Виртуальная Выкса

Выкса сегодня

/ Жизнь / Оборонный Горький (к 65-летию Победы)


Календарь

« Май 2010 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Оборонный Горький (к 65-летию Победы)

дата: 04.05.10   добавила: LS   источник: газета «Московский Комсомолец»
В газете «Московский комсомолец» вышла статья «Оборонный Горький» в которой рассказывается о подвиге людей работавших в тылу на заводах Горького и области. ниже приводим текст статьи.

Пока на фронтах Великой Отечественной сражались 822 тысячи горьковчан, те, кто остался в тылу, работали на грани человеческих возможностей. Смена продолжительностью 20-30 часов была в порядке вещей, а иные проводили у станка по трое суток напролет! В результате горьковчане дали фронту каждый второй грузовик, каждый третий танк, каждую вторую армейскую радиостанцию и каждый третий самолет-истребитель. В преддверии 9 Мая давайте вспомним, какой вклад в дело Победы внесли предприятия нашего города.

Машиностроительный завод

Машзавод был основным поставщиком артиллерийского вооружения на фронт. Из 140 тысяч полевых орудий, которыми воевали наши солдаты, более 100 тысяч сошли с конвейера завода “Новое Сормово”. Именно с помощью знаменитых дивизионных, танковых и противотанковых пушек было уничтожено подавляющее большинство немецких танков. Трудно представить, но в годы войны предприятие увеличило выпуск продукции в 19 раз!

Не смыкая глаз работало конструкторское бюро под руководством Василия Грабина. В результате был создан целый арсенал противотанковых, полевых, самоходных, танковых, морских и авиационных артиллерийских систем калибром от 23 до 650 мм – пушки Ф-22, Ф-34, ЗИС-2, ЗИС-3, ЗИС-5, ЗИС-6, БС-3. В 1941 году детище КБ Грабина – 76-миллиметровая пушка Ф-34– считалась сильнейшим в мире танковым орудием, им было оснащено подавляющее большинство советских средних танков, бронепоездов, бронекатеров.

Грабин умел одновременно и проектировать, и налаживать технологический процесс, что позволяло в сжатые сроки поставлять на фронт новые образцы орудий. Так, в 1942 году в КБ машзавода была создана легендарная 76-миллиметровая пушка ЗИС-3, за что 11 июля 1942 года завод наградили орденом Трудового Красного Знамени. Интересно, что конструктивная система орудия была разработана всего за одну ночь!

Новое орудие по многим параметрам превосходило свою предшественницу – пушку Ф-22. При изготовлении ЗИС-3 использовалось в полтора раза меньше деталей, и весила она на 400 килограммов легче, чем орудие старого образца. Кроме того, на ее изготовление уходило вдвое меньше времени, да и стоила она значительно дешевле. Огромным преимуществом ЗИС-3 было и то, что механизмы горизонтальной и вертикальной наводки были расположены по одну сторону лафета, слева.

Высокие боевые качества новой пушки оценил и враг. Германский ученый Вольф, руководитель отдела артиллерийских конструкций знаменитых заводов Круппа, назвал нашу ЗИС-3 лучшим орудием Второй мировой войны.

Кроме того, Грабин разработал 57-миллиметровую пушку (ЗИС-2). В 1941 году завод начал ее массовое производство. Во многом благодаря этим пушкам нам удалось разгромить фашистов на Курской Дуге.

Еще одна разработка легендарного конструктора– 85-миллиметровая пушка ЗИС-С-53 – была признана лучшим орудием средних танков Т-34-85. А 100-миллиметровая полевая пушка БС-3 пробивала навылет броню германских “тигров” и “пантер”.

Накануне Победы – 8 мая 1945 года – с конвейера машзавода сошла стотысячная пушка, выпущенная за время войны. Это было событие всесоюзного масштаба: поздравление коллективу завода опубликовали все центральные газеты. А 4 июня 1945 года заводу вручили орден Отечественной войны I степени за выдающиеся заслуги в деле создания и организации массового производства пушек.

