Виртуальная Выкса

Выкса сегодня

/ События / Сокровищница русского монашества


Календарь

« Август 2016 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Сокровищница русского монашества

дата: 24.08.16   добавил: DDZ   источник:


Близится к закату лето с его легкостью и беспечностью. Давайте ненадолго остановимся, отвлечемся от суеты и забот, оставим мысли про хлеб насущный...
О судьбе Свято-Успенской Флорищевой пустыни, о делах человеческих и промысле Божием в канун одного из самых значимых православных праздников — Успения Пресвятой Богородицы - размышляет епископ Выксунский и Павловский Варнава.

- История Флорищевой пустыни одновременно и показательна, и уникальна. А 2016 год - дважды юбилейный для обители: 365 лет со времени основания (1651 год), и 335 лет со дня освящения соборного Успенского храма (1681 год).
Возникла пустынь так же, как все прочие обители того времени. Получив благословение, совершать монашеский подвиг в глухие места тогда уходили многие. Что такое пустынь? Глухое, незаселенное место (это в Египте уходили в настоящую пустыню, а у нас — туда, где пусто, безлюдно). Вот так и пришли подвижники Мефодий, Варлаам, Иона и Макарий подвизаться на Красную Флорищеву гору (красная — соответственно, красивая). Место там, действительно, очень живописное, у подножия горы вьется река Лух, кругом стоит вековой лес...
И так же, как многие общины, Флорищева пустынь превратилась в монастырь, причем не по распоряжению сверху, не по причине внешних воздействий, а сформировалась самостоятельно. К подвижникам тянулись люди, община росла, и уже через несколько десятков лет, при первом игумене Иларионе, обитель насчитывала более 200 человек. Кстати, есть удивительное житие этого подвижника, которое советую прочитать всем. Оно будет интересно и поучительно не только для монахов, но и для мирян. Именно при нем был возведен весь монастырский ансамбль, очень внушительный, насчитывавший четыре храма, несколько келейных корпусов и хозяйственные постройки.
Еще одна типичная страница в судьбе монастыря — это трагедия советского времени. Монахи подверглись гонениям, монастырь был закрыт, но, к счастью, не так сильно разрушен, как Иверский у нас в Выксе. Замечу, что накануне революции обитель процветала не только в духовном, но и материальном отношении. Архимандрит Антоний прилагал много усилий, чтобы расширить монастырское хозяйство, усовершенствовать местное производство. У монастыря был большой скотный двор, обширные угодья, монахи собирали хорошие урожаи. Закупалась современная техника, изучалась агрономия, в обители сами шили одежду, обувь, работал кирпичный завод. Монастырю принадлежали 11 тыс га леса, и монахи успешно им торговали, причем вели хозяйство рачительно, ухаживали за лесом, восстанавливали его, даже тушили лесные пожары. Есть свидетельства, что Божии люди так хорошо с этим справлялись, что их приглашали бороться с огнем в другие владения и даже награждали за помощь. Со строительством водонапорной башни и установкой парового двигателя в обители появилось горячее водоснабжение...
И большевики очень рассчитывали поставить отлаженное монастырское хозяйство на службу новой власти. Была создана коммуна, но работать коммунары не хотели, пьянствовали, унижали и обирали оставшихся монахов, а хозяйство развалили. Последние монахи покинули обитель в 1923 году, но еще какое-то время ухоженная земля давала богатые урожаи. Есть снимок того времени: собранное зерно ссыпано в центр Успенского собора, и из-за него практически не видно киотов, а это высота более 3-х метров.
Свято-Успенская пустынь повторила судьбы сотен обителей, подвергшихся поруганию и осквернению. С конца 20-х годов прошлого столетия и до 1990 года здесь располагалась часть химвойск, вокруг монастыря вырос поселок с деревообрабатывающим комбинатом.
Но есть у Флорищевой пустыни ряд особенностей, которые делают ее уникальной даже на фоне богатейшего православного наследия. Свято-Успенский монастырь является памятником истории и культуры федерального значения, относящимся к времени правления патриарха Никона — таких обителей в России немного.
Стиль, в котором выполнены все здания и сооружения, называется «узорочье». По духу это северные мотивы, архитектурные традиции северных обителей. Весь ансамбль выдержан в едином стиле (это еще одна уникальная черта монастыря), каменное строительство велось непрерывно в течение 30 лет. Только завершившая архитектурный ансамбль водонапорная башня была построена уже в 19 веке. Кроме того, во Флорищевой пустыни впервые был применен оригинальный узор — так называемый жучковый орнамент, который можно увидеть сверху на алтарных апсидах.
Бесценным и уникальным вкладом в сокровищницу монашеской традиции является составленный святителем Иларионом устав Флорищевой пустыни, вобравший в себя все лучшее из уставов древних монастырей, настолько совершенный и строгий, что вошел в типикон (богослужебный устав Православной Церкви) и лег в основу уставов многих обителей, в том числе и Саровской.
Сердцем обители стал Успенский храм, строительство которого начали осенью 1680 года. Собор большой, рассчитанный на 1500 человек, имеет классическую архитектурную компоновку: четверик в форме квадрата, алтарная часть, венчают храм 5 куполов. Высота храма до маковки крестов — 49 метров, так же как колокольни. Собор освятили 30 сентября 1681 года в присутствии царя Федора Михайловича Романова.
Храм был возведен в рекордно короткие сроки. Осенью 1680 года успели только заложить фундамент, а основные работы начались уже весной. То есть пятиглавый собор был построен за несколько месяцев, что нельзя не назвать чудом, потому что даже при современных технологиях это задача непростая. А в то время... Телеги, носилки, примитивные лебедки. Ручной труд...
На самом деле здесь и было совершено чудо. Но этому чуду предшествовала скорбь. Когда весной стены возвели на аршин, будущий митрополит Суздальский очень переживал, что дело начал, а завершить не может. Его одолевали сомнения: может, Бог не благословляет строительство, может, они что-то не так делают...
На самом деле низкие темпы работ объяснялись просто: весна, скудная еда, у людей просто не хватало сил на столь тяжкий труд. Была ситуация, когда строители сошли с лесов и отказались работать дальше. И тогда игумен с братией, проявив достойные подражания самообладание и кротость, сами взялись за работу. Они носили раствор, известь, кирпич, и строители, видя усердие братии, устыдились, одумались. Но ненадолго. «Все, мы уходим, ты нас голодом уморишь!» - заявили они игумену. В слезах тот молился Божией Матери, просил помощи и наконец, измученный, заснул. В тонком сне ему явилась Богородица, которая сказала: «Не плачь, Я тебе помогу. Возьми Мой образ из теплой церкви, перенеси в центр храма, Я тебе буду помощницей».
Пробудившись, Иларион, преисполненный радости, созвал братию, рассказал о чудесном явлении, велел звонить в колокола, в монастыре отслужили службу, перенесли образ — и строительство пошло споро. Появились люди, готовые работать бесплатно, материалы вовремя привозились... Так за лето собор был возведен. И это исторический факт. Хотите верьте, хотите — нет...

