Виртуальная Выкса

Выкса сегодня

/ «Арт-овраг» / Арт-вакцинация города


Календарь

« Июнь 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Арт-вакцинация города

дата: 20.06.18   добавил: DDZ   источник:
Очередной «Арт-Овраг» в Выксе продемонстрировал выход на новый, более планомерный и интерактивный уровень работы с городом и его жителями.




72 часа праздника

С 9 по 11 июня 2018 года в городе Выкса прошел один из самых ярких и популярных фестивалей городской культуры в России «Арт-Овраг», проводимый Объединенной металлургической компанией, АО «ОМК» и благотворительным фондом «ОМК-участие». Организаторы утверждают, что это самый крупный подобный фестиваль за пределами Москвы, и с этим не поспоришь. В течение трех дней жителей и гостей города Выкса ждали 10 площадок, на которых разворачивалась насыщенная программа из множества культурных, образовательных и спортивных мероприятий, а также презентаций новых перфомансов, инсталляций и дизайнерских объектов, в той или иной мере отвечающих заданному главным куратором фестиваля Антоном Кочуркиным девизу «Полезное искусство». Парадоксальное словосочетание подталкивало художников, архитекторов и дизайнеров к поискам решений, которые, кроме красоты и смысла, полезны для города и его жителей. И они справились с этой задачей.





Успеть везде и посмотреть все, что было подготовлено, создано и представлено на центральной площади, в городских парках и дворах, на набережных и в цехах Металлургического комбината, было физически невозможно, но каждый мог найти для себя ту площадку и те события, которые ему были наиболее интересны, не упуская возможность познакомиться с чем-то новым и необычным.



На любой вкус и цвет…

Разработкой программы и идеологии фестиваля занимаются приглашенные кураторы, чей срок полномочий составляет три года, чтобы каждая команда могла реализовать все свои начинания, а затем передать бразды правления дальше. Сейчас у фестивального руля стоит тандем куратора фестиваля Антона Кочуркина и продюсера Юлии Бычковой, хорошо известных как кураторы фестиваля «Архстояние», а также авторы нескольких концепций пространственного развития территорий. Последнее особенно важно для «Арт-Оврага» с его фокусировкой на творческое переосмысление и решение проблем постсоветского города. Для расширения тематического и типологического диапазона фестиваля в кураторскую команду вошли еще несколько экспертов.



Куратором театральной программы фестиваля был известный российский режиссер, лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий, благодаря которому в программе появилось выдающееся художественное событие – театральный перфоманс «Страсти по Мартену», поставленный режиссером и хореографом Анной Абалихиной в пространстве исторического мартеновского цеха Выксунского металлургического завода и посвященный его закрытию весной этого года. Прошли всего три спектакля, по одному на каждый фестивальный день, но нет сомнений в том, что осмысление и оценка этой феерии, построенной на симбиозе музыки, пения, танца и речитатива и противопоставлении их брутальному и анти-театральному окружению, будет идти продолжаться еще долго. Каждый побывавший на перфомансе не сможет по-прежнему воспринимать промышленный антураж и, каждый раз, в грохоте станков и конвейеров будет слышать удивительную музыку, сочиненную композитором Алексеем Сысоевым. В постановке участвовали рабочие завода, волонтеры и учащиеся местной музыкальной школы. Как сказал Юрий Муравицкий на пресс-конференции, «необычность этого перформанса в том, что он делается здесь и про здесь».



Куратором спортивной программы фестиваля стал Александр Заволожин. Этот, традиционно популярный у местных жителей, раздел дает возможность всем желающим познакомиться и попробовать себя в новых видах спорта, таких как воркаут, паркур, скейтбо́рдинг и футбольный фристайл. В этом году к программе из открытых уроков и соревнований добавилась презентация нового спортивного объекта «Скейт-волна» в городском парке, который создал вместе с выксунской группой UG известный скейтер Тимофей Любшин.



Образовательную программу, ставшую после прошлогоднего фестиваля постоянно действующей, курирует Мария Мкртычева. Вокруг нее организовалось сообщество, которое активно участвует как в просветительских мероприятиях, так и в других городских проектах «Арт-Оврага».



