Виртуальная Выкса

Выкса сегодня

/ События / Как Выкса стала городом


Календарь

« Сентябрь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Как Выкса стала городом

дата: 16.09.17   добавил: DDZ   источник:


24 сентября большое количество жителей Выксы будут праздновать День Машиностроителя. Раньше в нашем городе он отмечался не менее пафосно , чем день металлурга. Так получилось, что к этой дате родился этот материал. Разместить его в день праздника или накануне у меня возможности не будет. Поэтому выкладываю сегодня.

С Днем машиностроителя или как Выкса стала городом?

Блиц опрос заставил чесать затылок в разных направлениях. Информация о том, когда это произошло, в некоторых головах земляков как-то зацепилась, а вот предположить и высказать причину случившегося, оказалось по силам единицам. Как вам такое? Кроме как емким словцом одного из персонажей Ильфа и Петрова ситуацию не охарактеризуешь: «Жуть». А что же мешает перевести ситуацию в состояние «блеск», пользуясь словарным запасом того же героя? Давайте не будем о больном и больных. Они ведь жить нам с вами не мешают. Перевирая и уничтожая сегодня нашу Выксунскую историю, они просто меняют будущее наших детей и внуков. А в остальном все отлично: гостиница «Баташев», гастроном «Баташевский», Баташев- арена, арт-овраг, однорогий козел на гербе и флаге, неудачно срисованный с герба города Лысьва. И вот уже местное отделение Единорогов, извиняюсь единоросов, серьезно обсуждает количество финансовых вливаний администрации округа в охрану нашего парка и режим его работы, и на какой период его можно будет запирать от нас неразумных?
Список всего этого можно продолжать очень долго. Ну да вы люди грамотные, раз ищете и читаете сочетания букв и слов доносящие историю малой, да и большой Родины и лишний раз дергать вас за больное, наверное, не стоит. А посему: Почему и как Выкса стала городом? Все грамотные, ну не по документам, конечно, а по сути, знают, что городом Выкса именуется с 1934 года. До этого она, конечно же, существовала, но имела статус совершенно не городской. До этой даты Выкса была селом, затем поселком городского типа, то есть, имела такой же статус, как, рядом расположенные, Досчатое, Виля, Проволочное, Сноведь, Велетьма. Названия этих населенных пунктов я перечислил не случайно. В них, как и в Выксе, находились производственные площади заводов, построенных заводчиками Баташевыми. Начало металлургическому производству на нашей земле они положили в 1765-66 году, а не в 1757, как нам пишут на рекламных плакатах, расставленных по городу и району упертые рекламные трудяги. Хочется потрогать их лобики. Там явно увеличивается образование, как у животного с нашего новейшего герба. Только забывают они, что вместе с этим появляются раздвоенные копыта и растет ослиный хвост.
Продолжим о городе. Проведенным исследованием установлено, что из всех населенных пунктов, где Баташевыми были построены железоделательные заводы, повезло только нашей Выксе. Все остальное выше ПГТ, то есть поселка городского типа по статусу не поднялось, а Елатьма, там, где Андрей Баташев построил свой первый в нашем регионе завод, даже деградировала. Из старинного города с крепостью, десятком церквей, тюрьмой, достаточно развитой системой образования и прочими городскими составляющими, постепенно превратилась в поселок городского типа.
Продвинутый читатель уже понял, что исследование, конечно же, частично затронет взаимоотношение Выксы и металлургического производства. То есть, на разрешение поставлен вопрос о зависимости властного решения 1934 года и существования и развития на нашей земле металлургического производства. Для этого необходимо, как минимум обратиться к исходникам. Например, книга «Славная история» изданная в 1967 году дает отличное представление о развитии металлургического завода в период первых пятилеток. Для тех, кто не в теме, упрощаю: с 1929 года. Что же с выксунской металлургией этого периода? Даже в книге, выпущенной к очередному юбилею авторы очерков не смогли сгладить плачевное состояние дел ВМЗ. Несколько цитат. Страница 243. «Изношенность основных фондов завода достигла 49%. Старые специалисты, засевшие в ВСХН и ГОМЗе выдвинули и пытались провести план ликвидации Выксунского металлургического завода. Они доказывали, что завод технически устарел, не имеет своей сырьевой базы, становится нерентабельным и будет обузой Советскому государству». Страница 246. «Проблема сырья для доменного производства в годы первой пятилетки так и не была решена. В ноябре 1930 года, в 13 годовщину победы Октябрьской социалистической революции, выксунцы заложили новый мартеновский цех с двумя мощными печами, оборудованными по последнему слову техники. Первые плавки стали в новых мартенах выксунцы планировали провести в 1932 году. Но из-за недостатка строительных материалов, большой текучести рабочей силы и плохой организации работ строительство не было завершено в намеченный срок и продолжалось во второй пятилетке». Вообще-то надо отметить, что во второй и третьей пятилетках ВМЗ преобразился и начал «накачивать мускулатуру». А вот в начале 1930-х под этот проект изменения на карте Родины, вряд ли бы кто отважился запрашивать и осуществлять.
