Виртуальная Выкса

Культура

/ Статьи / Приокская глубинка 3 (6). Валентина Балдина. Сергей Иванович Рощин. Толстой в его жизни



Детская музыкальная школа
г. Выкса


Детская музыкальная школа
п. Дружба


Детская художественная школа
г. Выкса


Библиотеки г.Выкса
Анонсы

Приокская глубинка 3 (6). Валентина Балдина. Сергей Иванович Рощин. Толстой в его жизни

дата: 21.01.09   добавила: lanka   источник:
В.Балдина

Сергей Иванович Рощин. Толстой в его жизни
(К 180-летию со дня рождения Л.Н.Толстого)


На этой фотографии 1891 года мы видим Льва Николаевича Толстого среди единомышленников. Справа от него – худенький молодой человек в крестьянской одежде, в лаптях. Это Сергей Иванович Рощин.
В книге «Славная история (Очерки истории Выксунского ордена Ленина металлургического завода)» он назван «административно высланным толстовцем» Там упоминается о его просветительной деятельности в Выксе, об участии в известном кружке С.С.Вознесенского.
Этот человек не мог не заинтересовать. Хотелось узнать, почему он был сослан в Выксу, что значил в его жизни Толстой. Хотелось понять, как С.И.Рощин – толстовец, «непротивленец» - стал членом кружка социал-демократического толка.
«С миру по нитке» складывался для меня его образ. Человек этот оказался незаурядным, интересным, а жизнь его, которая соприкоснулась с жизнью великого Толстого, - необычной и значительной.

Поиски пути
Сергей Иванович Рощин, как мне удалось установить, наш земляк. Родился в 1864 году в селе Выкса Ардатовского уезда Нижегородской губернии в семье крестьянина. Окончил Иваново-Вознесенское реальное училище (1876-1882гг.) Несколько лет служил чиновником. В конце 80-х годов бросил службу и поселился в толстовской земледельческой общине.
Таковы факты, взятые из документов, а под ними – полная внутреннего движения жизнь. Представим ее себе.
Нелегко было ему, сыну крестьянина, пройти в те годы полный курс реального училища. Чтобы устоять, требовались большие способности, трудолюбие, сильный характер. Немало, должно быть, пришлось испытать несправедливостей, обид, унижений. Все это пробудило у юноши критические настроения. А усилила их служба мелкого чиновника с ничтожным жалованьем, с вечным корпением над ненавистными бумагами, с полной зависимостью от начальства. Здесь открылись перед его глазами картины народных бедствий и произвола властей. И росло горячее желание служить народу, которое свойственно чистым и сильным людям.
Отсюда поиски иного пути. Тогда, в 80-е годы прошлого века, таким путем многим казалось толстовство, толстовское учение. Голос Толстого, писателя и мыслителя, уже гремел набатом над всей Россией. Он обличал враждебные народу государство, казенную церковь, правящие классы. Он будил совесть, звал помочь обездоленному, страдающему мужику.
Откликались на эти призывы самые чуткие. Следуя учению Толстого, они отрекались от собственности, шли в деревни, жили общинами, работали на земле, учили и лечили крестьян. Занимались нравственным самоусовершенствованием, т.е. воспитывали в себе христианские добродетели: любовь к ближнему, кротость, умение прощать и т.д. Хотели собой, своей жизнью дать пример другим, научить их «жить добро». Они считали, что, перевоспитав таким образом всех людей, можно без насилия, без революции изменить мир к лучшему. Они мечтали о «царстве божием» на земле, царстве свободы, равенстве, всеобщей любви.
В те мрачные, глухие годы последователи, «ученики» Толстого, толстовцы, представляли живые силы общества. Они будили любовь к народу, протестовали против угнетения, думали о справедливом устройстве жизни. Вот почему тянулась к ним молодежь.
Сергей Иванович Рощин был участником нескольких толстовских колоний. В 1889-ом - 90-ом годах он работал в Смоленской общине в Шепелеве. Рассказ о ней я нашла в воспоминаниях бывшего толстовца врача Вл.Вас.Рахманова.
Более двадцати человек – мужчин и женщин – поселились в Смоленской губернии на хуторе Аркадия Васильевича Алехина. Интеллигенты, люди из обеспеченных классов, они отказались от всех благ и преимуществ и жили, как простые крестьяне. Работали физически по 12-13 часов в сутки: пахали, сеяли, косили, жали. Денег не было, жили скудно. Питание: каша с постным маслом, снятое молоко, ржаной хлеб, по субботам – ячменный кофе с молоком (это считалось большой роскошью). Чем могли, помогали крестьянам. Горячо верили, что приносят пользу, являются «светочами, к которым, как к костру в степи в темную ночь», будут тянуться деревенские бедняки. Не правда ли, сами они – удивительные люди: чистые, самоотверженные? Среди членов шепелевской общины Рахманов называет ученого, врача, юриста, студента-техника. И вот я читаю: «Затем был С.И.Р. – из мелких чиновников. Пока что он наслаждался деревней и физической работой, дававшей отдых измученным непрерывной сидячей жизнью нервам. Но непривычная работа давала себя знать. Он был покрыт чирьями, которые переносил довольно стойко. Не особенно развитой, застенчивый, но очень чуткий и добрый, он с благоговением слушал… Аркадия Васильевича Алехина»
Да ведь это о Сергее Ивановиче Рощине! Несомненно, о нем, хотя он обозначен инициалами – «С.И.Р.» Имевший за плечами только реальное училище, начинающий, он в обществе маститых толстовцев, высоко образованных людей, робел, мог показаться недостаточно развитым. Но Сергей Иванович молод, ему только 25 лет, у него все впереди. И встреча с этими людьми, жизнь среди них – целая эпоха в его духовном развитии. С глубоким уважением думает он о своем учителе – Льве Николаевиче Толстом.