За программу современного искусства отвечала Алиса Багдонайте, курирующая также постоянно действующую в Выксе с прошлого года Арт-резиденцию «Vyksa Air», где развернулась часть художественной программы, а именно: персональная выставка одного из резидентов – Устины Яковлевой, а вечером показывали видео- и звуковая инсталляция Дмитрия Булныгина «Смена». Еще одна часть программы проходила в Музее истории ОАО «ВМЗ», где открылась мультимедийная выставка «Повседневные трансформации» и проходили лекции ее куратора Натальи Фурс и встречи с медиа-художниками Еленой Никоноле, Дмитрием Морозовым и Ильдаром Якубовым, участвующими в ней.



Но самое яркое событие программы «Современное искусство» оказалось спрятанным от случайных взглядов в чаще лесопарка «Посадка» и лишь самые рьяные ценители, да еще местные жители, прогуливающиеся через парк по двум единственным тропкам, могли насладиться провокационной и одновременно меланхоличной работой Тимофея Радя (T-Radya), который предложил спасти репутацию «Посадки», считающейся одним из самых криминально-опасных мест города, при помощи огромной светящейся надписи «ВСЕ ЭТО НЕ СОН», установленной между высокими соснами на металлических стойках. И каждому случайному путнику, проходящему через парк, теперь эти несколько слов будут сиять, словно «путеводные звезды».



Еще один художественный проект представлял собой иную, более демократичную и объединяющую идею. «ЗаСТОЛье», придуманное и реализованное французской командой из архитектора и сценографа Лоренса Фальзона и куратора Бертрана Госселина, – это стометровый стол, вытянувшийся по диагонали Площади Металлургов. Простая и понятная метафора стола как объединения и средства поиска общего языка пользуется неизменным успехом и, до «Арт-Оврага», уже была показана европейских городах. Выкса поделилась с проектом своим фирменным блюдом – окрошкой с килькой, ее подавали за огромным столом.



Параллельную программу курировал современный художник Владимир Селезнев, благодаря которому, в сферу художественной активности на «Арт-Овраге», попали автотюнинг, ковка, просмотр кинофильмов и дискотека на свежем воздухе. К параллельной же программе относилось и открытие уже упомянутой скейт-площадки, и презентация арт-объекта «Мяч», придуманного жительницей Выксы Натальей Гусевой и выбранного на прошедшем весной этого года конкурсе.



Один из символов «Арт-Оврага 2018» – ансамбль из двух остановок в центре города: группа конструкций, сваренных из стальных труб ярко-красного цвета. Поначалу невнятные, при движении мимо они складываются в огромные буквы и в определенном ракурсе образуют слова «ART» и «OVRAG». Проект бюро «Дружба» выбрали по итогам открытого международного конкурса. Остановки оборудованы USB-портами для подзарядки телефонов, кроме того, «дружелюбные» архитекторы заложили в конструкции систему прямой коммуникации по принципу «переговорных труб», используемых на кораблях – ею могут развлекаться пассажиры в ожидании автобуса.



Открытие остановок, как и презентацию всех основных мероприятий фестиваля сопровождали театральные перформансы в исполнении артистов театра Spam-theatre, чей яркий, брендированный по эскизам местного художника автобус колесил по всему городу.



Авторы остановок, архитекторы бюро «Дружба», известны прежде всего как изобретатели новых форматов детских площадок и рекреационных зон – в Выксе они также оборудовали многофункциональное пространство во дворе на улице Пирогова, 6. Игровой площадкой его можно назвать скорее условно: два года назад «Дружба» совместно с художником Романом Ермаковым и городскими активистами начали проект исследования двора между спортивной школой и детской школой искусств. Большая часть пространства была оккупирована парковкой. Вместо того, чтобы сделать собственный проект и реализовать его, сделав жителям «нежданный подарок», архитекторы «Дружбы» решили не навязывать не нужные людям решения, провоцируя негативную реакцию. Они заимствовали методику собственных развивающих занятий с детьми – дали возможность жителям самостоятельно определить, что они хотят видеть на площадке. Нельзя сказать, что процесс шел легко. По словам одного из партнеров бюро «Дружба» Беллы Филатовой, им пришлось преодолеть серьезное сопротивление и скептицизм местных жителей, которые не ждали от «архитектурных гастролеров» никаких чудес, да и вообще не хотели никаких изменений. После множества перипетий проект был разработан и большей частью реализован к фестивалю «Арт-Овраг». Жители, пришедшие на открытие, с радостью признались архитекторам, что узнают в построенных объектах свои самые первые идеи и зарисовки с воркшопов. Теперь жителям предстоит выбрать название для площадки – сбор вариантов начался во время открытия.