Вернемся к последней цитате. Все не получилось вовремя в том числе и из-за «большой текучести рабочей силы». То есть рабочие с металлургического завода бежали толпами. Куда? В деревню? В другие регионы? А дома, а семьи? Не все так просто.
1 мая 1930 года в Выксе состоялась закладка крупнейшего в Советском Союзе завода дробильно-размольного оборудования. В 1933 году были изготовлены первые камнедробилки.
В этом же 1930 году выксунцы заложили в поселке Досчатое судостроительный завод по производству судоходных и наливных барж и буксирных пароходов. Активное строительство велось до 1933 года, но затем было законсервировано.
В 1926 году было начато строительство Шиморского судоремонтного завода. Эта производственная площадка расширялась вместе с Навашинской судоверфью.
Как пишут нам авторы очерков все той же книги «Славная история» на 248 странице «С организацией производства дробильно-размольного оборудования и медицинского оборудования в 1935-1936 годах Выкса становится крупным центром машиностроения. Оба эти завода по выпуску некоторых видов продукции были в то время первыми и единственными в стране».
Ну а металлурги? Страница 278. « Большое значение в жизни заводского коллектива сыграло решение крайкома ВКП(б) от 10 апреля 1933 года «О работе промышленности края за 1 квартал 1933 года» и письмо крайкома «Треугольникам металлургических заводов и цехов». В этих документах крайком партии вскрыл причины неудовлетворительной работы металлургии края за 1 квартал 1933 года и подверг суровой критике отстающие металлургические заводы, к числу которых относился и Выксунский. На заводах, как указывалось в решении, не были изжиты канцелярско-бюрократические методы руководства, декларативность в работе партийных и профсоюзных организаций. Краевой комитет партии потребовал перейти от декларации к действительной организации масс на решение конкретных задач». Прямо что-то от современной правящей партии. Не находите?
Ну да мы с вами не об этом. Задачку о «большой текучести рабочей силы» решили. Попутно выяснили и зафиксировали состояние металлургического производства на территории нашего района в то непростое время. А фиксировать необходимо. Вдруг кому-то через некоторое время понадобится очередной подвиг для еще более успешного рекламного продвижения? И история повторится в ключе неправильного юбилея. Окажется ВМЗ локомотивом организации работы по изменению статуса села Выксы. При существующем подходе- запросто.
Продолжим разговор. Если верить предлагаемой официальной статистике, то в 1931 году Выкса имела население 15 500 человек и легко могла претендовать на иной статус, так как минимальное количество жителей для того, чтобы населенный пункт стал городом, должно быть не менее двенадцати тысяч. Но есть еще один нюанс, 85% населения должно было быть занято вне сельского хозяйства. А это около четырнадцати тысяч. Ну а в 1931 году на Выксунском заводе по данным ГАГО (ф.1250,оп.4, ед.хр 1, лл 144,146) трудилось 6172 рабочих и инженерно-технических работников. Не хватало больше половины. И сколько же производственных мощностей необходимо было построить металлургам, чтобы принять на работу еще шесть тысяч человек?
Так вот, именно Выксунский завод дробильно-размольного оборудования позволил преодолеть эту планку в 85% и начать движение по изменению статуса нашей Выксы.
Причем, учитывая сложнейшие взаимоотношения города и деревни того времени, переквалифицироваться из колхозника в рабочего было проблематично. Дело в том, что основные активные действия по проведению коллективизации, то есть выхода из «хлебных затруднений», пришлись на это же время. Партийное руководство выбрало социалистическую реконструкцию сельского хозяйства — строительство совхозов и коллективизацию бедняцко-середняцких хозяйств при одновременной решительной борьбе с кулачеством. Коллективизация позволяла сконцентрировать в руках государства производство зерна, технических культур, как для экспорта так и сформировать необходимую сырьевую базу для перерабатывающей промышленности, поскольку технические культуры имели весьма ограниченное распространение в условиях мелкого индивидуального хозяйства.
Следовало ломать уже налаженный механизм хозяйствования времен НЭПа. Так и сделали – сломали. Все права собственности на строения, сооружения, все устойчивое землепользование, товарность дворов - исчезли, как только началась коллективизация. Прекратились иски о разделе дворов, так как нечего стало делить: земля отошла к колхозу, лошади, коровы, телеги, сеялки, веялки, бороны, хомуты, вожжи и даже кнуты - все было отнято. Наступило сразу полное оскудение крестьянского двора, которому осталась одна телка, но и ту кормить было нечем. О том, чтобы построить новую хату, и мечтать было уже нельзя. Все рабочие руки семьи, как в будни так и в праздники были заняты на колхозной работе, так что некогда стало помыться в бане и постирать белье. Земельные комиссии, разбиравшие споры о земле и о разделе имущества, куда-то исчезли так же, как вдруг исчез и сам Земельный кодекс со всеми крестьянскими правами. Исчезло и право собственности у крестьянина вообще. У него остались одни лишь обязательства выполнения всех видов поставок. Все это, конечно же коснулось жителей сельхозугодий вокруг металлургической Выксы.
