Виртуальная Выкса

Выкса сегодня

/ События / Ключи к познанию прошлого


Календарь

« Сентябрь 2015 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 

Ключи к познанию прошлого

дата: 30.09.15   добавил: DDZ   источник:


В этом году выксунское педагогическое сообщество пополнилось сразу на 7 новоиспеченных учителей. Приходу молодых, инициативных, полных сил и энергии учителей в коллективах всегда рады. А если речь идет о представителях сильной половины человечества, то вдвойне, поскольку мужчины в школе стали большой редкостью. С одним из них — учителем истории Досчатинской средней общеобразовательной школы Дмитрием Докторовым - корреспондент газеты «Выкс@.ru» пообщался в преддверии профессионального праздника.


Расскажите немного о себе, почему выбрали эту профессию? Я слышала, что вы не местный. Как попали в Досчатинскую школу?

- Я родом из Кулебак. Вырос в семье педагога — у меня мама завуч по воспитательной работе, больше 30 лет проработала в школе. При этом в детстве у меня никогда не возникало желания стать учителем. Лишь к 10 классу я созрел, осознал, что хочу пойти по педагогической стезе. В этом году окончил Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Раньше он имел статус Арзамасского пединститута им. Гайдара. Признаюсь, что предмет, который я сейчас преподаю, сначала выбрал спонтанно. Мне хотелось стать учителем и уже не столь важно, по какому предмету. Потом понял, что не промахнулся, обнаружив, что на истории сходятся все науки. В Досчатинскую школу попал, потому что в других не было свободных вакансий, спрос на учителей истории оказался небольшим.

С начала учебного года прошло уже несколько недель. Не разочаровались, что пришли в школу? Разошлись ли ваши представления о выбранной профессии с реалиями? Что вы можете сказать о подрастающем поколении, есть ли у него потенциал?

- На самом деле, я ожидал худшего. Готовился к тому, что каждый класс будет сложным. Мне доверили вести уроки в классах с 5 по 9 и помимо этого - классное руководство у восьмиклассников. Нагрузка не маленькая — 32 часа в неделю. Не скажу, что безмерно рад, так как выходных практически не бывает, но на судьбу не сетую. Что касается молодого поколения, то оно меня впечатлило с первых уроков. Я уверен, что потенциал у молодых есть всегда. К тому же у современного поколения есть такой колоссальный ресурс, как Интернет. В нем, как известно, можно найти много интересного, но если не прикладывать интеллектуальных способностей, то и собрать все зло мира.

Дети испытывают ваше терпение? Удается найти общий язык с современными школьниками?

- Я очень стараюсь. Понимаю, что труднее всего установить взаимопонимание с восьмиклассниками, заинтересовать их. У них идет период бурного развития, в силу возрастных особенностей им постоянно хочется находиться в движении. Видно, что им трудно долго сидеть на одном месте. Кстати, именно на этот возраст (8-9 классы) приходятся самые сложные для изучения и восприятия исторические периоды - Первая и Вторая мировые войны, гражданская.
Мое терпение, мою доброту учащиеся начали испытывать с первых дней работы. Но я стараюсь к ним найти подход. Например, к своему классу я уже подобрал «ключик». Дело в том, что практически все ребята зарегистрированы в соцсетях. В последних во внеурочное время мы ведем переписку, дискутируем на разные темы. Я понимаю, что должен стать для них «своим», но при этом не допустить панибратства.
Система образования такова, что педагог набирается опыта, профессионализма к годам 40 — 45. В тоже время, на мой взгляд, с возрастом будет сложнее установить связь с каждым последующим поколением, которому передаешь знания. Особенно, если ты не будешь оставаться на равных с ним.

Профессия педагога нелегкая и, как принято сейчас считать, неблагодарная. Почему же вы все-таки пошли работать в школу, а не в исторический музей, например? Не хотите сделать шаг назад?

- Я уже говорил, что моя мама больше 30 лет отдала детям, школе. Но, когда я сделал свой выбор в пользу учителя, она не стала меня отговаривать, а только сказала: «Ты сам видишь, что это нелегко». Но у меня есть желание учить детей и есть что им рассказать. Ведь история - это такая дисциплина, которая не может ограничиться учебником. С ее помощью можно описать практически все, даже то, как развивалась любая наука. Например, дети не понимают математику. А знают ли они, как развивалась царица наук? Вот как раз сегодня в пятом классе зашла речь о квадратных уравнениях (хотя эту тему изучают ребята более старшего возраста). Пришлось доступно объяснять происхождение этого математического понятия. Так, в древние времена необходимо было подсчитывать площадь полей, именно поэтому появились квадратные уравнения. На самом деле хорошо было бы связать историей многие науки. Это облегчило бы их изучение.

