Виртуальная Выкса

Культура

/ Статьи / Отчет центральной детской библиотеки за 2008 год



Детская музыкальная школа
г. Выкса


Детская музыкальная школа
п. Дружба


Детская художественная школа
г. Выкса


Библиотеки г.Выкса
Анонсы

Отчет центральной детской библиотеки за 2008 год

дата: 28.01.09   добавила: lanka   источник:
Важнейшие темы и события 2008 года.

2001 – 2010 г.г. – По решению ООН продолжается Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.
2003 – 2012 г.г. – Международное десятилетие грамотности.
2005 – 2014 г.г. – Международное десятилетие образования в области прав человека.
2008 г. – Объявлен годом семьи

Основные мероприятия:

Для детей:

• Областная Неделя детской и юношеской книги - 2008
«Книжная вселенная детства!»;
• Городской праздник юных читателей к Международному Дню детской книги
«Подружись с хорошей книгой»;
• Областной литературно – семейный праздник «Семья начало всех начал».
• Областная праздничная программа летнего чтения «Лето книжное будь со мной».

Для библиотечных работников:

• Конкурс на соискание Премии Департамента по культуре в области
библиотечного дела.
• Областной творческий конкурс «Зажги свою звезду
• Областной конкурс проектов сельских библиотек «Всей семьей в библиотеку».
• Областной конкурс семейного чтения «Читающая семья»




Основные направления работы с читателями – детьми 2008 г.


• Совершенствование работы по повышению статуса чтения и читающего ребенка
в местном сообществе.

• Улучшение структуры и качества работы с читателями – детьми. Вести
активную работу по улучшению
имиджа библиотек посредством рекламной деятельности.

• Создание условий для развития свободного (досугового) чтения детей.

• Формирование информационной культуры детей.

• Обеспечение прав детей на получение информации, в том числе через новые информационные и коммуникационные технологии.

• Развитие и внедрение передовых технологий и информационных ресурсов в библиотечной деятельности.

• Формирование духовной культуры детей и подростков с использованием лучших произведений мировой и художественной литературы.

• Содействие развитию семейного чтения, целенаправленная работа с детьми – инвалидами, детьми из многодетных и
малообеспеченных семей.

• Совершенствование работы по развитию детского творчества во всех детских библиотеках города и сельских филиалах ЦБС.

• Обеспечение сохранности библиотечного фонда как части культурного наследия.

• Укрепление материально – технической базы детских библиотек.



Комплексные, целевые программы:
1. «Я читаю. Я расту» Целевая программа развивающего чтения дошкольников.

2. «Доброта сближает сердца». Целевая комплексная программа по организации художественного творчества детей – инвалидов, сирот, из малообеспеченных семей

3. «Лето книжное, будь со мной»
Районная программа летних чтений - 2008г.


4. «Библиотека. Книга. Семья» литературно- нравственная программа
Гор. д.б. ул.Островского


6. «Ступени» программа развивающего чтения
Г.д.б. м-он Юбилейный


Клубы и кружки по интересам


1. Анализ клубов по направлениям:
Всего в ЦДБ, ДБ и сельских филиалах 22 клубов
Из них
- литературные 8
- экологические 1
- познавательно–развивающие 2
- краеведческие
- семейные 1
- правовые
- эстетические 3
- творческие 5
- патриотические 1
- театральные 1

2. Самые интересные клубы: « Умелые руки»- театр книги
«Надежда», «Мастерская Мурзилки», « Рукодельница», Салон
«Барби» - эти клубы действующие при библиотеках получили
положительные откли от самих участников клубов и их
родителей в 2008 г, поскольку способствуют организации досуга
детей в выходные дни и школьные каникулы , развивают
творческие способности, воображение детей, воспитывают
эстетический вкус и способность видеть прекрасное..
3 .Количество клубов по интересам - 5: « Мастерская мурзилки»-
творческая мастерская для 1-4 кл , «Вдохновение» – салон досуга и общения для уч-ся 5-9 кл (ЦДБ), «Алые паруса» - литературно-эстетическое объединение для 5-9 кал ( д./б-ка ул. Островского 22), Театр « Надежда» для 1- 9 кал ( Верхне -Верейская с/ б-ка), « Сыны
Отечества» для мл. и ср. школьного возраста ( Вельская поселковая библиотека).
С 1990 г в городской детской библиотеке ( улОстровского,22) действует литературно- творческое объединение « Алые паруса». Занятия в клубе проходят 1 раз в квартал. Число постоянных членов - 25 ,это учащихся школ входящих в зону обслуживания библиотеки, которых объединяет интерес к книге, чтению, поэзии. литературному творчеству русских и современных писателей и поэтов классиков. В рамках программы литературного объединения проходят литературно-музыкальные композиции,
поэтические вечера, встречи с выдающимися, известными и интересными людьми нашего города, местными писателями, выксунскими поэтами, юными талантами, чье творчество нашло отражение в сборниках стихов и прозы Выксунских авторов, изданных по заказу и при содействии Управления Культуры администрации Выксунского района, выпущенных в 2008 г..
В программу входят встречи с людьми искусства, местными художниками, учащимися художественной и
музыкальной школ. В рамках программы работы объединения в 2008 г. для учащихся 6- 9 классов, увлеченных творчеством В.Высоцкого, был проведен поэтический час « Мне есть, что спеть». С помощью библиотекаря учащиеся познакомились с жизнью и творчеством поэта и актера, а также сами читали его лучшие стихи и исполняли песни любимого барда.
Для любителей творчества С. Есенина был проведен час поэзии
« Кто я? Что я? Только лишь мечтатель?». Знакомство со стихами Есенина начинается с детского сада и продолжается за тем все школьные годы. И всю жизнь звучат в душе почитателей поэзии Есенина его стихов серебряные струны. Так и на мероприятии звучали строки стихов и песни положенные на его стихи.
Для любителей любовной лирики в феврале был проведен лирический вечер « Все начинается с любви» украшением мероприятия стала выставка - просмотр « Звезда по имени Любовь всегда - всегда горит на небосводе». Старшеклассникам бал предложен поэтический монтаж, в ходе которого звучали лучшие лирические произведения поэтов ХХ века. Библиотекарь познакомила участников вечера с лучшими романами о сильных чувствах. написанных столетия назад. А сами участники рассказали о впечатлениях первой влюбленности. Все мероприятия литературно- эстетического объединения «Алые паруса» проходят в атмосфере теплоты, сердечности и доброжелательности , вызывают желание продолжать знакомство
с творчеством любимых авторов.
4. Работа с членами клуба
Ежегодно в сентябре месяце во всех клубах действующих при детских . сельских, поселковых библиотеках проходят мероприятия посвященные открытию работы клубов, на которых проходят церемонии принятия новых членов клуба , вручаются билеты члена клуба, происходит знакомство с программой работы клуба
на год. В конце года проводятся заключительные мероприятия на которых подводятся итоги работы клуба , полученных знаний и впечатлений, а также пожеланий работы на будующий год.
5. Клубы долгожители
« Ключ»- клуб юных читателей (Грязновская сельская библиотека), год образования- 1990, руководитель - Гришина Н.В.
« Алые паруса» –литературнно- эстетическое объединение
( Городская детская б-ка ,Ул. Островского, 22)- 1990 год, руководитель- Андриянова В.И.;
«Салон « Барби» ( гор .д. б-ка , ул Островского,22) – 1992 г., руководитель-Швиль В.В.
« Школа вежливых наук» –( Досчатинская пос. б-ка)- 1995 г., руководитель – Шарова Н.Г.
6. Исследовательская деятельность
В течении года в рамках программы работы клубов проводится исследовательская деятельность по изучению интересов, увлечений, интеллектуальных возможностей и потребностей детей путем проведения анализа формуляров членов клуба, опросов, анкетирования по темам: « Ваш семейный книжный шкаф» («Почитайка» ЦДБ), « Хороший ли ты друг?» « Что мы знаем о вредных привычках ?» ( «Этикет класс» ЦДБ), «Нам не скучно или увлечения моей семьи», « Дом моей мечты»( «Остров доброты» гор. д.б-ка. Ул. Островского, 22) « Читая . открываем мир» « Что хотел бы ты узнать нового об окружающем тебе мире»
( «Незнайка» Гор. д.б-ка, м-н Юбилейный .8) По данным исследования определяется направленность работы клубов в дальнейшем.



