Вход на площадь Металлургов – через арку с большими буквами «Книгоград». За аркой – книжный фестиваль и писатель Сергей Литвинов. Тот самый писатель, который в литературно-криминальном тандеме со своей сестрой Анной издает детективы миллионными тиражами.Рядом – выставка фотографий. В доме культуры – спектакль с участием Сергея Безрукова. А вчера был Дмитрий Дюжев. И завтра будет московская звезда. И дамы придут в вечерних нарядах.
Это Выкса. Город с населением чуть больше 50 тысяч жителей. Она празднует не день города даже – юбилей Выксунского металлургического завода и Объединенной металлургической компании, частью которой ВМЗ как раз и является.
Причем празднует как-то не так, как принято в городах формата «районный центр».
«Книгоград» — это фестиваль, где можно узнать все про книги – и как они связаны металлом. Есть стенд «Металл: наука, образование, культура». Есть стенд «Металл и транспорт». Есть шатры, где проходит интерактив.
— Я первый раз заклеиваю книжку! Это так интересно! – четвероклассница Ксюша Зюзина приклеивает скотч к оторванной странице. В ее руках «Гуттаперчевый мальчик» — книжка, изданная лет за двадцать до рождения самой Ксюши и когда-то много раз прочитанная.
Ксюша рассказывает, что ее любимая книга – про Карлсона.
Ведущие мастер-класса по ремонту книг говорят, что специально принесли из библиотек книжки, которые слегка подзабылись у современных детей. Пусть, пока заклеивают их, немножко почитают. Может, вернутся потом в библиотеку – узнать, чем в книжке дело кончилось.
Рядом юные художники местной изостудии рисуют цеха металлургического завода. Не то, чтобы по доброй воле – понятное дело, у детей задание: нарисовать цех. Но и не по принуждению.
— У меня папа на ВМЗ работает, — в голосе старшеклассницы Каролины Багмет – неприкрытая гордость.
— А тебе не мешает то, что ты сейчас рисуешь у всех на виду? – вокруг Каролины и правда небольшая толпа.
— Нет. Когда люди подходят и говорят: «Ой, как здорово!» — это только помогает.
— Ты после школы будешь поступать в художественное училище?
— Да, в Санкт-Петербург, — произносит это буднично, просто констатируя факт. Для нее нет ничего экстраординарного в том, что девочка из небольшого провинциального города поедет учиться в Питер.
Нет границ. В голове – нет.
Руководители ОМК целенаправленно везут в Выксу – Москву. Причем везут не московские понты, а ту атмосферу «свободного вдоха», что существует сейчас в столице. Парк Горького с его залитыми под каток дорожками зимой и «по газонам – ходить!» летом.
Купеческая Выкса к столичному хипстерству вроде бы не слишком расположена. Но, как говорили кураторы «Арт-Оврага» (а по этому фестивалю Выксу узнают далеко за пределами Нижегородской области), «мы стараемся не переходить ту грань, когда новое будет совсем непонятным».
Поэтому традиционные, милые каждому взгляду девушки-барабанщицы здесь тоже есть («Мальчишки, ну-ка, давайте сфотографирую вас с девушками. Когда еще такую красоту увидите!» — машет рукой учительница своему классу. Мальчишкам лет по тринадцать, наверное).
Да и «Книгоград» — он гораздо менее концептуальный, чем тот же «Арт-Овраг». Но не менее стильный.
Тут еще одна важная фишка. Называется, «если делать – то по высшему разряду». Выставка индустриальных снимков. Точнее, снимков заводских цехов ВМЗ. Что, в Выксе фотоаппаратов не было? Было.
Но привезли одного из лучших фотохудожников страны Михаила Розанова. Он семь дней ходил по цехам ВМЗ. Сделал два десятка снимков. Каждый – шедевр.
То есть вот теперь к списку персональных выставок Михаила Розанова («Винзавод», МДФ, Московский государственный музей архитектуры, барселонская галерея Fotonata и т.д.) прибавился еще и Музей металлургического завода в Выксе. Выставка «Металлургия. Тайна геометрии и света». Приезжайте, вам понравится.
Можно было показать спектакль художественной самодеятельности. Но показали спектакли со звездами первой величины.
Можно было включить музыку в фойе Дома культуры. Но привезли Губернаторский оркестр Московской области Московского губернского театра под руководством Сергея Пащенко.
Очень хочется спросить руководителей ОМК: «Послушайте, а вам зачем?» Ведь Выкса – моногород. Здесь одно крупное предприятие. И если его работникам просто платить более-менее хорошую зарплату и не делать больше ничего – все будет нормально. Точнее, будет как у всех. Но, поскольку у всех так, то кажется, что оно – нормально.
Причем хочется спросить вдумчиво, чтобы не прозвучали в ответ дежурные фразы «мы за все хорошее против всего плохого и еще за развитие».
Но пока спрашиваю рядовых выксунцев – прямо перед началом спектакля, в фойе. И здесь же – оркестр, и здесь же – закуски, и здесь же – шампанское. И дамы в вечерних нарядах. (Даже если наряд куплен на местном рынке, даме очень важно иметь возможность хотя бы изредка его надеть. Очень!)
— Мы работаем хорошо, — сотрудница ВМЗ, не видит ничего необычного в такой заботе предприятия о своих сотрудниках, — а наша компания дает нам возможность хорошо отдыхать.
— Помните, когда в 2010 году в Выксе пожары были? – Ирина Лавреньтева, сотрудница местного автотранспортного предприятия, смотрит вдаль, будто снова видит те дни. – Тогда нас по всем телеканалам показывали. И, знаете, больше не хочется, чтобы нас – вот так.
Хочется, чтобы про Выксу говорили все. Но не жалели, а восхищались. Лично мне – очень хочется!
Кажется, семена «Арт-Оврага» начинают давать всходы.