Виртуальная Выкса

Выкса сегодня

/ Персона / Сергей Петраков - Полвека искусству


Календарь

« Март 2014 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Сергей Петраков - Полвека искусству

дата: 19.03.14   добавил: DDZ   источник: Выкс@.ru
Каково предназначение искусства в наши дни, что значит заниматься творчеством в Выксе, к чему приводит халтура в искусстве?.. В канун профессионального праздника об этом рассуждает заслуженный работник культуры, выдающийся пианист, человек, стремящийся к совершенству и посвятивший искусству почти полвека – Сергей Петраков.

-Что вы называете искусством? В чем его предназначение в наши дни?
-Искусство, прежде всего, это профессионализм, умение в совершенстве владеть каким-либо из его видов. Нельзя допускать, чтобы смеялись над тем, что ты делаешь. Это еще и сохранение традиций, так как базируется оно на великом прошлом. Искусство, как культура, тот род занятий, который никому не мешает, который незаметен, но вместе с тем без него, без великого искусства, как и без религии, жить невозможно. Держится оно на любви и добре. В нем нет пределов совершенства.
Мне довелось жить и играть во многих городах. Но коль я вернулся к себе на родину, в Выксу, то рад, что здесь и пригодился, посеял зернышко в поле искусства. У меня есть слушатели, есть ученики. Хочу отметить, что слежу за судьбой практически каждого. Никто из них не выбился из колеи в этой жизни. Пусть они не все стали музыкантами, зато все хорошие люди, у них хорошие семьи. Нам и не нужно много профессиональных музыкантов, но музыка сделала то, что должна была сделать. В этом и есть предназначение искусства. Хорошее искусство основано на академизме, традициях. Оно не предлагает нам никому не понятного сверхкреатива.
Музыкой я увлекся, когда мне исполнилось четыре года. Родители были простыми рабочими завода ДРО. У них имелась коллекция пластинок с песенной классикой 50-х годов, на которых я и воспитывался. Слушал пластинки, развивал слух, потом я начал обучаться игре на фортепиано. Попал в лучшую музыкальную школу мира, в Москве, причем без протекции. Я был интересным мальчиком, может быть, чересчур развитым для своих 7 лет. В эту школу готовились дети по 3-4 года с московскими педагогами. Меня взяли, конечно, не за выдающиеся музыкальные успехи, а скорее за непосредственность, или решили попробовать, что из меня получится. А может быть, это Божий перст? Очень тяжело было первые два года. Я жил в интернате, там надо было выживать. Это и голод, и даже определенная дедовщина. Я житель вагона «Москва – Навашино». Столько проехал, представить сложно. Я знаю каждый стык этого Великого выксунского пути!
Я очень благодарен родителям за все, что они для меня сделали. Но профессию я выбрал себе сам. На протяжении жизненного пути (а это 55 лет) были неоднократные попытки бросить заниматься музыкой, особенно в лихие 80 — 90-е годы, когда был молод, горяч. Мне хотелось жить быстро, богато и всего достичь, но Бог есть везде, в том числе и у нас, у лицедеев. Поменять профессию мне не дала встреча с нашим земляком Валерием Ярославцевым. Она перевернула мое мировоззрение и все расставила на свои места. Я хорошо усвоил уроки великих педагогов: надо заниматься только своим делом и стремиться в нем к совершенству, которому нет предела.

-Что можно сказать о культурной жизни выксунцев? Не претерпеваем ли кризис?
-Пока есть те проекты, которые реализуются в ДК металлургов, говорить, что у нас нет культуры, и о каком-либо кризисе нельзя. С 1993 года мы сотрудничаем с Нижегородским симфоническим оркестром. Благодаря финансовой поддержке ОМК в Выксу с гастролями приезжают театры страны. Нельзя сказать, что есть культурный голод. Чтобы приобщиться к прекрасному, к нам едут из наших городов-соседей- Кулебак и Мурома.
Категорически не согласен с теми, кто говорит, что нет денег, - и культура умирает. Обычно их не хватает чиновникам. Все проекты, которые мы проводим, требуют минимального финансирования. А вот культурную среду должны формировать те, у кого в руках находятся деньги. При этом надо отделять культуру от досуга.

-Как вы относитесь к современным течениям в искусстве, музыке?
-Я не переиграл еще те произведения, которые люблю. Считаю, что уходить в новое и неизведанное для меня было бы неразумно. То, что сейчас называется современным искусством, звучит высоковато. Для меня, например, считаются несовместимыми стоящая в микрорайоне Жуковского часовня и уродец, изображенный неподалеку от нее, на одном из зданий. Этот псевдоконтраст, может быть, для кого-то что-то и символизирует. Может, это и есть что-то новое, но, по прошествии лет, я думаю, балет Чайковского «Спящая красавица» все расставит на свои места. Когда я ездил за рубеж в одном из городов мне понравились названия райончиков. Там нет ни Индустриальных, ни Комсомольских, а есть Теплый, Липовый. Ты понимаешь, что люди, которые там живут априори не могут быть плохими. У нас тоже микрорайоны носят имена великих писателей, но это не мешает нам на фасадах домов изображать «кипятильники» (розовый фламинго). Это мое мнения и я имею на него право. Я не знаю, что лучше. Но считаю, что в нынешнем времени, когда у нас главный дефицит внимания и доброты, надо креативить хотя бы в эту сторону.