7. Перспективы развития клубов
Разработка новых мероприятий, форм и методов роботы с детьми направленных на укрепление взаимодействия библиотеки, семьи, школы, общественных организаций занимающихся проблемами детства, воспитание культуры семейных взаимоотношений, культуры чтения, создание условий для совместной укрепления материально-технической базы библиотек.
Укрепление информационно-методической базы по реализации программ клубов при городских детских, поселковых, сельских библиотеках МУ « ЦБС Выксунского муниципального района.»



Информационно - рекламная деятельность.

На протяжении всего года детские библиотеки города и района вели активную информационно - рекламную деятельность по привлечению детей к книге, чтению и с помощью рекламы услуг оказываемых библиотекой.
Ежегодно в сентябре, декабре, январе для дошкольников и учащихся 1 – х классов школ города и района библиотеки организуют и проводят:
Экскурсии в библиотеку
- «Чудесный книгоград» ( Гор д\б М-Юбилейный,8, Островского,22),
- «Путешествие в Читай – город» (Сельские, поселковые библиотеки),
- «Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья» (ЦДБ).
Дни открытых дверей
- «Мы вам рады приходите» (д\б – ки, с\ф-лы),
- «Возьмем в руки книжки, родители и ребятишки» (ЦДБ, гор.д.б/ка , ул.Островского,22).
Дни семьи
- «Семья начало всех начал»» (ЦДБ),
- «Дом моей мечты» (Городская детская библиотека, ул. Островского,22)
- «Посидим рядком, по говорим ладком» (Вильская п/б),
- «Прусть же для вас еще много лет солнце сияет и дарит свой свет» ( Городская детская библиотека, м-н Юбилейный, 8),
- « Капельки памяти моей семьи» ( гор. д/б Островского, Грязновская с/б,В.Верейская с/б)
- «Книжная мудрость- семейное богатства» ( Вильская п/б,Туртапинская с/б, д/б п. Дружба) вниманию присутствующих были предложены выставки новых книг, журналов, часы информации по книжным новинкам, а также блиц - опросы и анкетирование, консультации для родителей
Путем распространения приглашений, объявлений, памяток
библиотеки информируют читателей об акциях, проходивших в
библиотеках города и района: «В библиотеку всей семьей», «В библиотеку
с другом», «Книги в дар библиотеке», «Читаем вместе», «Месячник
прощения задолжников».
С целью рекламы книги в библиотеках в течение года проходят:
Дни новой книги
- «Новые имена в детской литературе» (д/б - ки)
Дни информации
- «У истоков детской литературы» (ЦДБ, город. дет. б-ки ),
- « Читаю, значит существую» (д\б , сельские, поселковые библиотеки).
- « Всей семьей у книжной полки» ( все библиотеки)
- «Законы нашей жизни или, что надо помнить подростку» ( ЦДБ)
Обзоры постоянно действующих тематических, юбилейных выставок:
- «Открытая книга, открытый мир» (ЦДБ),
- «В глубину классической строки» (д/б – ки, с/ф-лы),
- «Кто не сводит с книг очей, тот зовется книгочей» ( гор. д. б-ка, м-н Юбилейный, д.8 ),
- «Дом моей мечты» ( г.д.б-ка, ул.Островского,22).
Составляются информационные списки вновь поступившей литературы.
На основании проведенных исследований при помощи анкетирования, тестов и опросов на темы:
- «Что читают наши дети» (д/б – ки),
- «Моя домашняя библиотека» (д/бул.Островского22, м-н Юбилейный,8, ЦДБ),
- «Самая любимая книга» (все б- ки),
разрабатываются тематические рекомендательные списки литературы.
С целью рекламы книги и услуг оказываемых библиотеками населению, периодически обновляется рубрики информационных стендов «Библиотека информирует», обновляются планы работы библиотек на месяц, информация о проводимых библиотекой акциях, списки книг и писателей – юбиляров, перечень периодических изданий поступающих в библиотеку, сведения о лучших читателях библиотеки,, распространяются объявления, приглашения, пригласительные билеты, организуются выступления библиотекарей на педсоветах, родительских собраний на темы:
- «Читающий ребенок счастливая семья» ( ЦДБ, сельские, поселковые библиотеки),
- «Делу время, потехе час» (ЦДБ, гор.д.б-ка , м- н Юбилейный),
- «Взрослеем вместе с книгой» ( гор.дет. б-ка, ул. Островского,22)
- « Мудрые заповеди народной педагогики» (Вильская поселковая б-ка,Туртапинская с/б-ка)
Тесное сотрудничество сложилось у детских библиотек со СМИ. На страницах местных газет: «Выксунский рабочий», «Провинциальная хроника», « Красные зори», « Выкса.ру» за 2008 год было опубликовано 38 статей, заметок, освещающих деятельность библиотек города и района по комплексным целевым программам «Я читаю. Я расту», «Ступени», «Доброта сближает сердца», «Библиотека. Книги. Семья», «Научи свое сердце добру», а также работу клубов, кружков, литературно творческих объединений при библиотеках.
Выксунское телевидение в рубрике события недели неоднократно транслировало видео - репортажи о библиотечных мероприятиях в Неделю детской книги «Книжная вселенная детства», презентацию картин учащихся Детской художественной школы «Мир чувств и мыслей и идей» (ЦДБ), семейный праздник « Моя семья - мой мир», литературно – семейный праздник к Дню инвалидов « Вместе весело читать» (ЦДБ),праздник искусств « Здравствуй лето» на котором состоялась презентация районнолй программы летних чтений « Лето книжной. будь со мной» (ЦДБ), презентацию выставки детского творчества « Радуга дружбы и творчества» по итогам реализации конкурсов программы летних чтений –2008 , театрализованное представление « Новогодние забавы» ( ЦДБ).
В 2008г. ЦБС продолжила сотрудничество с информационно – рекламным центром Выкса. RU. На сайт Вертуальная Выкса в раздел Культура Выксы в рубрику анонс поступает информация - фотографии, репортажи о проведенных мероприятиях за неделю, а также ежемесячные планы работы детских библиотек города и района.
Основная цель информационно – рекламной деятельности детских библиотек – сохранить и увеличить книгообращаемость, посещаемость и количество пользователей библиотек. Достичь большей эффективности в своей работе. Поднять имидж библиотеки путем привлечения внимания общественности к проблемам библиотечного дела, формирование библиотеки, как центра информационной и общественной культуры.



Работа с дошкольниками.

Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время требующее от специалистов нашей сферы дополнительных знаний и навыков. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании ребенка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие. И библиотечные работники наряду с родителями и воспитателями активно участвуют в требующем совместных усилий и многогранном процессе воспитания и формирования личности наших самых маленьких читателей.
В отчетном году особое внимание было уделено работе с родителями детей посещающих дошкольные общеобразовательные учреждения. С целью привлечения родителей с детьми в библиотеку, сотрудники библиотек вели активную рекламно – информационную деятельность распространяя в детских садах, детских домах творчества объявления, приглашения с информацией о программе Дней дошкольников, и открытых дверей, которые пошли во всех библиотеках города и района под названием «Открываем страну чудес», в рамках которых были проведены экскурсии и литературные путешествия по библиотеке «Чудесный книг оград», где дети получили первое представление о библиотеке, о правилах пользования книгой, знакомились с книгами детских писателей, книжными иллюстрациями, яркими обложками и страницами детских периодических изданий. Программа Дней дошкольников и открытых дверей включала так же и индивидуальную работу с родителями в виде консультаций по темам:
- «Как заинтересовать детей чтением?» (ЦДБ),
- «Читаем вместе» (ЦДБ, д\б-ки),
- «У истоков творческой личности» (ЦДБ),
для родителей в библиотеках были оформлены выставки – рекомендации:
- «Мудрость воспитания» (д\б-ки, гор. д/б м\н Юбилейный, д. 8),
- «Для вас родители» (ЦДБ)
По материалам которых проводились беседы, а также обзоры книг, рекомендательных списков литературы для совместного прочтения в кругу семьи с детьми дошкольного возраста «Мы растем (ЦДБ), «Что читать детям от 0 до 6 лет» (Туртапинская с/б, д\б п. Дружба) составленных по результатам библиотечных исследований проводимых методом:
- наблюдения,
- анкетирования по темам: «Загляни в дом библиотеку», «Любимые книги ваших детей» (ЦДБ, д\б-ки, Вильская п\б, Грязновская с\б, В.Верейская с\б, Туртапинская с\б),
- опросов: «Читаем вместе с вами» (ЦДБ, Грязновская с\б).
Тематика мероприятий в дни открытых дверей достаточно разнообразна. Это и природа и сказки, причем каждая тема раскрывается с привлечением множества книг из библиотечного фонда, что стимулирует интерес детей к чтению, к дальнейшему общению с полюбившимися героями книг и персонажами.
Наиболее интересно в этом году прошли мероприятия экологической тематики среди которых:
- игра – викторина: «Что ты знаешь о животных?» Вильская п/б, Туртапинская с\б, В.Верейская с\б, Досчатинская п/б),
- цикл экологических утренников по произведениям писателей - натуралистов: «Кладовая солнца» (д\б-ки, Туртапинская с/б).
Участвуя в играх, литературных утренниках, викторинах, приобщаясь к книгам и чтению, ребята учатся бережному отношению к лесу, земле, воде, живым существам мира природы. При проведении дней дошкольников библиотекари организуют театрализованные формы занятий с применением различного реквизита, для чего привлекают старших школьников, помощников и активных читателей библиотеки. С элементами театрализации были проведены литературный праздник посвященный русской сказке прошедшей под названием «Сказка – река мудрости», которое проводилось в виде сказочного представления. В гости к ребятам пришли хорошо знакомые персонажи: Баба – яга, царевна Несмеяна, Емеля. Вместе с ними дети вспомнили много сказок, познакомились с новыми ранее им не знакомыми. Вместе с героями русских народных сказок, решили быть всегда добрыми и хорошими, ведь в сказках добро всегда побеждает зло, а добрым жить намного веселей и интересней. Теплая атмосфера праздника, радушный прием библиотекарей надолго запомнились детям и родителям посетившим библиотеку в дни дошкольников. Многие из них стали постоянными читателями этих библиотек.
Центральная детская библиотека и городская детская библиотека (м\н Юбилейный, д. 8) с 2002г. работают по программе развивающего чтения дошкольников «Я читаю. Я расту», «Ступени». Основная цель программы – содействовать нравственному и интеллектуальному развитию личности, стимулировать активность и творческие способности, воспитать в ребенке задатки будущего любознательного читателя.
За два последних года увеличилось количество детских садов желающих сотрудничать с библиотеками. На сегодняшний день по программе развивающего чтения с нами работают д/с «Земляничка», «Ручеек», «Золотой ключик», д/с № 1 компенсирующего вида. Участниками программы являются дети посещающие подготовительные группы, родители, воспитатели, методисты, библиотекари. Ежегодно в сентябре вместе с методическими отделами детских садов заключается договор о сотрудничестве. Занятия проводятся на базе библиотек один раз в месяц с использованием элементов игры, викторин, конкурсов. Поскольку именно благодаря игровым формам дети активно запоминают предлагаемый материал. Тематика занятий достаточно разнообразна. Но неизменно первым остается экскурсия по библиотеке, где малыши посвящаются в историю библиотеки, знакомятся с правилами обслуживания читателей. На примере выставки – «Пожалейте нас, ребята», где представлены новые, красивые но порванные и грязные, с загнутыми листами книги, которые обращаются и просят помощи. Дети учатся бережному отношению с книгами, сокровищами которые любят уход и ласку, знакомятся с наиболее интересными книгами, журналами имеющимися в библиотеке.
Наиболее интересными для детей являются мероприятия экологической тематики, Для детей были проведены циклы экологической книги «Я хочу подружится с природой» по произведениям Пришвина, Бианки, Чарушин. Праздник книг «Встречайте с любовью птичьи стаи».
Отдельный цикл занятий:
- заочное путешествие «Город детства моего» (ЦДБ),
- литературно – фольклорный праздник «Кладовая мудрости», прекрасным дополнением, к которому стала выставка – рассказ «Ой гляди во все глаза! Чудеса, чудеса!».
- час – познания «Русская народная игрушка» (ЦДБ),
- урок – мужества «Маленькие герои большой войны» (ЦДБ),
- литературные посиделки «Веселье и труд рядом идут» (гор. д/б Юбилейный, д.8) посвящен знакомству с историей, традициями, праздниками, промыслами народного творчества, знаменитыми людьми прославившими город и Нижегородскую область.
В программу занятий включены сюжетно - ролевые игры «Как надо себя вести» (гор. д\б м/н Юбилейный, д. 8), «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть» (ЦДБ). Литературно игровые викторины «Откуда берутся грязнули» (гор. д/б м/н Юбилейный, д.8). в практику все больше входят часы художественного и громкого чтения: «Постигая мир добра» (гор. /б м/н Юбилейный, д.8) на которых библиотекари для детей организуют литературные путешествия по устному народному творчеству «Кладовая мудрости»» (ЦДБ) по творчеству детских писателей – юбиляров «Планета детства» (ЦДБ), театрализованные представления «Радость дарят любые книжки» (гор. д/б м/н Юбилейный, д. 8). Литературно – музыкальный утренник «Сказка – добрая страна» (гор. д\б м/н Юбилейный, д.8), сказочный калейдоскоп «В любимых сказках мы живем».
В рамках программы развивающего чтения совместно с воспитателями и родителями дети принимают участие в подготовке к библиотечным мероприятиям: разучивают стихи, делают поделки из бумаги, природного материала, рисуют рисунки и иллюстрации к любимым книгам. Участвуют в конкурсах стихов «Путешествие в страну веселых рифм» (ЦДБ), конкурсах и выставках детского творчества «Страна вообразилия» (гор. д/б м\н Юбилейный, д. 8), «Детские художники иллюстраторы» (ЦДБ).
В течении года библиотекари проводят целенаправленную библиотечно -исследовательскую деятельность по изучению читательских особенностей дошкольников интересов и информационных потребностей их родителей, что выявляется путем проведения
- анкетирования:
«Любимые книги папы и мамы» (ЦДБ, гор. д\б м\н Юбилейный, д. 8),
«Любимые книги ваших детей» (ЦДБ, гор. д\б м/н Юбилейный, д. 8),
«Чтение дело семейное» (ЦДБ)
- мини опросов:
«Мы читаем вместе с мамой» (ЦДБ, гор. д\б м\н Юбилейный, д. 8)
«Мой любимый книжкин друг» (ЦДБ, гор. д\б м/н Юбилейный, д. 8).
Конечный результат проведенных исследований - составление и дополнение рекомендательных списков литературы с учетом индивидуальных особенностей детей и читательских предложений родителей: «Круг чтения дошкольников» (гор. д/б м/н Юбилейный, д. 8), «Читаем всей семьей» (ЦДБ). С каждым годом родители все охотней идут на контакт с библиотекарями. Все больше родителей проявляют интерес к выступлениям библиотекарей на родительских собраниях по темам: «Читающий ребенок счастливая семья», «Что и как читать вашему ребенку», «Прочитайте сами, прочитайте детям».
При посещении библиотеки родители с детьми обращают внимание на специализированно оформленные уголки, тематические полки, выставки – рекомендации «Для вас, родители» (ЦДБ, гор. д\б м/н Юбилейный, д. 8). Пользуются квалифицированными советами специалистов в выборе книг для детей.
Родители, воспитатели заинтересованы в успехе занятий по программе развивающего чтения дошкольников, поскольку они формируют культуру чтения у детей, прививают стойкий интерес и любовь к книге, помогают воспитывать будущего заинтересованного, талантливого читателя. Радостно видеть, что многие родители вместе с детьми занимаются по программе, затем приходят в библиотеку, чтобы всерьез записать ребенка в библиотеку, проявляют в дальнейшем интерес к библиотечной жизни, участвуют в конкурсах, акциях проведенных библиотекой.
Тесный контакт ведут библиотеки с родителями, с работниками детских садов, составляют совместные планы, работы, проводят для воспитателей часы информации по темам «Делу время, потехи час», «Взрослеем вместе с книгой», информационное обеспечение руководителей детским чтением специализированной литературой активизирует в дошкольнике будущего читателя. Нас радует положительная динамика роста численности читателей дошкольников, что позволяет выделить группу систематически самостоятельно читающих дошкольников. В течении года пор ппрограмме развивающего чтения занималось 180 дошкольников которые посетили 264 массовых мероприятий.



