах.

ГГ: Действительно, сегодня манипуляции на экологии не редкость. Например, магазин презентуют как эко, а вся продукция в нем в пластике, а сами продукты генномодифицированы. Но так как там зеленая вывеска, то люди идут. Бывают и очевидные заказы конкурентов. Бывали случаи, когда люди из крупных природоохранных организаций вынуждали одну нефтедобывающую [компанию] остановить бурение и добычу, а пока шло разбирательство, другая нефтяная компания, чья вышка находилась рядом, продолжала качать нефть, и газонефтеносный пласт оказывался практически истощен.

Э: Какие сейчас есть мировые эко-тренды?

ГГ: Потребительская культура уходит на второй план, ее заменяет культура свопа, обмен вещами, книгами, даже канцелярией. Среди мировых трендов — час Земли, когда мы выключаем свет и сидим при свечах. Экосубботники, дни без автотранспорта. В образовании активно используется интеграция, когда в любой предмет интегрируются экологические знания. Но главное — борьба за экологию стала менее агрессивной. Нет такого, что вы плохие не сдаете пластик, а мы, молодцы, сдаем. Заботу о планете нужно начинать с себя, а не ждать, когда нам скажут.


Людмила Петрушевская выступает на фестивале в Выксе. Фото: Дмитрий Семенушкин

Э: Какие профессии, связанные с экологией, будут востребованы в будущем?

ГГ: Креативный инженер по утилизации. Это изобретатель, который будет разрабатывать новый цикл вещей: с одной стороны проектировать вещи таким образом, чтобы они служили намного дольше, с другой, чтоб они были трансформируемы и перерабатываемы, и обладали большей универсальностью и прочностью, при этом создавались с использованием меньшего количества ресурсов. Иными словами, делать вещи, чтобы они служили вечно, не требовали замены или ремонта, а уж если пришли в негодность, то их можно было бы легко переработать.



Комментарии: 0
Добавить комментарий
Имя:




Яндекс.Метрика
© 2005-2019 «Виртуальная Выкса» | Дизайн и верстка «Виртуальная Выкса» | admin@wyksa.ru
по вопросам размещения рекламы - reklama@wyksa.ru, тел. 89040596588
При любом использовании материалов сайта ссылка на wyksa.ru обязательна