-Приходится ли сталкиваться деятелям искусства с каким-либо политическим, профессиональным давлением?
-Если говорить про себя, то профессионального давления на меня не оказывается. Для себя я решил, что сказать «стоп» мне может только человек, мнение которого я уважаю, например, Александр Скульский, Валерий Ярославцев, которого, к сожалению, сейчас нет с нами. Тяжело бывает от людской глупости, от непонимания и, конечно же, от зависти. Как ни парадоксально, но прессовать у нас пытаются тех, кто как раз что-либо делает. Причем те, кто, напротив, ничего не умеет. В этом заключается их работа. В любом случае, и этим людям спасибо. Если бы не они, то можно очень быстро «забронзоветь». Ко мне это, правда, не относится. Я себя не возвеличиваю, кроме той музыки, которую играю. Никогда я не стремился ни к карьере, ни к должностям, ни к финансовым успехам. Выбирая профессию, я должен был понимать, что это триумфом, благополучием не закончится никогда. Спасибо этим людям и за то, что они помогают мне держать себя в форме. В маленьком городе тяжело жить, приходится всегда быть на глазах у людей. Очень легко, как многие мои коллеги, спиться, начать вести асоциальный образ жизни, на всех и на вся обидеться.
Мне лично это, напротив, помогало. Маленькая спортивная злость даже нужна в нашем деле. Я всегда жду на концерты своих «доброжелателей».

-2014 год объявлен годом Культуры. На что, на ваш взгляд, нужно сделать акцент, что должно стать основным событием?
-Год культуры задуман не для отчетов чиновников. Нам не нужны его помпезные открытия и закрытия. Необходимо обратить внимание на великое искусство, театры, филармонии. Должна быть обязательно поддержка людей искусства, творческих людей. У нас есть замечательные поэты, кузнечных дел мастера, артисты… Вот им и надо помогать, чтобы их дело не угасло, а не брать их деятельность и включать в отчет, а потом вешать медаль себе на грудь. У нас почему-то любят пиарить в СМИ чиновников, публиковать отчеты администрации о проделанной работе и забывают про тех, кто за копейки занимается с их детьми, развивает у них таланты. Нужно как раз писать о том, с какими трудностями им приходится сталкиваться.

-Что можно сказать о творческом потенциале выксунцев? Есть ли люди, на которых можно было бы равняться?
-В последнее время я не замечал, чтобы кто-то блистал. «Звездочки» все чаще появляются в детских коллективах. В этом случае, многое зависит от руководителей. Сейчас много талантливых детей занимаются у сестер Мельниковых, руководителей студии восточного танца. Или если в Кулебаках есть замечательные педагоги в музыкальной школе, то там нет проблем с набором на народное отделение.

-Что для вас значит музыка?
-Не хочу говорить высоких слов. Я буду рад, если все, что сейчас есть, к чему мы стремились, не умрет, а сохранится в памяти детей и внуков. Поэтому все делаю для этого. Очень важно, чтобы Выкса не теряла талантливых детей, их не так у нас много, а воспитывала. Чтобы призывы «Возвращайся, ты нужен городу» не были формальными, чтобы у молодых не возникало вопроса: для чего? Не так давно с гастролями Нижегородского симфонического оркестра в наш город приезжал замечательный выксунский гобоист Артем Васенин. Сейчас он учится в консерватории, играет в нескольких коллективах. К сожалению, никто из управления культуры и музыкальной школы не пришел на концерт.
У нас нет отработанного механизма общения, никто из высокопоставленных не знает, кто и чем у нас занимается. Получается, что нет тебя - и не надо.
Не стоит забывать, что вся культура зиждется на отдельных личностях.

-К чему, на Ваш взгляд, приводит халтура в культуре?
-Халтура бывает только тогда, когда некому сказать, «что король-то голый!». Сейчас, кто бы у нас что бы не сделал, например, подошел к инструменту, сыграл - ему уже дают грамоту. Если спел в микрофон, не важно как, – ты уже в газете на первой полосе. У нас будет халтура пока не найдутся люди, которые начнут говорить, что белое - это белое, а черное - это черное. На сцену будут лезть все, кому не лень. Я на себя такую миссию судьи не беру, но в лицо один на один обязательно об этом говорю. Люди обижаются, считают, что меня обуяла гордыня.
К счастью, на конкурсах и фестивалях, которые проходят у нас во Дворце, сидит высококвалифицированное жюри, мнение которого не обсуждается. И никогда у нас не станет лауреатом тот, кто ничего не умеет. Бывают иногда маленькие политические моменты. Мы стараемся поддержать клубы, которые приехали за свои деньги, например, на «Созвездие». Более того, мы приглашаем их на свои мероприятия, чтобы у них была сцена. Это важный момент.
Я счастливый человек, в жизни мне довелось встретить столько умных, хороших, красивых людей, что это очень здорово!
И Сергей Петрович вспоминает слова из песни: «И все мы будем счастливы когда-нибудь, Бог даст!»
Наталья Фоминых



Комментарии: 31767



© 2005-2024 «Виртуальная Выкса» | Дизайн и верстка «Виртуальная Выкса» | admin@wyksa.ru
по вопросам размещения рекламы - cmi.zloy@gmail.com, тел. 89040596588
При любом использовании материалов сайта ссылка на wyksa.ru обязательна