Бежать из колхоза желали многие. Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 июня 1931 года «Об отходничестве» разрешило переход колхозников на индустриальные стройки. Однако, чтобы беглый не ускользнул в тёмную глубину советских пространств, переход надлежало документально оформить. Завербованному следовало выправить разрешение на выезд в сельсовете или правлении колхоза. Да, ну, кто же отпустит трудоспособного мужика при грабительских планах хлебо - льнозаготовок? Правления колхозов пошли было на хитрость, задерживая вербованных под предлогом их задолженности колхозу. Москва пресекла начинание и обязала колхозы заключать со стройками договоры на поставку рабочей силы.
Естественно, что такая обстановка подтолкнула к решению, лежавшему на поверхности. Постановлением ВЦИК от 20.10.1933 года «Об изменении в территориально-административном устройстве Горьковского края» было утверждено решение о том, чтобы «Включить в черту рабочего поселка Выкса селение Антоновку Выксунского района.» Да, да. Никто не путает. Нынешняя Антоповка тогда, да и намного раньше, согласно старинным картам, была Антоновкой. Затем, короткое время поселком имени Молотова, а потом попытались вернуться к старому названию, но как-то поменяли одну буквицу и городской район стал Антоповкой. Так несколько тысяч человек стали горожанами, получили паспорта и прописку. А вот сельское население таким правом не пользовалось. А при наличии этих «благ» появлялась возможность трудоустройства на строящиеся машиностроительные, ну и действующие металлургические производства.
Кстати, с 1931 по 1939 год численность населения Выксы росло такими темпами, которые впоследствии никогда не повторились. Ну, а сейчас, как это не грустно, сокращаясь последние шестнадцать лет, оно находится на уровне 1977-79 годов, то есть периода начала в нашем городе Всесоюзных комсомольских строек, начала крупномасштабного строительства на металлургическом заводе новых огромных цехов, активной жилищной застройки города. Неужели все это пошло прахом и кроме синего штампа на моем и твоем лбу «житель моногорода» нам ничего не остается?
Эка занесло. Вообще текст должен был быть об утраченном масштабе празднования Дня машиностроителя, о том, что мощное, уникальное производство, исходя из вышеизложенного, в момент своего рождения изменило и географические наименования на нашей карте. Этим крупнейшим российским производителем дробильно-сортировочного оборудования, применяемого для переработки горных пород, гравийно-песчаных смесей, металлургических шлаков, строительных отходов 30 марта 1933 года была выпущена первая продукция - щековая дробилка модели Щ-3 «Комсомолка», производительностью 5 кубометров в час, ставшей первой отечественной дробилкой ознаменовавшей рождение в СССР новой отрасли. В первый год существования завод выпустил 26 единиц оборудования.
В годы Великой Отечественной войны производственные мощности предприятия были мобилизованы для выпуска военной продукции: бронеавтомобилей БА-20, корпусов легких танков Т-60 и Т-70, самоходных артиллерийский установок САУ-76, бронекорпусов самолетов ИЛ-2, погон для Т-34, корпусов мин М-82 и снарядов для «Катюши».
После окончания войны завод возвратился к производству основной номенклатуры – дробильно-сортировочного оборудования, и с тех пор не менял своего профиля, постоянно расширяя ассортимент и повышая качество производимой продукции.
Первая в СССР передвижная дробильно-сортировочная установка заменила ручной труд 500 рабочих. Опытный образец создан в 1947 году. Серийное производство с 1949 года. Производительность – 30 тонн/в час.
В 1960 году началась реконструкция всего завода. Были расширены сталелитейный цех, бронекорпусное производство. В 60-е годы было построено новое здание для модельного цеха, обеспечивающего модельной оснасткой сталелитейное и чугунолитейное производство. Завод продолжал расти.
Технический прогресс требовал совершенствования не только производственного процесса, но и выпускаемой продукции. Всего за семь лет продукция завода была обновлена на 75 процентов: освоен выпуск 18 моделей новых машин, а 9 устаревших моделей сняты с производства. В этот период за свою продукцию завод был награжден 5 дипломами и 65 медалями.
Такого обновления завод не знал с начала своего существования. Головной институт ВНИИ Стройдормаш, сопоставив 17 машин заводского производства с лучшими зарубежными образцами, пришел к выводу, что они зарубежным не уступают, а 9 из них включало конструктивные решения, защищенные авторскими свидетельствами.
В 1966 году завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а лучшие работники предприятия орденами и медалями, заметьте на год раньше, чем вечные соперники и соседи металлурги с их двухсотлетней историей.
А дальше? Начав одновременное движение из одной исходной точки новейшей истории, из восьмидесятых, управленцы заводов провели их разными путями. Кому-то повезло больше. Чей-то потенциал не до конца использован. И, тем не менее, работа машиностроителей, постепенное развитие этих предприятий, позволяет нам, проснувшись однажды утром, не увидеть у себя на лбу тот самый синий штамп «житель моногорода». Вся надежда на вас.
С днем машиностроителя!