Библиотечное обслуживание детей
с ограниченными возможностями, детей – сирот,
многодетных и малообеспеченных семей.

Минувшие десять лет в нашей стране отмечены заметным увеличением количества социальных проблем, и среди них рост детско – подростковой инвалидности, которое является одной из наиболее острых и болезненных. Число детей с ограниченными возможностями с каждым годом увеличивается. Этой ситуацией озабочены многие социальные службы. Не стоят в стороне и библиотеки, внося свою лепту в процесс реабилитации детей с ограниченными возможностями, детей сирот, детей из многодетных и малообеспеченных семей. Во многом это удалось благодаря разработанному плану мероприятий Выксунской ЦБС на2007 – 2010г. куда вошли мероприятия по формированию коммуникативных способностей, познавательной активности, а также мероприятия способствующие проявлению индивидуальных творческих способностей.
Дети – инвалиды, сироты, дети из малообеспеченных семей с удовольствием участвовали во всех мероприятиях проводимых для них библиотеками города и района. Ежегодно данная категория детей принимает участие в мероприятиях проводимых в Неделю детской книги. Учащиеся коррекционной школы – интернат, детей из многодетных семей города и района были приглашены на районный праздник «В стране героев любимых книг». Торжественное открытие которого состоялось 24.03.08г. в фойе Дома книги. Детям была представлена музыкальная сказка «Ципина невеста» в исполнении детского музыкального театра «Волшебная флейта», проведены литературные конкурсы, состоялось выступление вокального коллектива «Город детства». В завершении праздника, лучшие читатели были награждены благодарственными письмами и книгами. Организуя работу в рамках Года семьи многие библиотеки привлекали к сотрудничеству родителей и детей из неполных и многодетных семей организуя на базе своих библиотек литературно – семейные праздники
- «Семья – хранилище души» (гор. д\б ул. Островского, д. 20),
- «Посидим рядком, поговорим ладком» (Вильская п\б),
- «Пусть же для вас еще много лет солнце сияет и дарит свой свет» (гор. д/б м\н Юбилейный, д. 8),
- «Капельки памяти моей семьи» (гор. д\б ул. Островского, д. 20, Грязновская с\б, В.Верейская с\б),
- «Книжная мудрость, семейное богатство» (Вильская п\б, Туртапинская с\б, д\б пос. Дружба),
- Конкурс творческих работ «Воскресни материнства красота» (Шиморская п\б).
Цель данных мероприятий организовать досуг детей и родителей, возрождая традиции семейного чтения, сплотить семью вокруг книги, библиотеки,
Ежегодно библиотеки участвуют в организации мероприятий ко дню инвалидов. Наиболее интересные из них:
- литературный вечер «Добрый мир любимых книг» (гор. д\б ул. Островского, д. 20),
- тематический вечер «Души нетронутая нить» (Шиморская п\б),
- бенефис читателя – инвалида «В друзья я выбераю книгу» (Грязновская с\б),
- час общения «С детства дружбой дорожить» (Вильская п\б, Мотмоская с\б).
На этих мероприятиях дети, и их родители имели возможность познакомиться с библиотекой, творчеством детских писателей, с самыми интересными книгами, детскими журналами, найти новых друзей, поделиться мнением о прочитанном. С 2002г. активную работу с данной категорией детей ведет ЦДБ по программе «Доброта сближает сердца». Участники программы – дети от 6 до 13 лет, воспитанники СРНЦ «Пеликан», коррекционной школы интернат, дети – инвалиды, родители, воспитатели, преподаватели. Главное условие реализации программы – координация деятельности библиотек и служб занятых социальной поддержкой данной категории детей. работа с детьми – инвалидами по программе «Доброта сближает сердца» в 2008г. Проводилась в тесном взаимодействии с Управлением социальной защиты населения.
По инициативе районного совета женщин и управления социальной защиты для детей с ограниченными возможностями с целью организации досуга и знакомств с понятием «родословная моей семьи» сотрудниками библиотеки был организован семейный праздник «Моя семья – мой мир». На праздник были приглашены дети из многодетных, малообеспеченных семей и их родители. А также семьи имеющие детей с ограниченными возможностями, которые активно участвовали в литературной программе, родители охотно отвечали на вопросы конкурса «Родственные связи», литературной викторины «Книги на все времена», а юные гости проявляли эрудицию в конкурсе знатоков пословиц и поговорок о матери «Наша мама – наша радость». Достойным украшением праздника стали выставка – совет: «Книги лучшие друзья», выставка – рассказ: «Мир любимых книжек согревает», плакаты – «Мой дом – моя крепость», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Материнская ласка – конца и края не знает». Своим выступлением всех присутствующих в зале порадовал творческий фольклорный коллектив «Забавушка» в их исполнении прозвучали песни, стихи о доме, семье, маме. А в завершении все присутствующие получили подарки от ТД «Выкса», который выступил спонсором мероприятия посвященного Году семьи. Такие мероприятия способствуют возражению традиций семейного чтения, вызывают интерес к книге. Многие дети посещающие с родителями подобные мероприятия становятся постоянными посетителями и активными читателями библиотеки.
В дни весенних каникул дети из коррекционной школы – интернат, участники программы «Доброта сближает сердца (ЦДБ) и областного фестиваля творчества детей – инвалидов «Зажги свою звезду» посетили праздник посвященный закрытию НДК состоявшимся в Н.Новгороде а театре оперы и балета.
«В некотором царстве в некотором государстве» такие слова прозвучали на открытии программы летних чтений – 2008 «Лето книжное, будь со мной» которое было приурочено к Международному дню защиты детей. на которое наряду с учащимися общеобразовательных школ были приглашены дети – инвалиды, а также друзья библиотеки и постоянные посетители массовых мероприятий, учащиеся коррекционной школы – интернат. Перед собравшейся аудиторией были поставлены сценки из известных сказок, переделанные на ново русский лад, состоялись конкурсы с участием ребятишек и музыкальные композиции. В общем получилось доброе и познавательное мероприятие, заряжающее позитивом и хорошим настроением.
Организуя работу в рамках программы программы летних чтений - 2008 особое внимание было удаленно детям из социально незащищенных и неполных семей. Примером работы с данной категорией детей стало сотрудничество ЦДБ с социальным лагерем «Солнечный», а так же летним оздоровительным лагерем, действующим на базе местного профилактория. Во время летних каникул для детей из социально незащищенных семей на базе ЦДБ работал видео салон «Серпантин сказок», проводились конкурсно – игровые программы «Книга в летнем рюкзаке», циклы комментированных чтений по книгам представленным на выставках. Для детей функционировал клуб летнего чтения «Почитай – ка», кружок юных умельцев «Мастерская Мурзилки», благодаря чему ребята имели возможность поделиться впечатлениями о прочитанном, принять участие в беседах, играх викторинах, конкурсе декоративно – прикладного искусства «Радуга дружбы и творчества». Дети также имели возможность проявить себя в литературном творчестве, они писали стихи, рассказы, письма любимым героям, попробовали себя в качестве художников иллюстраторов, воплощая образы книжных героев в рисунках.
Очень интересно прошел литературный праздник «Вместе весело читать» приуроченный к Дню инвалидов с участием воспитанников СРНЦ «Пеликан», д/с № 1компенсирующего вида, коррекционной школы – интерната. Праздник был посвящен творчеству детских писателей – юбиляров. Путешествуя по страницам книг вместе с героями произведений Н.Носова, отвечая на вопросы викторины и литературные конкурсы, ребята с удовольствием отправились с Мишкой на дачу варить кашу, ловить живую шляпу и следить за успехами веселой семейки. Во время мероприятия дети побывали в стране «Веселых книг», которые были представлены на ярко иллюстрированной книжной выставке «Книги лучшие друзья», где так же присутствовали портреты Н.Носова, Драгунского, Г.Остера. украшением мероприятия стали яркие разноцветные шары и видео мультфильм «По дороге с облаками». Веселые и озорные герои книг с которыми дети познакомились на мероприятии станут их верными друзьями и спутниками, которых они найдут в библиотеке. Ведь после таких ярких, запоминающихся мероприятий многие дети становятся постоянными читателями библиотек.
Творчески и инициативно, подходят в работе с детьми с ограниченными возможностями сотрудники ЦДБ проводя не только массовую работу, но и уделяя особое внимание индивидуальной работе с детьми данной категории. В библиотеке ведется специальная картотека детей – инвалидов, в их обслуживании применяются индивидуальные планы чтения. Дети и их родители привлекаются к участию в библиотечных исследованиях проводимых при помощи анкетирования, опросов, анализа читательских формуляров. Проводимых с целью изучения интересов, творческих увлечений, читательских предпочтений детей, родителей, семей принимающих участие в реализации программы. В 2008г. заканчивается срок действия программы «Доброта сближает сердца». На основании результатов анализа проведенного опроса, полученных пожеланий и отзывов, зарегистрированных в тетради предложений о работе ЦДБ по программе, коллектив библиотеки решил модернизировать программу, продлив срок ее действия до 2010г. планируя, создать необходимые условия для оказания информационной помощи педагогам, родителям, воспитателям для творческого и интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями. А так же создать среду для полноценного общения детей – инвалидов со сверстниками. Ведь как показывает опыт, наши учреждения могут помочь ребенку адаптироваться в сфере здоровых сверстников, не обособляясь, не замыкаясь на себе и своих недугах, развивать свои способности, чувствуя себя наравне со всеми окружающими детьми.