Реализация концепции двора по улице Пирогова прошла в рамках проекта «Город своими руками». Цель проекта – развитие городского сообщества и вовлечение жителей в качественную трансформацию среды. Сейчас проект курирует Свят Мурунов, он ведет в Выксе комплексную исследовательскую программу «Мастерская прикладной урбанистики», начатую полтора года назад. Она включает несколько этапов: анализ ситуации с дворами в Выксе, опросы населения, выявление активных и дееспособных сообществ, организацию воркшопов по сбору идей и созданию концепций новых многофункциональных дворовых пространств, получивших название «Арт-Дворы». Пять дворов уже реконструированы и переоснащены по проектам и в соответствии с запросом местных сообществ. Новые площадки для отдыха и занятий спортом открыли к началу «Арт-Оврага».



Холодно-горячо

Получивший свое название в честь оврага в городском парке, где восемь лет тому назад прошел первый фестиваль под девизом «Стрит-арт вместо наркотиков», «Арт-Овраг» очень изменился не только по масштабу, продолжительности и количеству участников, но и по формату, а главное целям своего проведения. Изменения, наверное, и есть самый ценный предмет анализа феномена городских арт-фестивалей в России вообще и «Арт-Оврага» в частности.



Один из инициаторов проведения фестиваля, его душа и двигатель всего процесса, председатель попечительского совета фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых сказала на пресс-конференции, что за восемь лет фестиваль прошел огромный путь. Все начиналось как городской праздник, способный отвлечь молодежь от наркотиков и дать им новые форматы для выплескивания энергии, в том числе креативной. Главное градообразующее предприятие, обеспечивающее жителей города работой, осознавая свой долг – что, признаемся, на так уже часто встречается в России – решило стать социально-ответственным и улучшить жизнь горожан при помощи художественных и социо-культурных практик. Благодаря инициативе и настойчивости Ирины Седых, благое намерение вылилось в фестивальный марафон. Каждый фестиваль – это очередной этап эксперимента, результаты которого непредсказуемы и могут быть оценены только после воплощения. Как в детской игре «холодно-горячо» – приходится нащупывать правильный путь и определять те решения, которые будут эффективны, на самом деле помогут людям, улучшат их жизнь, привнесут в среду нечто действительно значимое, изменят самовосприятие горожан и превратят их из зрителей, которые даже и не покупали билеты на шоу, в деятельных участников происходящих в городе эволюционных процессов.



В «молоко»...

Если проанализировать историю фестивалей и особенно события в Выксе между фестивалями, можно понять, какие решения работают, а какие нет, какие практики попадают точно «в яблочко», а какие уходят скорее «в молоко».
Прежде всего эффект трех фестивальных дней как разовой акции при всем блеске мероприятий почти никак не проецируется на повседневную жизнь выксунцев. Для горожан эти дни становятся чем-то вроде «наводнения», которое обрушивающегося на Выксу и уходит, оставляя «наследство» в виде арт-объектов, значение которых им сложно было осознать. Результат – уничтоженные как вандалами, так и просто в процессе ремонта фасадов граффити и арт-объекты, в том числе уникальные, имевшие безусловную ценность для современного российского искусства.