Комментарии: 31767
Ы   |   16 сентября 2017 - 16:59

Хорошая статья. Правильные мысли. Единственное, что можно дополнить, так это то, что ВМЗ вырвался вперед во второй половине 60-х благодаря активной позиции тогдашнего руководства горкома КПСС. Именно их настойчивость и целеустремленность подтолкнуло руководство страны к принятию решения о строительстве в Выксе крупнейшего в Европе колесопрокатного цеха. Строительство стартовало в 1969 году. И именно этот исторический факт стал определяющим для дальнейшего развития города и его сегодняшнего состояния. Именно это решение позволило ВМЗ стать ведущим предприятием района и опередить в развитии ДРО.

Я   |   16 сентября 2017 - 18:36

Статья супер.

Не Фоменко   |   16 сентября 2017 - 18:54

Сильная,аргументированная статья. Не умозаключения,а выводы на основании локументальных данных. Как экс-металлург и потомок и родственник работников завода ДРО,смею заметить,что ДРО был в свое время более элитарным предприятием,что и не удивительно.Даже последний передел в металлургии- менее технологичное действо,чем машиностроение.

выксунец   |   16 сентября 2017 - 19:00

Где теперь находится музей завода ДРО ?
Помню,раньше он был в ДК им.В.И. Ленина, а сейчас где все это,
профукали вместе с ДК ?

выксунец   |   16 сентября 2017 - 19:07

2Не Фоменко, согласен,технология ДРО всегда была выше.
Недаром ДРО называли кузнецой кадров для ВМЗ.