“Красное Сормово”

13 тысяч танков Т-34, тысячи тонн боеприпасов – столько за годы войны поставили фронту сормовичи. Во всесоюзном социалистическом соревновании предприятию 33 раза присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. И именно танк Т-34 под № 422, собранный на “Красном Сормове”, одним из первых ворвался в Берлин в апреле 1945 года.

Первый отечественный танк – “Борец за Свободу тов. Ленин” был собран на заводе еще в 1920 году. Впервые в мире на нем было установлено пушечно-пулеметное вооружение.

В 1941 году “Красное Сормово” становится танковым заводом №112. 19 июля 1941 года директор завода Ефим Рубинчик получает телеграмму от Сталина: “Надеюсь, что завод выполнит свой долг перед страной”. Долг состоял в том, чтобы в кратчайшие сроки наладить выпуск танков Т-34. Сормовичи тут же запустили мартеновский цех для выпуска легированной стали, и уже в октябре 1941 года из ворот завода ушли первые эшелоны с танками для обороны Москвы. Фашистский генерал Гудериан поначалу отозвался о Т-34 как о “типичном примере отсталой большевистской технологии”, но буквально через месяц признал преимущество нашего танка над немецкими. А Черчилль писал: “Я никак не могу понять, кто и как создал чудо-танк Т-34”.

Кстати, испытателем танков работал 16-летний сын Рубинчика – Александр. В октябре 1943 года, как только ему исполнилось 18 лет, он ушел на фронт. И буквально через пару недель танковый экипаж под его командованием уничтожил два орудия, две огневые точки и 40 гитлеровцев, за что Александр Рубинчик был награжден орденом Красной Звезды.

После Курской Дуги стало понятно: танку Т-34 нужна пушка не 76-го, а 85-го калибра. Немецкий танк мог открыть поражающий огонь с 1000 метров, а наш – лишь с шестисот. Благодаря усилиям сормовичей в 1944 году фронт получил так называемую “длинную руку” – танк Т-34-85 с 85-миллиметровым орудием и усиленной башней.

С каждым месяцем заводчане давали фронту все больше и больше танков, производительность труда выросла в четыре раза! Работали до поздней ночи. Абсолютный рекорд поставил рабочий по фамилии Хрящев – он провел на ногах 3,5 суток! Увидев, как трудятся рабочие, танкисты говорили: “Лучше уж быть на фронте, чем в этом аду”. Чтобы как-то поддержать людей, Ефим Рубинчик в 1943 году в связи с выпуском юбилейной машины премировал передовиков часами и отрезами шерсти.

За годы войны завод дал фронту свыше 13 000 боевых машин и несколько миллионов снарядов для артиллерии и “Катюш”. За успешное выполнение задачи по выпуску танков и бронекорпусов в январе 1943 года завод “Красное Сормово” был награжден орденом Ленина, а в июле 1945 года – орденом Отечественной войны I степени.

Завод “Сокол”

В годы войны горьковский авиазавод выпустил 19 202 самолета типа ЛаГГ и Ла. Таким образом, горьковчане дали фронту каждый третий истребитель. В 1944 году, когда сборку самолетов перевели на конвейер, завод выдавал по 26 машин в сутки!

Производство цельнодеревянного истребителя ЛаГГ-3 конструкции Лавочкина, Горбунова и Гудкова на нашем авиазаводе решили организовать еще в конце 1940 года. И уже в первом полугодии 1941 года завод начал его серийный выпуск. Однако в начале 1942 года Государственный Комитет Обороны приказывает переключиться на производство истребителей Як-7. Однако заводчане отстояли “родной” ЛаГГ, пообещав резко улучшить его летные характеристики.