Я прибыл во Флорищеву пустынь 1 сентября 2005 года вместе с приказом о назначении меня наместником.
Что я увидел? Успенский храм, четверик, барабаны без куполов, закрытые странной временной кровлей — треугольной, отчего храм приобрел черты храмоздания на Кавказе, где- нибудь в Грузии или Армении. Внутри - мусор, доски, обвалившаяся штукатурка, утерянная роспись (процентов на 75!), обвалившиеся своды. Исправных крыш не было ни на одном сооружении в монастыре...
Начали мы тогда с противоаварийных работ, укрепляли несущие элементы, фундаменты. Затем восстанавливали менее пострадавшие сооружения. В 2009 году очередь дошла до Успенского храма. И, когда мы приступили к работам по усилению фундамента, под западной папертью неожиданно наткнулись на склеп! Так были обретены нетленные останки первого архимандрита пустыни Антония (Баркова) .
Вообще, по традиции архимандритов всегда хоронили за алтарем. Понятно, что в годы советской власти некрополь был разрушен, все могилы настоятелей и монахов уничтожены. Но кто бы мог догадаться, что еще одно погребение надо искать под папертью! И только эта могила осталась неразоренной, поскольку никому в голову не могло прийти, что архимандрита, человека, известного на всю Россию, могли похоронить так: ни плиты, ни креста, люди по могиле ходят. Но Антоний считал себя недостойнейшим человеком, недостойнейшим монахом и по смирению повелел братии вот таким образом после смерти распорядиться своим телом...
Мы были потрясены этой находкой, и увидели в ней особый знак, благословение наших трудов. Кстати, замечу, что когда Успенский храм строили (при Иларионе), так же наткнулись на нетленные мощи Мефодия и Варлаама. Игумен распорядился похоронить их тоже в западной части. И до сих пор там особое место, и многие замечают, как там хорошо, благостно, душа приходит в какое-то особенное, мирное состояние. Монахи и паломники очень любят посидеть на скамеечке, посмотреть вдаль — а вид там открывается чудесный, подумать, помолиться.
Сейчас Успенский храм восстановлен полностью, завершаются работы с интерьерами. Написаны почти все иконы, выполняется резьба. Это сложный кропотливый труд: роскошная барочная резьба украшала все 6 ярусов иконостаса, пока мы сделали только первый ярус. Выполнены иконы в киоты: речь идет о четырех колоннах, вокруг которых сооружены киоты. Иконы большие: 2,2 на 1,9 м, таких икон 16, и каждая плоскость также украшена резьбой. Если все эти иконы поставить в одну линию, получится еще один иконостас!
Как только все интерьерные работы завершатся, храм будет освящен...

Флорищева пустынь — это святое, по-настоящему намоленное место. Монашеский труд очень непрост. Мы уважаем полководцев, мы чтим воинские подвиги, преклоняемся перед героизмом бойцов. А монахи — воины духовные. И здесь, в обители, отчетливо видно, каких успехов люди могут достичь в самой суровой борьбе — борьбе с самим собой! И ты чувствуешь, что эти люди - победители и при этом настоящие подвижники, удивительно простые, смиренные. Их подвиг растворен смирением. Любая добродетель целомудренна, она всегда себя скрывает. Братия монастыря невидимо молится за нас, и своей духовной сердцевиной мы это чувствуем. Поэтому для многих, как и для меня, Свято-Успенская Флорищева пустынь - родное место, дом, духовная родина.

Подготовила Алена Баикина



Комментарии: 31767



© 2005-2024 «Виртуальная Выкса» | Дизайн и верстка «Виртуальная Выкса» | admin@wyksa.ru
по вопросам размещения рекламы - cmi.zloy@gmail.com, тел. 89040596588
При любом использовании материалов сайта ссылка на wyksa.ru обязательна