Работа с семьей.
Возрождение традиций семейного чтения.

В 2008г. в библиотеках города и района активизировалась работа по возражению традиций семейного чтения, с этой целью в течении года в библиотеках создавались условия для диалога библиотекарей и читателей, детей и родителей, что осуществлялось через организацию совместной интеллектуально – досуговой и творческой деятельности детей и родителей, путем приобщения семей к участию библиотечных мероприятиях, жизни литературных объединений, клубов, кружков, творческих мастерских, салонов, действующих на базе библиотек.
В течении года с целью организации досуга и привлечения детей и родителей в библиотеку были проведены:
- семейные праздники «Семья – мир любви» (Шиморская п\б), «Добрые обычаи, традиции семьи», «Где любовь да совет, там и горя нет», «Коллекция семейных ценностей» (Туртапинская с\б), «Портрет моей семьи», цикл семейных вечеров: «Опять среда – опять мы вместе» (Мотмоская с\б), «Капелька памяти моей семьи» (гор. д\б ул. Островского, д. 20), «Наша дружная семья–знает жить без книг нельзя» (Грязновская с\б).
Отличительной чертой семейных праздников стала атмосфера необыкновенной теплоты, сердечности, взаимопонимания и доброжелательности среди гостей и библиотекарей, детей и родителей, которые активно отвечали на вопросы литературных викторин, конкурсов, рассказывали о семейных традициях, праздниках. Принося на мероприятия семейные альбомы, предметы домашнего обихода, старинные книги, делились воспоминаниями о происхождении этих вещей. По инициативе районного совета женщин и управления социальной защиты в год семьи в ЦДБ состоялся праздник «Моя семья – мой мир». В читальный зал библиотеки были приглашены дети из многодетных, малообеспеченных семей, а также те, кого воспитывают опекуны, для которых была подготовлена литературная программа. Своим выступлением собравшихся порадовал творческий фольклорный коллектив «Забавушка». Дети пели песни читали стихи, и в завершении мероприятия получили подарки от ТД «Выкса», который выступил спонсором мероприятия.
Активное участие библиотеки проявили в организаций мероприятий ко Дню семьи «Семья начало всех начал» (все биб-ки), в рамках которого были проведены:
- анкетирование по темам: «Заглянем в домашнюю библиотеку», «Любимые книги ваших детей», «Чтение дело семейное» (все биб-ки).
- опрос: «Книга в жизни вашей семьи» (ЦДБ, гор. д\б), «В минуты раздумий» (гор. д\б м\н Юбилейный, д. 8).
Из 76 опрошенных семей 90 % имеют домашнюю библиотеку, в которой преобладают книги детективно – приключенческого жанра, сто процентов родителей хотели бы, чтобы их дети посещали библиотеку и читали книги детских авторов А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака, Н.Носова, Волкова, сказки Гримма, Пушкина, Андерсена. Для среднего и старшего школьного возраста книги А.Гайдара, Ж.Верна, А.Дюма,
А.Конандойла, Блайтона, В.Крапивина, К.Булычева, которые учат добру, справедливости, дружбе, взаимопониманию.
В рамках Дня семьи в библиотеках действовали:
- выставки – рекомендации «Вместе учимся, читаем, трудимся и отдыхаем» (Шиморская п\б), «Прочитайте сами – почитайте детям» (гор. д\б м\н Юбилейный, д. 8), «Книги лучшие друзья» (ЦДБ),
- выставки отзыв: «Любимые книги детства» (все биб-ки), посвященные книгам которые читали в своем детстве мамы, бабушки, папы.
Очень интересно проходили
- вечера - встречи «В семье рождается читатель» (гор. д\б ул. Островского, д. 20), «Сядем в кружок почитаем часок» (Н.Верейская с\б), «Книжная мудрость, семейное богатство» (Бл. Песоченская п\б), «Пусть же для вас еще много лет, солнце сияет и дарит свой свет» (гор. д\б м\н Юбилейный, д. 8). Во время мероприятий семейной тематики в День семьи в библиотеках проводились беседы, обзоры, консультации, раздавались памятки для родителей «Чтоб дружил ребенок с книгой (ЦДБ).
Большую работу по возрождению традиций семейного чтения провела в текущем году Вильская п\б, организуя в рамках программы «Клуба общения», действующего на базе библиотеки, вечера – встречи, семейные посиделки, часы семейного общения: «Чай пьем, беседу ведем», «О самовар родной – семейный мой очаг», «Сказки из бабушкиного сундука», «Посидим рядком, поговорим ладком», на которых радушные библиотекари знакомили посетителей с историей самовара, устраивали громкие чтения, вспоминали местные народные легенды, предания, делились впечатлениями о ранее прочитанных книгах. Такие мероприятия способствовали регулярному посещению библиотеки как взрослыми так и юными читателями, что способствовало привлечению их к систематическому чтению.
На протяжении нескольких десятков лет городская детская библиотека (ул. Островского, д. 20) работает как библиотека семейного чтения, постоянно модернизируя и совершенствуя программу развития семейного чтения «Библиотека. Книга. Семья». Программа предусматривает различные мероприятия, формы и методы направленные на укрепления взаимодействия библиотеки, семьи, школы. В ходе реализации программы созданы систематическая картотека статей «Мама, папа, я – счастливая семья», рекомендательные списки литературы, информационно – методическая база по руководству семейным чтением, буклеты, памятки для детей и родителей. Организованы циклы индивидуальных и массовых мероприятий по привлечению в библиотеку семей, формированию читательской активности, совместной творческой деятельности и организации интеллектуального семейного досуга, на которых дети и родители строили «Дом своей мечты». Знакомились с историей родословных своих семей, одним словом строили символический семейный дом из кирпичиков доверия, счастья, добра и терпения, уважения и мудрости. Воспитанию чувств доброты, милосердия, любви к семейному чтению и семье способствовали мероприятия семейного клуба для бабушек и внуков «Остров доброты (гор. д\б ул. Островского, д. 20).
Возрождению традиций семейного чтения способствовала районная программа летних чтений – 2008 «Лето книжное будь со мной». В рамках которой большое внимание было уделено индивидуальной работе с детьми и их родителями, для чего на базе горо
для детских, сельских и поселковых библиотек проводились:
- дни информации «Как подготовить ребенка к школе или разговор по душам»,
- часы информации «Мир в школьном портфеле», «Мы вам рекомендуем»,
- консультации по темам «Как повлиять на формирование круга чтения детей», «Как заинтересовать детей чтением», «Азбука здоровья», «Искусство воспитания», «У истоков творческой личности», «Читаем вместе».
Возрождению традиций семейного чтения, способствовала совместная творческая деятельность детей и родителей, чему способствовали семейные конкурсы творческих работ предусмотренные программой летних чтений. Конкурс семейного творчества «Моя семья». На конкурс принимались совместные работы детей и родителей - письменные рассказы о первом семейном посещение библиотеки, любимом библиотекаре, фотографии и рисунки с библиотечных мероприятий, родословная семьи – генеалогическое древо, сочинения на тему «История нашей семьи: прошлое, настоящее, будущее», а также стихи, проза, отзывы и рисунки на любимые книги всей семьи. Результатом совместной творческой деятельности стало участие юных читателей библиотек города и района, а также их родителей в организации выставки декоративно – прикладного творчества «Радуга дружбы и творчества» (ЦДБ). В организации выставки приняли участие 72 семьи, представив на выставку 83 работы из природного материала, бумаги, картона, бисера, стихи, сочинения, отзывы о прочитанных книгах.
В рамках программы летних чтений библиотекари проводили мероприятия, знакомя детей и взрослых с лучшей детской литературой, проводили библиотечные исследования по изучению интересов детей и информационных потребностей родителей. Что способствовало привлечению читателей, увеличению количества посещений и книговыдач. Это основная – главная задача и цель которой стремятся в реализации своей деятельности все библиотеки.
В течении года детскими библиотеками города и района было проведено порядка 38 семейных праздников, вечеров, творческих встреч.