Конструкторы Слепнев, Склянин, Миндров и Федоров предложили установить на ЛаГГ-3 звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-82 взлетной мощностью 1650 л.с. В марте 1942 года летчик-испытатель Василий Мищенко поднял в воздух будущий Ла-5, а в мае того же года Комитет Обороны принял постановление о серийном производстве нового истребителя. Боевое крещение Ла-5 получили под Сталинградом, что стало для фашистов весьма неприятной неожиданностью.

Однако конструкторы не почивали на лаврах. Следом за Ла-5 был создан усовершенствованный самолет Ла-5Ф. После того, как на него установили двигатель мощностью 1850 л.с., летные характеристики истребителя значительно улучшились. Одновременно удалось облегчить шасси, снизить усилия на ручке управления и педалях, улучшить теплоизоляцию кабины.

А к концу 1943 года наши конструкторы выдали новую разработку – Ла-7. Истребитель имел тот же двигатель и размер, что и Ла-5, но за счет переделки крыла и введения металлических лонжеронов появилась возможность увеличить объем топливных баков. Также на 100 кг был облегчен планер, установлены три пушки 20-миллиметрового калибра. Новая машина могла развивать скорость до 680 километров в час. Именно на Ла-7 летали трижды Герои Советского Союза Иван Кожедуб и Александр Покрышкин.

В течение всей войны наши ремонтные бригады регулярно выезжали на фронт для восстановления самолетов, пострадавших в бою. Например, бригада Слугина вдохнула вторую жизнь в 40 самолетов на Ленинградском фронте. Всего же горьковские ремонтники возвратили в строй несколько тысяч машин. Кроме того, заводчане сдали 1 250 тысяч рублей на строительство самолетов эскадрильи “Валерий Чкалов”.

За образцовое выполнение заданий правительства по выпуску боевых самолетов завод № 21 в октябре 1941 года был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В годы войны коллективу завода 25 раз вручалось переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, а 587 работников за самоотверженный труд были награждены орденами и медалями.

ГАЗ

21 октября 1941 года в 6 часов утра директор автозавода Иван Лоскутов получил телеграмму от Сталина с заданием в ближайшие два-три дня резко увеличить выпуск танков Т-60 для защитников Москвы. Уже в ноябре первые горьковские “шестидесятки” были поставлены в войска. Немцы прозвали новые машины “неистребимой саранчой”.

Легкий танк Т-60 был разработан в августе 1941-го на московском заводе № 37 Николаем Астровым. Конструктор лично перегнал опытный
Т-60 из Москвы в Горький, и в середине октября танк запустили в серийное производство. Но машина нуждалась в значительной доработке. Конструкторы ГАЗа во главе с Дедковым и Кригером упростили конструкцию Т-60 и адаптировали ее к производственным возможностям
ГАЗа. Именно горьковские конструкторы разработали эффективный предпусковый подогреватель двигателя, который Астров впоследствии использовал для всех своих машин.

Звездным часом “шестидесятки” стал прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 года. В этой операции использовались только легкие танки, поскольку они обладали самым необходимым на тот момент преимуществом – низким удельным давлением на опорную поверхность. Это позволило советским машинам пройти Неву по льду.

В 1941-42 годах ГАЗ дал фронту половину всех танков Т-60– 2 962 из 5 920, выпущенных всеми советскими предприятиями. Рабочие смены продолжались по 20-30 часов с перерывами на еду и короткий сон. Трудились все – и старики, и женщины, и подростки. 19 марта 1942 года за успехи в работе Горьковскому автозаводу был вручен орден Ленина. Иван Лоскутов принял его из рук Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Ивановича Калинина, который специально для этого приехал в Горький.

На смену Т-60 в 1942 году пришел усовершенствованный легкий танк Т-70, который великолепно проявил себя в Курской битве. Конструкторская группа Николая Астрова разработала эту машину на ГАЗе еще осенью 1941 года.