Также не проходят социальную проверку «нежеланные подарки» – вроде бы действительно нужные объекты, но созданные без участия и хотя бы консультации с местными жителями. Так один из реконструированных не так давно дворовых комплексов стоит заброшенным. Дети и взрослые продолжили использовать старую, пусть типовую, но «родную» игровую площадку по соседству. Уроки «пришлых» вызывают отторжение. Аналогичная реакция прослеживается и у местного руководства, которое в глобальном плане поддерживает фестиваль. Глава администрации городского округа Выкса Владимир Кочетков выступил на пресс-конференции «Арт-Оврага», мэрия участвует в реализации многих фестивальных начинаний. Но руководители среднего звена предпочитают держать нейтралитет. Так, например, руководство художественной школы, рядом с которой «Дружба» вместе с жителями делала творческую площадку, так и не вышло на контакт с инициативной группой и никакого участия в проекте не приняла. Для многих руководителей городских департаментов все разговоры о комфортной и городской среде по-прежнему сводятся к разбивке клумб с однолетниками, пример – новый «Дендрарий» в городском парке, и расстановке «потешных» садовых скульптур в скверах а-ля «Каньон сказок» на Манежной площади в Москве. Инертность привычных форматов нельзя недооценивать. Без постоянного внешнего воздействия – презентации новых решений, призывов к сотрудничеству и запроса со стороны городского сообщества – любые инициативы затухают или перерождаются.

В «яблочко»…

«Арт-Овраг» – фестиваль уникальный, прежде всего потому, что он эволюционирует, а значит, жизнеспособен. И это заслуга организаторов, инициаторов приглашаемых кураторов. Все проблемные эпизоды и все методы, не подтвердившие свою эффективность (часть и которых мы перечислили выше) подвергаются анализу и пересматриваются. Как результат, концепция фестиваля корректируется и, с каждым годом, в ней появляются новые элементы. Интересно, что общий вектор трансформации фестивальных тем и форматов совпадает с общей для всей России тенденцией, к развитию городских пространств и в создании деятельных сообществ.
Вместо трехдневного «наводнения» начали работать комплексные, круглогодичные программы и институции, направленные на популяризацию современного искусства и урбанистических практик, формирование конструктивного диалога с горожанами, вовлечение их в выработку идеологии и постановку задач для очередного фестиваля. Об этом на пресс-конференции и других мероприятиях фестиваля много говорили Ирина Седых и Юлия Бычкова. В прошлом году в Выксе начала работать Арт-резиденция, обязательным условием участия в которой является презентация итогов работы местным жителям в виде лекции или выставки. В планах организаторов фестиваля – создание местной арт-институции – образовательного учреждения, в котором талантливые выксунцы смогут попробовать себя в разных жанрах стрит-арта и не только. Кроме того, планируется запустить издательскую программы, первым проектом которой станет энциклопедия российского стрит-арта, на основе уже собранной в Выксе коллекции граффити и росписей.



Начала работать программа «Мобильная мастерская», в рамках которой Святослав Мурунов вместе с жителями Выксы и приглашенными экспертами (культурологами и инженерами) изучает и проектирует новые многофункциональные жилые дворы. Полученный опыт будет также проанализирован и использован для подготовки методического пособия по развитию дворовых пространств, который войдет в издательскую программу «Арт-Оврага».

После опыта с гигантской росписью Миши Моста на стене цеха Металлургического завода, которую выбирали «всем миром» на конкурсе, рабочие завода теперь с увлечением соревнуются по результатам произведенной продукции за право украсить следующим граффити именно свой цех.

Опять-таки выбранные и построенные по результатам конкурса плоты, теперь служат всем горожанам и пользуются большой популярностью у отдыхающих на Верхнем пруду, как оригинальные (такие есть только в Выксе) плавсредства.



На пользу городу используются методики, апробированные на фестивале, и его огромный пиар-эффект. Сегодня Выкса – это не затерянный в Муромских леса городок, а место проведения самого крупного регионального арт-фестиваля в России. Туристический поток возрастает с каждым годом. В 2015 г. он составлял 22 тыс., а в 2017 – уже 50 тыс. человек приехали сюда, чтобы посмотреть на местные достопримечательности: причем не только «наследство» «Арт-Оврага» в виде арт-объектов и арт-дворов, по которым теперь можно пройти квест, но и на самую главную достопримечательность – металлургический завод, для которого уже разработаны 4 экскурсионных маршрута, позволяющих познакомиться с его неповторимым брутальным антуражем и знаменитой «Шуховской башней».



