После отмены крепостного права не по Божьему промыслу, а исходя из причинно-следственных процессов жизни, для спасения когда-то процветающей Выксы от разорения и беды в наши края по двум векторам пришли две мощные силы.
Отчаянную обстановку на шепелевских заводах, отвергнув вариант продажи их с аукциона, поручили изменить «механикам» туманного Альбиона, которые на правах арендаторов и пожаловали к нам в конце лета 1865 года с обещаниями «златых гор через тридцать лет и три года».
Души выксунцев спасать суждено было келейнику Троице-Сергиевой лавры, будущему иеромонаху и народному духовнику Варнаве, который посетил Выксу в 1863 году с идеей, подсказанной ему старцами скитов лавры Григорием и Даниилом, построить сначала «богадельню, из которой в будущем должна возникнуть чудная благоустроенная Иверская обитель, и сделаться предметом благоговейного удивления всех». На небосклоне Выксы замаячили надежды на улучшение жизни.
Работа кипела и в «версте от Выксы, в лесу, где на месте алтаря будущей церкви Варнавою была водружена сломанная ветка» (построили дома сначала на 12 насельниц, а потом до ста, деревянную Иверскую церковь, в 1874-79 гг. замененную на кирпичную красавицу), и в лесу вокруг Выксы глубже, чем верста, где валили строевые, корабельные сосны и отправляли их на родину иноземных «механиков».
Однако к концу 70-х годов силы, пришедшие в Выксу по двум векторам одновременно, стали ослабевать - до исчезновения. У Варнавы, к тому времени уже братского духовника, нашлись завистники из Нижегородской епархии (не без участия самого Макария), организовавшие «свару» между послушницами монастырской общины - да такую, что большая часть послушниц оставила общину. «Злоречие, клевета, напраслина сыпались на голову Варнавы, унизительный допрос в лавре особенно больно оскорблял его».
Англичане, озаботясь быстрой наживой, пренебрегали даже работами по ремонту плотин, гидросооружений и в 1881 г. спровоцировали катастрофу - прорыв плотины Верхне-Выксунского пруда, после которой вынуждены были из Выксы сбежать.
Надежды на улучшение жизни в Выксе рассеялись, наступило самое черное время в её истории. В 1879-1882 гг. заводы стояли. Средний завод был уничтожен, в монастыре чуть светились лампады.
Однако стойкие поверья - «собором русские делают чудеса» и «заграница нам поможет» - в 80-х годах в Выксе сработали. Дерзкий проект строительства монастыря в выксунской лесной глуши поддержал Синод (правительственное ведомство, ведающее духовными делами) после встречи Варнавы и самого В.К. Саблера, заведующего канцелярией Синода, в будущем - его обер-прокурора.
Команда немецкого подданного Антона Лессинга, разбогатевшего на перепродаже акций строящихся в России железных дорог, взялась спасать заводы.
Неслыханный по масштабам строительный бум до конца 90-х годов 19-го века обеспечил строительство крупнейшего в России Иверского женского монастыря и модернизацию заводов Лессинговского общества выксунских горных заводов (ОВГЗ), которые уже в 1887-88 отчетном году работали с прибылью в 69825 рублей и далее - по восходящей. Казалось бы, благоденствие Выксы в 20-ом веке обеспечено. Однако покровитель Выксы, русский богатырь духа Варнава, в 1906 году умер, Лессинговскую команду трясли капиталистические кризисы. В 1914 году Лессингу и иже с ним и вовсе «показали на дверь» как подданным неприятельской стороны.
В новом, 20-м, веке благословенная, процветающая Выкса и Выкса обиженная, пролетарская, не уживались: последняя роптала и бунтовала.
Первой мировой войне, казалось, не было конца. В феврале 1917 года выксунцы с красными бантами на груди выходили на улицы, пели с экстазом русскую «Дубинушку» и французскую «Марсельезу», приветствуя революцию, и все еще надеясь на улучшение жизни, причем улучшение кардинальное.