Опытный образец нового танка был собран 14 февраля 1942 года и отправлен в Москву для показа и испытаний. Однако Т-70 не произвел большого впечатления на военных специалистов – практически равноценное с Т-60 бронирование, одноместная башня... Поэтому серийное производство “семидесяток” ГАЗ начал только в марте 1942 года, когда недочеты были устранены. Всего ГАЗ дал фронту 6 843 “семидесятки”, что составило 75 процентов от общего числа выпущенных в СССР Т-70.

Готовясь к Курской битве, в начале июня 1943 года гитлеровцы в течение трех ночей бомбили автозавод. Погибло много рабочих, было повреждено 50 зданий, более девяти километров конвейеров, около шести тысяч единиц оборудования. Сто дней потребовалось, чтобы полностью восстановить цехи и начать работать на полную мощность. Из-за разрушений пришлось приостановить выпуск грузовиков и бронеавтомобилей БА-64, но Т-70 продолжали сходить со сборочных линий завода. За быструю ликвидацию последствий налетов вражеской авиации, за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по выпуску новых видов боевых машин и вооружений 9 марта 1944 года автозавод был награжден вторым орденом – орденом Красного Знамени. Третий орден на знамени предприятия – Отечественной войны I степени – появился 16 сентября 1945 года. В годы войны автозаводу 33 раза присуждалось переходящее Красное Знамя Комитета Обороны.

Кроме танков, ГАЗ поставлял на фронт “полуторки”. Из-за недостатка тонкой холоднокатаной стали и ряда комплектующих ГАЗ вынужден был перейти на выпуск упрощенного военного грузовика ГАЗ-ММ-В (ММ-13), у которого двери были заменены треугольными боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми полотнищами, крылья были выполнены из кровельного железа, отсутствовали тормоза на передних колесах, и была только одна фара. И только в 1944 году довоенная комплектация была частично восстановлена: появились деревянные двери, передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара.

Завод имени Фрунзе

Победа Красной Армии в танковом сражении на Курской Дуге во многом стала возможной благодаря безупречной связи. Танковыми радиостанциями 12-РТ фронт снабжал горьковский завод имени Фрунзе, в годы войны – завод №326. Всего за четыре года войны горьковчане дали фронту около 60 000 радиостанций.

Еще в 30-х годах на базе Нижегородской радиолаборатории была создана Центральная военно-индустриальная радиолаборатория (ЦВИРЛ), которая занялась разработкой армейских радиостанций. Именно она и спроектировала радиостанцию для партизан и разведчиков 12-РП, танковые радиостанции 12-РТ, а также радиостанцию “РСБ-3”, сопровождавшую тяжелые бомбардировщики в ночных налетах на Берлин в августе 1941 года.

Надо сказать, в начале войны некоторые общевойсковые начальники прохладно относились к радиосвязи, уповая на “старую добрую” проводную. Но очень скоро стало понятно, что обрыв телефонной линии приводит за собой потерю связи с подчиненными войсками. “Вылечить” радиобоязнь – такое название дали этим настроениям – удалось лишь с помощью решительных мер.

В 1942 году Ставка Верховного Главнокомандующего обязала командующих фронтом и командиров армии всегда иметь при себе личную радиостанцию, при которой должны были находиться радисты и шифровальщик. Это решение сыграло большую роль в улучшении управления войсками.

Наибольшее распространение в пехотных войсках получила мобильная коротковолновая радиостанция 12-РП. Предназначенная для обеспечения низовой связи пехотных подразделений, она имела дальность действия до 50 км. Правда, был у нее существенный недостаток. 12-РП делали не из алюминия, как радиостанции для авиации, а из более прочной стали. Поэтому и весила она немало– 13 кг. Для ее переноски требовались два бойца, пристегивающие ее на спину ремнями.

12-РП завод выпускал все военные годы, начиная с октября 1941 года. Только в 1943 году предприятие дало армии 7601 радиостанцию
12-РП и 5839 радиостанций 12-РТ. Плюс к этому – еще 2928 радиоизмерительных приборов семи наименований.