Арт-объект «Единорог» (автор Gabor Miklos Szoke (Венгрия), создан в 2013 году) стал практически официальным символом города. Именно он фигурировал на большинстве детских рисунков на выставке «Моя Выкса» на Площади Металлургов в этом году.



Известность города и фестиваля «Арт-Овраг» помогает привлекать инвесторов и спонсоров для различных городских начинаний, помимо самого фестиваля.

Результатом работы сплоченной команды экспертов и накопленного во время фестиваля опыта по развитию городских территорий, стал проект «Формирование благоустройства парка культуры и отдыха «Лебединый рай» с набережной Верхнего пруда каскада Баташевских прудов», победивший на Всероссийском конкурсе проектов комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в номинации «Малые города с населением от 50 до 100 тысяч человек». Эта победа, о которой стало известно накануне фестиваля «Арт-Овраг», судя по реакции городских и региональных властей, в том числе, речи врио губернатора Нижегородской области Глеба Никитина на открытии фестиваля «Арт-Овраг 2018», стало знаменательным и по-настоящему воодушевляющим достижением. Фестивальная команда показала, как затраченные в течении восьми лет усилия конвертируются в масштабные программы преобразования города.

Трудно представить, что согласно принципу ротации кураторов раз в три года, нынешней команде осталось работать еще только один год. Тот задел, который они уже заложили, развив принципы и идеи предыдущей команды кураторов, рассчитан по крайней мере еще лет на пять планомерной реализации. Останавливать их и менять команду – значит обрекать город на новый период «пересменки» и потерю нескольких лет на выработку и обкатку новой концепции. До принятия решения по вопросу следующих кураторов еще по крайней мере год. И было бы замечательно, если бы фестиваль вновь скорректировал свой формат и дал нынешней команде фору в дополнительную пару лет на осуществление всего задуманного.



Что спасет красота?

Помимо вполне позитивных впечатлений от фестиваля «Арт-Овраг» и деятельности его команды, было сложно избавиться от ощущения смутного беспокойства. Как будто мимо по улице прошел человек, показавшийся знакомым, но вот вспомнить, кто он, никак не удается, и это не дает покоя.



Так и в Выксе, в праздничной суете и в ажиотаже фестивальных событий, никак не покидало ощущение чего-то знакомого, что лежит в основе всей концепции фестиваля, направленного на изменение, улучшение жизни отдельного города с помощью творчества художников и созданных ими произведений. И только на открытии инсталляции «ВСЕ ЭТО НЕ СОН» пришло понимание: то, что происходит в Выксе – чистой воды эксперимент по спасению мира при помощи красоты. Это та самая цитата из «Идиота» Достоевского, которую, словно знамя, подняла и несла через XIX, XX и вот теперь XXI век русская интеллигенция. Та мечта, о преобразовании через просвещение и облагораживание, которая уже столько раз разбивалась о безразличную к мечтам реальность. И разбивалась чаще всего только потому, что «спасаемые» красотой категорически не хотели либо вообще спасаться, либо спасаться именно той красотой, которую им предлагали.

Достаточно было увидеть на следующий день после открытия инсталляции «ВСЕ ЭТО НЕ СОН» – прекраснейшей, тонкой и светлой работы, как аборигены с энтузиазмом бросают в буквы камни, просто для «фана», проверить, удастся ли бросить камень через кольцо буквы «о», чтобы понять, насколько длинный и тернистый путь предстоит организаторам фестиваля, которых никак нельзя назвать мечтателями, и в первую очередь, тем из них, кто живет и работает в Выксе, видит и слышит разное, в том числе, не позитивное и не оптимистичное. Они прошли долгий путь, но впереди еще очень много работы. Надеюсь, они не отчаются и не опустят руки. Пусть у них все получится, пусть хотя бы здесь «красота спасет мир».

Елена Петухова



Комментарии: 31767



© 2005-2024 «Виртуальная Выкса» | Дизайн и верстка «Виртуальная Выкса» | admin@wyksa.ru
по вопросам размещения рекламы - cmi.zloy@gmail.com, тел. 89040596588
При любом использовании материалов сайта ссылка на wyksa.ru обязательна