Когда переступаете порог класса, испытываете волнение или чувствуете себя уверенно? Не боитесь, что ученик может задать вопрос, на который вы не сможете ответить?

- Больше, наверное, думаю о том, как донести знания до учеников, как достучаться до их сердец. Так как имею небольшой опыт выступления на сцене (играл в оркестре), то волнения перед учащимися особого не испытываю. Не боюсь я и того, что ученик задаст каверзный вопрос. Во-первых, на него можно ответить на следующем уроке или же поразмышлять над ним вместе с учеником, поискать ответ во Всемирной паутине. Сейчас у всех есть доступ в Интернет, но учащийся не всегда сможет найти нужную информацию. Здесь важнее даже не знание самой информации, а умение ее анализировать, делать правильные выводы. Кстати, пока таких вопросов не задавали.

За непродолжительный срок работы уже были казусные случаи?

- На первой учебной неделе, во время урока, пятиклассники нашли маленькую ящерицу. Восторгу и радости ребят не было предела. Их едва удалось успокоить. Благо, что интересная находка была обнаружена незадолго до окончания урока. На перемене пресмыкающееся выпустили на волю.

Самое сложное, на ваш взгляд, в профессии учителя — это.... И можно ли дать достойное образование в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов?

- Что же касается образования и новых ФГОС, то, на мой взгляд, в их рамках дать учащимся хорошие, глубокие знания по истории непросто. Например, на изучение истории Второй мировой войны, согласно учебному плану, выделено несколько часов. Освоить материал за это время очень сложно, у детей получается чехарда в голове. Для этого, в лучшем случае, должен быть отдельный элективный курс. Считаю, что самое сложное в профессии учителя - бумажная волокита. Приходится заполнять огромное количество документации, а на это это уходить много времени.

Как принял вас коллектив? Вы один представитель сильной половины человечества в школе?

- Хорошо. Видимо, заждались историка (улыбается). Нас четверо мужчин в коллективе - два преподавателя физкультуры, ОБЖ и я.

Каково ваше жизненное кредо?

- Как сказал один мудрый человек: «Делай что должно, а там будь что будет». Мне, правда, не всегда удавалось так поступать.

Чем занимаетесь в свободное от работы время? К чему стремитесь?

- Стремлюсь к профессиональному становлению, к творческому развитию. В свободное время занимаюсь работой. А если серьезно, то мой кругозор не ограничивается стенами школы. Не хотел бы особо распространяться, но окончил музыкальную школу по классу гитары, люблю играть на этом инструменте. Делаю небольшие попытки писать прозу, но отсутствие свободного времени пока не дает возможности задуманное воплотить на бумаге.

Если прокрутить время лет на 10 вперед, каким вы себя видите учителем? Как вы думаете, сможете ли чего-то добиться на этом поприще? Что бы вы усовершенствовали в материально-технической базе школы?

- Загадывать наперед сложно и не стоит. Время все покажет. Хотелось бы, чтобы во все классы провели Интернет, а вместе с ним и систему, блокирующую сторонние сайты. На мой взгляд, для всех школ нужна и единая база ресурсов, в которую можно будет оперативно зайти во время урока и найти материал по изучаемой теме. В своем роде это будет единый интерактивный учебник. Его прообраз - известный всем сайт Википедия — очень информативный, но там скорее размещены не школьные знания, а университетские.

Что самое главное для вас как учителя нужно увидеть в ученике, чтобы установить контакт?

- Думаю, что человека, которому можно доверять, несмотря на то, что интересы разные.

Какую вы ставите перед собой цель: чтобы дети хорошо знали ваш предмет, чтобы они полюбили его?

- И то и другое, поскольку история — это не только ключи к познанию прошлого. Каждый человек может в ней найти что-то свое. Уверен, что полюбить этот предмет сможет каждый. Например, человек, увлекающийся спортом, но при этом не проявляющий интереса к истории, сможет полюбить ее через историю спорта. Как я ранее уже отмечал: история - такой предмет, на котором сходятся все науки.

Наталья Фоминых



Комментарии: 31767



© 2005-2024 «Виртуальная Выкса» | Дизайн и верстка «Виртуальная Выкса» | admin@wyksa.ru
по вопросам размещения рекламы - cmi.zloy@gmail.com, тел. 89040596588
При любом использовании материалов сайта ссылка на wyksa.ru обязательна