5. Содержание работы с читателями.
5.1 Библиотечные исследования.

Работа в детских библиотеках города и района – выбор приоритетных направлений, комплектование фондов библиотек определяется исходя из интересов, запросов и потребностей читателей, которые выявляются путем проведения библиотечных исследований методом: наблюдения, опросов, анкетирования, т6естирования.
Цель проводимых исследований – повышение эффективности обслуживания путем выявления причин посещения библиотеки, определения потребностей в научно – познавательной литературе в помощь изучения школьной программы, выявления читательских предпочтений, интересов отдельных читателей и семей посещающих библиотеку. Всего в исследованиях принимало участие читателей поселковых, сельских, детских городских библиотек в возрасте от 6 до 14 лет, семьи детей занимающиеся по программе развивающего чтения дошкольников, и родители посещающие вместе с детьми библиотеки.
Исследование читательских интересов и увлечений детей дошкольного возраста в отчетном году проходило путем проведения наблюдения, опросов на тему «Мы читаем, вместе с мамой» (ЦДБ, Грязновская с\б), «Мой любимый книжкин друг» (ЦДБ, гор. д\б м\н Юбилейный, д. 8, Грязновская с\б). в результате проведенного исследования в котором участвовало – 204 дошкольника, было выявлено, что дет данной возрастной категории предпочитают слушать или самостоятельно читать стихи, русские народные сказки, рассказы о детях, животных, о природе, веселые, смешные рассказы А.Барто, Е.Благининой, Н.Носова, Б.Заходера. Ежегодно проводимые исследования с детьми дошкольного возраста доказывает неизменность интересов детей, востребованность книг, и авторов ставшими классикой детской литературы. Исследование показало необходимость комплектования фондов детских библиотек литературой для детей дошкольников, как известных, так и новых детских писателей. При проведение исследования среди детей младшего школьного возраста и их родителей было проведено анкетирование по темам:
- «Заглянем в домашнюю библиотеку»,
- «Любимые книги ваших детей»,
- «Чтение дело семейное»
(ЦДБ, гор. д\б, Вильская п/б, Грязновская с\б, В.Верейская с\б).
При помощи которого хотелось выделить проблемы семейного чтения и определить место книги домашней библиотеки в каждой семье. Анализ анкет показал, что проблема детского чтения знакома 60 % из числа опрошенных семей, а 20 % такой проблемы не признают. Исследования на тему «Заглянем в домашнюю библиотеку» показало, что книги практически есть у всех, но многие из родителей затруднялись назвать любимую книгу своего ребенка, и не могли самостоятельно рекомендовать книги детям. Результаты проведенного исследования подтвердили необходимость планомерной работы с родителями по руководству детским чтением и по расширению их собственного читательского потенциала.
Организуя работу в рамках эстетического воспитания в течении года детские библиотеки города и района способствовали выявлению уровня эстетических возможностей детей и подростков, привлекая родителей к участию в проводимых библиотекой исследованиях в виде тестов «Есть ли у вашего ребенка воображение», опросов среди детей и подростков: «Твое любимое занятие» (ЦДБ, с\ф, п\б), «Искусство – это…?» (ЦДБ, с/б, п\б), что способствовало формированию и совершенствованию литературно – художественного и эстетического вкуса, выявлению творческих способностей детей, путем участия детей и их родителей в конкурсах литературного, художественного и декоративно – прикладного творчества, в которых приняло участие человек.
С целью изучения читательских интересов и потребностей подростков среднего и старшего возраста был проведен рейтинг – опрос:» Мой книжный мир» в котором приняли участие 308 учащихся. В результате исследования было выявлено. Из 308 подростков принявших участие в исследовании 45 % подростков среднего и старшего возраста читают художественную литературу ради удовольствия, считая чтение любимым занятием, предпочитая книги фантастического, приключенческого и детективного жанра. 68 % подростков читают научно – познавательную, справочную литературу в помощь изучения школьной программы. При чем 38 % из числа опрошенных на ряду с новыми информационными технологиями удовлетворяют информационные потребности и читательские интересы используя книжные фонды библиотек города и района. Что доказывает востребованность книги и библиотеки как информационного центра.




5. 2 Индивидуальная работа.

