От конной тяги до микросхемИстория железнодорожного движения в местных краях началась в 1894 году, когда Выксы, Вили и Досчатого были соединены между собой и пристанью на Оке первыми рельсами. Грузы по железной дороге с шириной коли 630 миллиметров перевозили на тележках: их либо тянули кони, либо толкали люди.
Позже построили несколько открытых вагончиков – в начале ХХ века в них стали возить заводчан на место работы. Состав из четырех-пяти вагончиков приводили в движение две лошади, которыми управлял кучер. А первые пять паровозов на выксунской земле появились только в 1912 году.
В наши дни железнодорожное хозяйство ВМЗ насчитывает 29 тепловозов и около 800 вагонов, а также краны, способные поднимать до 80 тонн груза за один раз. 13 единиц техники помогают строить содержать в порядке заводские пути. Но машины не придут в движение без людей: сегодня здесь трудятся 770 работников.
Протяженность железных дорог на ВМЗ уже превышает 150 километров, а сейчас завершается строительство еще 5,4 километра путей, по которым техника будет подходить к первому трубному цеху. Инфраструктура этого участка включает 12 стрелочных переводов и микропроцессорную систему управления движения по станции Мотмос.
Протяженность железнодорожных путей на заводах ОМК (километры)> 150 – ВМЗ
72 – ЧМЗ
6,8 – «Трубодеталь»
5 – АТЗ
1,3 – БАЗ
Всего: > 235Сотрудники железнодорожного хозяйства на заводах ОМК (количество человек)770 – ВМЗ
72 – ЧМЗ
36 – «Трубодеталь»
17 – АТЗ
2 – БАЗ
Всего: 897Комментарии сотрудниковЮлия Калинкина, оператор ЭВМС уверенностью могу сказать, что мы команда: сплоченная, сильная, дружная. Я горжусь тем, что работаю именно в этом подразделении, ведь железнодорожный цех – одна из важных цепочек в работе завода. В этом году наш профессиональный праздник совпал с юбилеем цеха. Поздравляю своих коллег с такой знаменательной датой – 125 лет! Отдельно поздравляю коллег с АТЗ с юбилеем их подразделения, и всех железнодорожников заводов ОМК – с профессиональным праздником! В трудовых буднях – успеха, в семьях – счастья, тепла, уюта!
Кстати В честь 125-летнего юбилея железнодорожного цеха ВМЗ на корпоративном портале предприятия проходит конкурс стихотворений. На 1 августа заводчане разместили более 50 поэтических поздравлений.
ФактВыксунская железная дорога в XX веке входила в тройку самых протяженных промышленных узкоколейных дорог СССР.
ТаймлайнЖелезные дороги ВМЗ: путь через века 1890-е – укладываются чугунные рельсы с шириной колеи 630 миллиметров
1912 – появляются первые паровозы
1917 – строится железная дорога с шириной колеи 750 миллиметра
1978 – на смену паровозам окончательно приходят тепловозы
2003 – закрываются все грузовые перевозки по узкой колее
2005 – начинается реконструкция железнодорожного хозяйства в связи со строительством ЛПК
2016 – начинается строительство участка дороги к новому первому трубному цеху
Организационная справка Самую долгую историю среди железных дорог ОМК имеет транспортная система ЧМЗ. Развитию в этих местах железоделательного ремесла поспособствовала соединившая Пермь и Екатеринбург железная дорога, на которой в 1878 году и появилась станция Чусовская. Товарно-пассажирское движение открылось здесь в 1895-м, а в 1901-м для Чусовского металлургического завода приобрели первый ширококолейный маневровый паровоз. Собственный железнодорожный цех ЧМЗ начал работать в 1933 году.
У Благовещенского арматурного завода – самая небольшая протяженность путей, всего 1 337 метра. Их ввели в эксплуатацию в 1986 году. На участке железнодорожных путей полноценно трудится всего один человек, еще один совмещает выполнение задач здесь с работой на других участках. Впрочем, железная дорогая БАЗ все-таки не самая короткая в мире: этот рекорд принадлежит Ватикану – микрогосударство обслуживают две 300-метровые ветки.
Годом создания железнодорожного цеха на «Трубодетали» считается 1952-й. Именно тогда сдан в эксплуатацию железнодорожный подъездной путь челябинского предприятия. После 2006 года подразделение несколько раз претерпело реорганизацию и сейчас именуется железнодорожным участком в составе транспортно-складского хозяйства.