ИВАН ТУРТАПКА   |   16 сентября 2017 - 19:10

о
Очень хочется более подробно ознакомится с работой завода ДРО в годы ВОВ,может кто то подскажет где это можно сделать.

DDZ   |   16 сентября 2017 - 19:23

2 выксунец. МуZей Zавода ДРО находится в Zаводоуправлении ДРО

DDZ   |   16 сентября 2017 - 19:24

2 ИВАН ТУРТАПКА. Обратится непосредственно в Zавод или в Выксунский рабочий они в этом году несколько раZ писали

постороним В   |   16 сентября 2017 - 23:41

ВЛАДИМИРУ КОРОЛЁВУ ОГРОМНОЕ СПАСИБО! Даже никогда не работая на этом заводе , он знает его историю и его славное прошлое.( хотя может быть я и ошибаюсь)Я работал на этом ЗАВОДЕ (да-да С БОЛЬШОЙ БУКВЫ) С 1980 ПО 1994 год. До той чёрной поры в нашей общей страшной истории- с перестройки. Мы строили машины на экспорт на станках оставшихся с о времён 30-х годов хх столетия, уникальные мастера от отливки заготовок "чугунки" и "стальцеха", кузнецы 5 цеха , механосборщики 3,2, 7 цехов, и уникальные инструментальщики 8 цеха- это была элита советского машиностроения. И первые автоматизированные системы управления АСУП появились тоже в ДРО. Очень жаль, что последуещее бездарное руководство, да этому способствовало и вся политика развалившегося СССР и потом продавшейся России, способствовало развалу этого уникального завода. А в возрождение его верится с трудом. Ведь машиностроение -производство наукоточное и наукоёмкое. Сейчас в нашем городе нет вообще таких специалистов, да и в стране нет учебных заведений где бы готовили кадры такого уровня.(одни манагеры, юристы, управленцы, финансисты)И инфраструктура завода осталась тоже с 30-х годов прошлого века. А все временщики на сегодняшний день" управляющие" остатками завода не задумываются ни о людях которые там работают ни о городе Выкса. А что вы хотите-читайте Маркса.А ВСЕХ НЫНЕШНИХ И БЫВШИХ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ ВЫКСЫ ПОЗДРАВЛЯЮ С ЭТИМ ГРУСТНЫМ ПРАЗДНИКОМ! И ещё раз огромное спасибо Владимиру Корлёву- НЕРАВНОДУШНОМУ ГРАЖДАНИНУ НАШЕГО ГОРОДА.

Ника   |   17 сентября 2017 - 10:11

Спасибо за статью, очень жаль завод, в годы расцвета в заводе работали мои мама, сестра, муж и др. мои родственники и много знакомых. С Днем машиностроителя всех!

игорь   |   17 сентября 2017 - 17:03

Да,с гербом надо что-то решать.А вообще статья неплохая. Хотелось бы читать.да и видеть по ущербному выкса ты таких материалов больше. Видимо один горелов может себе позволить представить иное,чем у администрации и их хозяев,мнение. С днем машиностроителя!!! Королев,пиши еще,очень жаль,что маловато тебя печатают.

Марина   |   18 сентября 2017 - 10:38

Спасибо за статью, за интересную тему.Поражает глубина и твои знания по любой проблеме, а еще восхищаюсь твоим слогом, пиши больше. Пусть выксунцы узнают подлинную историю своей малой родины и вдохновляются на созидание

житель   |   18 сентября 2017 - 13:35

Почему в ВР мало таких материалов? Своего дна газета уже достигла.не смотря на смену формата. Пора всплывать. Персонажи из крокодила давно уже не работают, да и безумный проект "с именем твоим" уже достал.

strekoza   |   18 сентября 2017 - 14:29

Очень здОрово. Спасибо автору! Хочется добавить, что ДРО всегда считался "кузницей кадров" для ВМЗ. А какая техническая библиотека там была! Полгорода или больше там писали дипломы-курсовые, в том числе и "коренные" металлурги. Кстати, что с ней сейчас - кто-нибудь знает?