Прививая интерес к книге, чтению, библиотеке, сотрудники городских детских, сельских и поселковых библиотек уделяют большое внимание индивидуальной работе с детьми. В рамках которой библиотекари периодически проводят анализ читательских формуляров, что помогает определить круг чтения детей, причину и спроса и обращения к книге, а также выявить самых лучших и активных читателей города и района. Ведется индивидуальное руководство чтением детей со слабой техникой чтения, также текущее индивидуальное информирование по темам: приключения, фантастика, детективы, в мире животных, сердцу милый край, в мире искусства, для чего применяются планы чтения, рекомендательные и информационные списки литературы.
С целью воспитания культуры чтения, и формирования устойчивого интереса к книге в библиотеках проводятся:
- беседы по культуре чтения,
- рекомендательные беседы,
- информационные минутки,
- обзоры книг.
В течении года с целью развития индивидуальных творческих способностей и привлечения детей в библиотеку организуются конкурсы литературного, художественного и прикладного творчества, ведутся тетради отзывов, предложений читателей о работе детских библиотек, которые учитываются при выборе направления работы, тематике мероприятий при составлении плана работы. В течение года во всех библиотеках города и района собираются отзывы на прочитанные книги «Прочитай сам, посоветуй другу», оформляются альбомы художественного и литературного творчества юных читателей «На кончике фломастера любимый литературный герой», «Я мысли выскажу словами». Творческие работы детей используются для оформления тематических выставок, массовых мероприятий.
Во всех библиотеках города и района существует актив читателей помогающих в ремонте книг, активисты – читатели библиотек, посещающие художественную школу, помогают в оформлении библиотек. Многие читатели, посещающие детские Дома творчества и музыкальную школу, оказывают помощь в проведении мероприятий, а также оказывают посильную помощь в обслуживании читателей с ограниченными возможностями на дому.




Работа с детьми младшего школьного возраста.

Работа с детьми младшего школьного возраста одно из самых плодотворных, интересных направлений в работе библиотек. Основная задача детских библиотек в работе с детьми данной возрастной категории - развитие устойчивого интереса к книге, чтению, формирования навыков культуры чтения. Главное условие достижение поставленной задачи – является координация деятельности семьи, общеобразовательных учреждений, библиотеки.
Эффективной формой работы по привлечению детей в библиотеку являются ежегодно проводимые совместно со школой экскурсии в библиотеку и посвящение в читатели:
- «Библиотека, книга, я – вместе верные друзья» (ЦДБ).
Впервые путешествуя по залам книжного дома, дети знакомятся с правилами пользования библиотекой на примере книжной выставки «Книга просит помощи». Совершая поход по младшему абонементу, читальному залу дети знакомятся с красочно оформленными, иллюстрированными книжными выставками, журналами, детскими энциклопедиями, получают пригласительные билеты с логотипами библиотек. Первое знакомство с библиотекой надолго остается в памяти детей, и поэтому сотрудники детских библиотек стараются сделать его увлекательным и интересным, и многие из детей посетившие такие экскурсии высказывают пожелание посещать библиотеку, и становятся ее постоянными посетителями.
С целью привлечения детей в библиотеку в течении года проводились Дни открытых дверей В программу которых были включены презентации книжных выставок:
- выставка – отзыв «Книжная вселенная детства» (ЦДБ), «Любимые книги моего детства» (ЦДБ, Досчатинская п\б),
- выставка – поздравление: «С днем рождения писатель»
(ЦДБ, гор. д\б, с\б, п/б),
- «Сказочная азбука» (Досчатинская п\б).
по книгам которым для с детей, и их родителей были проведены рекомендательные беседы, обзоры, литературные конкурсы и викторины. Во время посещения библиотек дети, и их родители участвуют в исследованиях информационных потребностей, читательских особенностей, творческих возможностей и увлечений детей проводимых методом:
- анкетирования,
- тестирования.
- Опросов.
Знакомятся с творчеством детей – участников клубов действующих при библиотеках. Во время посещения таких мероприятий детям вручаются рекламные буклеты, объявления, приглашения, памятки с планом работы библиотек на месяц, программы мероприятий в дни школьных каникул. Такая форма работы, которая сочетает индивидуальные, массовые и наглядные методы пропаганды книги наиболее интересна и после таких мероприятий дети с родителями неоднократно посещают библиотеку и становятся постоянными участниками библиотечных мероприятий.
После первого знакомства дети узнают дорогу и с удовольствием проходят в библиотеку на праздники наиболее интересные, с моментами театрализации и музыкальным сопровождением прошли мероприятия в Неделю детской книги среди которых литературные праздники:
- «В стране героев любимых книг» (ЦДБ, Шиморская с\б, Мотмоская с\б, Туртапинская с\б),
- «Книжная вселенная детства» (Новодмитриевская с\б, Досчатинская п\б),
- «Радость дарят любимые книжки» (гор. д\б м\н Юбилейный, д. 8),
- «Я с книгой открываю мир» (гор. д\б м/н Юбилейный, д.8),
«Как велико твое предназначенье» (Мотмоская с\б),
Литературно – игровые программы:
- «Саквояж чудес» (ЦДБ),
- «Литературные чудеса» (Мотмоская с\б, Сноведская с\б),
- «Герои из книжки – девчонки и мальчишки» (Сноведская с\Б),
- «Все, что знаем угадаем» (Вильская с\б),
Во время мероприятий прошедших в НДК ребята смогли окунутся в мир книги у книжных иллюстрированных выставок:
- «Книжная вселенная детства» (ЦДБ, гор. д\б ул. Островского, д. 20),
- «Твой друг – книга» (н.Верейская с\б),
- «Созвездие литературных героев» (Досчатинская п\б),
- «Лучшие книжки девчонкам и мальчишкам» (гор. д\б ул. Островского, д.20),
- «Расскажу – ка, всем друзья, что читал сегодня я» (В.Верейская с\б),
- «Любимые страницы» (гор. д\б м\н Юбилейный, д.8)
на которых были представлены лучшие произведения мировой литературы для детей.
Особый интерес и активность проявляют дети на мероприятиях посвященных юбилею писателей или любимой книге, задачи которых знакомить детей с лучшими образцами детской художественной литературы. С целью раскрытия «золотого фонда» детской литературы по программе внеклассного чтения совместно с учителями начальных классов были проведены:
- литературно – игровые программы «Золотой ключик или приключения Буратино» (ЦДБ, Борковская с\б), «Кто умеет веселиться, тот и горя не боится» (ЦДБ, Туртапинская с\б), «Веселая семейка» (гор. д\б м\н Юбилейный, д.8, Шиморская п\б, Грязновская с\б), «Чудесные краски, любимые сказки» (ЦДБ, гор.д\б – ки, Грязновская с\б, пос. Дружба),
- вечер – портрет: «Кто написал лучшие в мире сказки» (ЦДБ), «Талант веселый и добрый» (ЦДБ, гор. д\б м\н Юбилейный, д. 8)
- литературный утренник: «Посидим в тишине» (ЦДБ)
- урок литературного чтения: «Путешествие Нильса с дикими гусями» (ЦДБ).
Мероприятий посвященные творчеству детских писателей вызывают наибольшею радость у детей в которых они сами принимают живое участие, путешествую по страницам стихов, рассказов, проявляя эрудицию в литературных викторинах, конкурсах на лучший рассказ о прочитанной книге (ЦДБ), конкурсе детского рисунка (ЦДБ представлено 18 работ).
В работе с детьми младшего школьного возраста детские библиотеки города и района используют такой жанр народного творчества, как сказки, которые на протяжении веков способствуют воспитанию нравственных качеств человека, увлекают в мир волшебства, фантазии, воображения и творчества. Разнообразие сказочного мира было представлено детям на библиотечных мероприятиях проводимых в форме дней, фестивалей русской сказки, сказочных посиделок:
«В некотором царстве, в не котором государстве» (ЦДБ, гор. д\б – ки, Шиморская с\б, В.Верейская с\б),
«Сказка – река мудрости» (Вильская п\б, Мотмоская с\б, Бл. Песоченская п\б),
«В гостях у сказки» (ЦДБ),
«Ну–ка, книжка, повернись, ну – ка, сказка покажись» (гор. д\б ул. Островского, д. 20),
«Сказки гуляют по свету» (д\б пос. Дружба),
«Откуда подул сказочный ветер» (Н, Дмитриевская с\б).
Цель данных мероприятий – открыть для читателя подлинные духовные ценности, воспитать возвышенное и поэтическое отношение к жизни, способность сочувствовать, чужим несчастьем, радоваться счастью других, переживать чужую беду, как свою. Содействуя литературному развитию, формированию познавательного интереса к культуре и истории отечества и родного края в течении отчетного года для детей были проведены:
- литературно – исторический час «Былинные герои старины» (ЦДБ, гор. д\б м\н Юбилейный, д.8),
- историко – патриотические чтения «Прикоснись сердцем к подвигу» (ЦДБ, гор. д/б м\н Юбилейный, д. 8, Борковская с\б),
- «Солдатами спасенная война» (гор. д\б м\н Юбилейный, д. 8).
Большое внимание патриотическому воспитанию юных граждан на основе духовного наследия, ценностей и традиций отечественной культуры было уделено в период летних каникул в рамках программы летних чтений – 2008 «Лето книжное, будь со мной» в номинации «Твой дом в центре мира» где были проведены:
- циклы комментированных чтений «О гербе, о флаге поведуем вам» (ЦДБ, д\б пос. Дружба),
- патриотический час «Родина – то я, и ты и мы» (В.Верейская с\б, Н.Верейская с/б),
- краеведческий экскурс: «Родины моей начало» (Туртапинская с\б),
- историко – познавательная игра: «Россия. Родина. Святыня» (Барковская с\б),
- литературные посиделки: «В родной моей сторонушке» (Вильская п\б, Туртапинская с\б, д\б пос. Дружба, Новская с\Б, Сноведская с\б, Н.Дмитриевская с\б),
- историко – краеведческие чтения: «Здесь я живу» (ЦДБ),
- краеведческая викторина: «По старым улочкам пройду» (Грязновская с\б).
В течении года с историей отечества и родного края, с творчеством писателей нижегородцев учащиеся младшего школьного возраста знакомились со страниц научно – познавательной литературы представленной на тематических полках, выставках оформленных к календарным историческим и знаменательным датам. С целью формирования экологической культуры, и чувства бережного отношения к природе, для детей читателей были проведены Недели экологических знаний и книги:
- «Природа вокруг тебя» (ЦДБ),
- «Я люблю свою планету» (Вильская п\б, Шиморская с\б).