"Теплообменник", "Гидромаш", завод имени Петровского

В годы войны в наш город было эвакуировано несколько предприятий. Многие из них прижились на горьковской земле, да так и остались у нас насовсем – это “Теплообменник”, “Гидромаш”, завод Петровского.

“Теплообменник” (тогда – завод имени Громова) был переведен к нам осенью 1941 года из подмосковного Солнечногорска. Уже через месяц после эвакуации завод начал выпуск изделий для боевых самолетов. За заслуги в годы войны предприятие удостоено ордена Красной Звезды.

Московский завод “Гидромаш” работал для фронта еще в годы Первой мировой войны, а с 1933 года начал проектировать и изготовливать шасси для отечественной авиации. Самолеты И-16, Пе-2, ДБ-3, укомплектованные шасси завода, успешно прошли испытания в боевых условиях Испании и Халхин-Гола. Осенью 1941 года “Гидромаш” был эвакуирован в Горький. За годы войны предприятие выпустило 22 тысячи комплектов шасси к военным самолетам. Шасси “Гидромаша” стояли на каждом шестом самолете, собранном в СССР в 1941-45 годах.

Завод имени Петровского – тогда “Красный металлист” – в 1941 году перевели в наш город из Киева. В 1945 году за выдающийся вклад в Победу над фашизмом предприятие награждается орденом Трудового Красного Знамени.

Выксунский металлургический завод

Выксунский металлургический завод располагал двумя мощными мартеновскими печами, не имеющими аналогов во всем крае, и единственным в СССР цехом по производству электросварных труб.

В годы Великой Отечественной войны завод в рекордные сроки освоил выпуск принципиально новой продукции – броневой стали, которую поставлял на ГАЗ – для изготовления бронекорпусов и танковых башен. Несмотря на то, что план по выплавке стали был увеличен более чем в семь раз, выксунские металлурги не только выполнили, но даже перевыполнили его!

Сталь Выксы использовалась не только для создания танков и бронепоездов. Еще в довоенные годы на базе двухосного легкового автомобиля ГАЗ-М1 выксунцы освоили серийное производство бронемашины

БА-20, которое продолжалось до самого начала Великой Отечественной войны. В 1941-45 годах на базе этого бронеавтомобиля на Выксунском металлургическом выпускались машины БА-20ЖД и Б-64В, приспособленные для движения как по обычным дорогам, так и по железнодорожным путям. Эти автомобили использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин. Единственным недостатком этой техники была невысокая скорость движения.

Завод “Красная Этна”

“Красная Этна” была крупным предприятием автопрома, которое выпускало автонормали, спецпроволоку, пружины, пружинные шайбы и холоднокатаную ленту. В годы войны завод перешел на выпуск продукции для фронта.

Заводчане быстро организовали пять новых военных цехов, где наладили выпуск 55-миллиметровых и
82-миллиметровых мин, взрывателей к 76-миллиметровому снаряду, станков для снарядов к реактивным установкам катюша и 50-миллиметровых минометов, которые в 1941 году были самой массовой системой минометного вооружения в нашей армии.

Помимо этого, на заводе собирали автоматы ППШ. А в 1942-43 годах заводчане предприняли сбор средств на постройку эскадрильи самолетов и танковую колонну “Красноэтновец”.

В 1944 году завод был награжден орденом Ленина за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны и бесперебойное снабжение заводов-смежников и фронта боеприпасами.

Материал: Татьяна Кокина-Славина



Комментарии: 31767



© 2005-2024 «Виртуальная Выкса» | Дизайн и верстка «Виртуальная Выкса» | admin@wyksa.ru
по вопросам размещения рекламы - cmi.zloy@gmail.com, тел. 89040596588
При любом использовании материалов сайта ссылка на wyksa.ru обязательна