KKV   |   18 сентября 2017 - 20:21

Отличная статья!!!

местный2   |   20 сентября 2017 - 09:57

Хотелось бы побольше таких материалов. Был бы краеведческий музей (городской) все было бы по другому. А вообще Васину (отдел культуры) пора гнать. Собственно это она отвечает за культуру, историю, и прочие составляющие облика города. Очень уж она выделяется своей антипатриотической позицией. Да и уровень- крупные праздники, за счет ОМК, мелкие- за счет парка. И все...
А статья хорошая. Машиностроителей и ветеранов машиностроения с праздником! А то как обычно в Выксунском рабочем коротко от Кочеткова и Махрова, то ли поздравление, то-ли некролог...

7890   |   30 сентября 2017 - 10:06

Ну что зафукали один праздник фейерверком от другого. У меня вопрос: почему ОМК так упирается и носится со своим неправильным юбилеем, как та курица с яйцом? Это уже от лукавого. Или нам продолжают указывать: знай

7890   |   30 сентября 2017 - 10:06

быдло свое место!!!!

Не Фоменко   |   30 сентября 2017 - 11:41

То 7890. Ну не совсем так. Все эти деяния ОМК (Арт-овраги,граффити на МКС-5000 и само название "МКС",плоты на пруду, спектакли для заводчан и т.д. и т.п.) - составляющие перманентной ПиаР- акции, направленной на поддержание имиджа компании. Ну что такое ОМК? 25 лет в черной металлургии? Имя таким компаниям-легион. А тут во владении ОМК предприятие с более,чем четверть -тысячелетней историей. Звучит гораздо лучше,чем 250, не говоря о 25 годах.И все доказательства,что заводу-то фактически на 10 лет меньше, в расчёт никогда не будут приняты - кому хочется сознаваться,что обмишурились много лет назад. Приняли годом основания ВМЗ 1757 г. - ну и аллес.Хорошо,хоть не до рождества Христова дату выбрали. А про всё остальное, вышеупомянутое...

Анна   |   30 сентября 2017 - 18:15

Да, краеведческого музея не хватает. И вот еще что: интересно, сколько РАБОЧИХ было в зале Дк Лепсе, когда шли спектакли губернского театра? Хотелось бы статистики.

писец   |   30 сентября 2017 - 20:39

Задолбали всю Выксу своим дешевым пиаром эти "умники"- манагеры из ОМК,даты выксунской истории путают по недоумию своему.
Для быдла- мутные артовраги,для подпевал - заказные актеры из столицы.
Музей приватизировали, вот и все краеведение.

Сильва   |   1 октября 2017 - 09:17

2 писец: даты начали путать не манагеры из ОМК, а свои же выксунские 60 лет назад, например. Почему? Выгодно было. А потом, еще до прихода ОМК молчали все вокруг, даже те, кто сейчас говорит. Почему? Выгодно было.

1111   |   1 октября 2017 - 10:51

Анна.Рабочие в это время в смене были. А которые не были в смене, те спали - перед трудоднем. Как-то так

черный металлург   |   2 октября 2017 - 11:17

Сильва, выгоды в изменении дат в то далекое время не было никакой. Надо было догнать Дробмаш и уравняться с ним в наградах. Наверное, зависть и гордыня руководителей. Вот в 1967 году и придумали подвиг и, не изучая проблему, ляпнули примерную дату. Да Королев про это уже писал в 2016, когда этот юбилей нужно было праздновать. Дело не в этом, а в том, пишет 7890 нас продолжают считать быдлом. Фейерверки и театры. Тошнит от этого. Все как во времена Баташевых-Шепелевых. Придумать могут только арт-овраг.Одно название чего стоит. Достало все. А нас просят денежку собрать очередному больному ребенку. Уроды.

владимир   |   2 октября 2017 - 20:20

Действительно,господа Седых, Кастравец, Кочетков победит ли Кулев Никанор?




© 2005-2024 «Виртуальная Выкса» | Дизайн и верстка «Виртуальная Выкса» | admin@wyksa.ru
по вопросам размещения рекламы - cmi.zloy@gmail.com, тел. 89040596588
При любом использовании материалов сайта ссылка на wyksa.ru обязательна