в рамках которых были проведены:
- уроки экологической этики: «Мы хотим, чтоб от народа не страдала бы природа» (ЦДБ, гор. д\б – ки),
- экологические игротеки: «Путешествие в лес полный чудес» (Туртапинская с\б, Борковская с\б, Грязновская с\бН.Дмитриевская с\б), «Мир цветов прекрасный и таинственный» (Вильская с\б, Шиморская с\б, Грязновская с\б,В.Верейская с\б),
В течении года так же были проведены:
- часы экологической книги: «Я хочу подружится с природой (ЦДБ),
- вечера – портреты, знакомства с творчеством писателей натуралистов юбиляров – 2008, литературно – экологические утренники «По страницам любимых книг» (все б – ки), «С природой одною он жизнью дышал» (ЦДБ, гор. д\б м\н Юбилейный, д. 8),
- эко – экспресс по материалам экологических журналов «К полезному, через интересное» (все б – ки).
Углубленная работа библиотекарей с книгами экологической тематики повысила интерес у детей к творчеству писателей природоведов В.Бианки, К.Паустовского, В.Чаплиной, В.Дурова, которые учат любви к людям, птицам и зверям, к прекрасной родной земле. Информационным обеспечением данных мероприятий стали циклы постоянно обновляемых книжных иллюстрированных выставок «Мы друзья твои природа» (все б – ки).развивать познавательный интерес и навыки бережного отношения к природе помогают экологические клубы при библиотеках «Капелька» (ЦДБ), «Совушка» (Шиморская п\б), экологическая программа «Соприкасайся с природой» в рамках которых были проведены экологические праздники:
- «Осень, осень, в гости просим», «Встречайте с любовью птичьи стаи» (Шиморская п/б),
- экологические уроки: «Знают все учителя, как устроена земля».
Познанию мира и окружающей действительности способствуют программы клубов «Незнайка» (гор. д\б м\н Юбилейный, д.8), «Фантазеры» (гор. д\б ул. Островского, д.20), «Почитайка» (ЦДБ), «Любознайки» (Шиморская п\б), «Ключ» (Н.Дмитриевская с/б), «Школо вежливых наук» (Досчатинская с\б), которые объединяют любознательных, инициативных, детей увлеченных книгой. Дети посещающие клубы – становятся постоянными читателями библиотек, участниками библиотечных мероприятий, активными помощниками организации текущей работы.
В течении года сотрудники детских библиотек организуют для детей конкурсы детского творчества:
- аукцион рисунков «Это русское раздолье – это Родина моя» (ЦДБ), «Приготовьте удивленье, мы рисуем отчий дом» (гор. д\б м/н Юбилейный, д.8, д\б п. Дружба), «Чудесные краски, любимые сказки» (все б – ки), «Я рисую победу» (ЦДБ, гор. д\б ул. Островского, д. 20), «Путешествие по зеленой тропе» (гор. д\б – ки, Вильская п\б),
- часы фантазии и детского творчества: «Страна вообразилия» (гор. д\б м\н Юбилейный, д. 8), «Наши защитники» (ЦДБ, В.Верейская с/б, Грязновская с\б, д\б п. Дружба), «Составь свой герб» (ЦДБ).
Участвуя в конкурсах, дети приносят в библиотеки рисунки, поделки из природного материала, бумаги, пластилина, работы прикладного творчества из дерева, текстиля, которые библиотекари используют для организации и презентации выставок детского творчества:
«Я леплю из пластилина» (ЦДБ),
«Улыбка ясная природы» (Шиморская п\б),
«Радость дружбы и творчества» (все б – ки),
«Детских рук прекрасное творенье» (все б – ки),
«Чудеса рукотворные» (ЦДБ),
«Веселая грядка» (ЦДБ, Шиморская п/б, Туртапинская с\б),
«С каждым поделюсь радостью своей» (Шиморская п\б).
Участие детей в конкурсах способствует развитию воображения и творческих способностей детей помогают программы кружков юных умельцев «Мастерская Мурзилки» (ЦДБ, Туртапинская с\б), «Рукодельница» (Туртапинская с\б), «Салон Барби» (гор. д\б ул. Островского, д. 20), в рамках которых проходят презентации творческих работ, часы информации «Наши руки не для скуки», парады костюмов юных мастериц, встречи с интересными людьми, творческие часы в которых дети реализуют свои фантазии, вырезая из бумаги своих любимых книжных героев, используя для изготовления своих работ специальную литературу из фонда библиотек.


Художественная литература.

В век стремительного развития высоких технологий не для кого не секрет – интерес у детей к книге значительно снизился. Наиболее активно читают дети до 13 лет. Старшеклассники пользуются услугами библиотеки, предпочитая литературу, изучаемую в рамках школьной программы, из художественной литературы предпочитают фантастику, детектив, приключения. Повысить роль классической литературы и чтения в жизни детей и подростков, способствовать их нравственному и интеллектуальному развитию, формирование читательской активности основная задача библиотек в процессе работы с художественной литературой.
С целью пропаганды произведений классической и современной литературы в детских библиотеках города и района в течении года действовали книжные выставки, по материалам которых периодически проводилась углубленная работа с отдельными книгами писателей – юбиляров, рекомендательные беседы, обзоры, информ - минутки. В своей работе библиотекари использовали различные формы популяризации книги, наиболее интересные из них:
- выставка – совет
«Твой друг книга» (Н.Верейская с\б), «Книги лучшие друзья» (ЦДБ), «Читаю - значит существую» (Грязновская с\б), «Читать всегда, читать везде, читать при солнце и луне» (Шиморская п\б), «Эта книга лучше всех, у нее бол



Комментарии: 31767



© 2005-2024 «Виртуальная Выкса» | Дизайн и верстка «Виртуальная Выкса» | admin@wyksa.ru
по вопросам размещения рекламы - cmi.zloy@gmail.com, тел. 89040596588
При любом использовании материалов сайта ссылка на wyksa.ru обязательна