Рассказ о баташевском роде мы начнём с первой половины XVIII столетия, когда предприимчивый тульский кузнец Иван Тимофеевич Баташев принялся устраивать небольшие железоделательные заводы на реке Тулице, позже «распространившись» на места более отдаленные — в частности, основав завод в Медынском уезде.
По кончине Ивана Тимофеевича в 1734 году баташевское дело оказалось в руках его сына Родиона, окончившего свой земной путь в 1754 году, после чего во владение заводами вступили два его сына — старший Андрей и младший Иван.
По Указу императрицы Елизаветы Петровны «О закрытии заводов винокуренных, стеклянных и железных на расстоянии 200 верст вокруг Москвы» от 1754 года заводы Баташевых – Тульский, Медынский и Изверский были закрыты. Ликвидация трёх заводов нанесла Баташевым сильнейший удар. Представители третьего поколения Баташевых – братья Андрей и Иван обладали необходимыми личными качествами, а также солидным капиталом, чтобы «встать на ноги». Свою предпринимательскую деятельность они перенесли в бассейн реки Оки. В 1755 году братьями Баташёвыми был построен завод на реке Унже, левом притоке Оки (Унженский завод). В 1758 г. Баташевы получили разрешение на постройку нового доменного и переделочного завода во Владимирском уезде, на р. Гусь.
15 декабря 1759 г. Гусевский завод уже начал плавку чугуна. В короткий срок Унженский и Гусевский заводы превратились в металлургические предприятия большой мощности. Строительство Верхне-Выксунского завода началось в сентябре 1765г.
15 октября 1770 г. был введен в действие Велетьминский завод на восемь молотов. Спустя несколько лет пущены новые заводы Средне-Выксунский, Нижне-Выксунский, Железницкий, Пристанской.
За услуги перед Отечеством братья получили чин титулярных советников, в 1783 году Екатерина II пожаловала Андрею и Ивану Баташевым потомственно «первобытное, благородное дворянское звание». 18 января 1783 года Баташевы получили все дворянские привилегии и вольности и свой фамильный герб.
В том же году братья разделили имущество. После раздела Андрей Родионович покидает Выксу и переезжает в Гусь, который отныне и до самой смерти становится его резиденцией.
Гусь-ЖелезныйМы подробнее остановимся на фигуре Ивана Родионовича Баташева.
Во всех мемуарах и исторических записках о Выксе, о Баташевых Иван Родионович изображается барином просвещенным, сдержанным, но с твёрдым характером, с хитрым дипломатическим умом, наблюдательным, любившим всё русское. Умеренным в требованиях к подчинённым и типичным властным крепостным.Просвещённым он стал благодаря систематическому чтению (собрал хорошую библиотеку) и общению с людьми высшего света. В зрелые годы жизнь свою организовал по расписанию, строго его выполняя, любил прогулки в парке на берегу пруда.
В заводских делах Иван Родионович умел доверять своим подчинённым, но никогда не отпускал их на самотёк – регулярно объезжал заводы, вызывал к себе ответственных лиц на доклад и обмен мнениями, когда надо говорил своё веское слово.
Иван Баташев по разделу с братом получил три Выксунских завода: Нижне-Железницкий (Досчатинский), Пристанской, Нижне-Унженский. Построил самостоятельно Сноведской, Верхнее-Железницкий (Вильский) и Проволоченскую фабрику. Заводы Ивана Родионовича по техническому уровню, по организации дел при его жизни были передовыми в стране. Литейный завод в Сноведи, косная фабрика в Виле. Проволоченская фабрика прибавила ему славы и дохода. Не сбылись пророчества брата: «Без меня пропадёшь».
Горнозаводское хозяйство Ивана Родионовича было огромным и многоотраслевым. Кроме металлургических заводов полного цикла действовали: валяльня, суконная и полотняная фабрики, мельницы, пилорамы, судоверфи. Последние не только обслуживали внутренние потребности хозяйства, но и выполняли заказы от разных лиц на размол зерна, изготовление стройматериалов, барок и лодок за плату.
После окончания войны с Наполеоном правительство и народ начали восстанавливать, и развивать хозяйство страны. Для выяснения резервов налоговой базы для бюджета была организованна подворная опись всех населённых пунктов. На 1818 год в Выксе насчитывалось 479 дворов, 3618 чел. населения, стадо коров - 625 голов, 217 лошадей.
Венцом Выксы стала великолепная усадьба. В облике усадебного дома нашли воплощение элементы русского классицизма и новые эклектические черты, связанные с влиянием эстетики романтизма. В конце XVIII века дом состоял из 40 комнат. На 1 этаже находились кухни, складские помещения, чуланы, помещения для прислуги и большого количества приживальщиков. На 2 этаже было несколько парадных залов, предназначенных для званых вечеров, домашних праздников, приема гостей. Каждый зал имел свое название и был соответствующим образом оформлен. На 3 этаже находились кабинет, спальня, библиотека хозяина дома – И.Р. Баташева.
Умер Иван Родионович на 89-м году жизни зимой 1821 года и был похоронен в семейном склепе в церкви Рождества Христова.
В Рождественской церкви, в широкой ограде, неподалёку от богатого, в готическом стиле иконостаса был поставлен памятник Ивану Родионовичу Баташеву в виде изготовленного из цельного куска гранита и до зеркального блеска отполированного саркофага. Саркофаг был украшен барельефами и памятными надписями.
Над саркофагом Ивана Родионовича был установлен на покрытых орнаментом чугунных колоннах балдахин гигантских размеров, весь ажурный от литых чугунных кружев. Число колонн было двенадцать!
Около меньшей церкви благодарные заводские служащие своим иждивением, спустя три года после кончины Ивана Родионовича установили и другой памятник. Он представлял собою отлитый на Сноведском заводе бронзовый бюст, водруженный на чёрную мраморную колонну высотой немногим более метра, спереди которой располагалась надпись: «Иван Родионович Баташев», а сзади простое посвящение: «Отцу – благодетелю от детей и поданных».
Место погребения, не сохранилось. В советское время его могилу раскопали, а само место сравняли с землёй. От величественной гробницы не осталось следа. Могильную плиту, уже растрескавшуюся, случайно нашли на заводе. Теперь она находится в музее. Сейчас прах И.Р. Баташева перезахоронен на кладбище, на территории Малой церкви.