Толстой в его судьбе

Семейные предания не лгут: с Л.Н.Толстым С.И.Рощин виделся, и не один раз, бывал он и в Ясной Поляне. Доказательство – дневники и письма писателя.
10-го августа 1890 года Л.Н. записывает в дневнике: «Пришел Ругин и Рощин» В примечании дается пояснение: «Последователи Толстого И.Д.Ругин и С.И.Рощин, жившие в Смоленской общине Алехина» Они завернули в Ясную Поляну по дороге к толстовцу М.В.Булыгину на хутор Хатунка. Хотелось увидеть «учителя», каким они считали Толстого, рассказать ему о жизни в Шепелеве.
На следующий день, 11-го августа, в дневнике Толстым сделана запись: «Рощин рассказывал про неуспех Бирюкова в общине»
Гости задержались в Ясной Поляне на два дня, и это вызвало недовольство жены писателя Софьи Андреевны. Известно, что она называла толстовцев «темными», не любила их и нелюбви своей не скрывала. Лев Николаевич очень переживал это: «Мне было очень совестно, тяжело, больно… Я, слава богу, люблю и Соню, и их. Я проводил их… и вернулся поздно» Итак, впервые фамилия «Рощин» появляется в дневнике Толстого в августе 1890г.
Следующее упоминание о Рощине в дневнике Толстого относится к 1891 году. В это время наш земляк живет на хуторе около сельца Русаново Одоевского уезда Тульской губернии у братьев Буткевичей. Их имена мы находим в словаре «Деятели революционного движения в России» (т.III, с.469-471). Старший, Анатолий Степанович, - бывший народоволец, отбыл срок наказания в Сибири за участие в студенческих волнениях. Летом он трудится на земле, зимой столярничает. Младший, Андрей Степанович, уже в гимназические годы распространял среди рабочих Тульского оружейного завода прокламации. Сейчас он студент медицинского факультета, работает среди крестьян как врач.
Оба они – сторонники Толстого, поддерживают с ним тесную связь, тайно переписывают и распространяют его произведения, запрещенные правительством.
На хуторе Буткевичей разыгралось драматическое событие. Убежденный толстовец, Анатолий Степанович отказался от присяги царю Николаю. Благодаря стараниям священника, это обстоятельство было раздуто в целое «дело». Анатолию Степановичу вновь угрожала ссылка, но спасла его амнистия.
В это тревожное для братьев время их навестил Толстой, который со своими «учениками» Петром Хохловым и Алексеем Алехиным прошел для этого из Ясной Поляны пешком большой путь: «Я с ними вместе пошел к…Буткевичам за 40 верст от меня, куда я собирался, и был очень рад, что побывал у них»
Утром 15-го июня 1891 года они пришли на хутор Буткевичей и пробыли здесь целый день. Конечно, о многом говорили, многое обсуждали и даже сфотографировались. В «Воспоминаниях» А.С.Буткевича читаем: «Посещение Л.Н.нашего хутора было увековечено Е.С.Томашевичем, мужем моей сестры, который сфотографировал всех нас на полянке около леса. Эта фотография хранится в Москве в Толстовском музее и очень ценится, так как за этот период времени она единственная. На ней сняты: 1) Алехин, 2) Хохлов, 3) Лев Николаевич, 4) Рощин – интеллигент, работавший с братом Андреем, 5) брат Андрей, 6) Лиза – моя жена, 7) я и 8) жена брата Андрея Евгения Васильевна Рахманова». Это как раз тот снимок, о котором я уже упоминала, где Сергей Иванович Рощин сидит рядом с Львом Николаевичем. Обратим внимание на слова: «Рощин – интеллигент, работавший с братом Андреем»
17-го июня уже дома, в Ясной Поляне, Толстой делает в своем дневнике запись, очень интересную для нас: «Вчера вернулся из путешествия к Буткевичу. Вчера же вышел от него рано утром с Хохловым и Рощиным, которые провожали меня. Р(ощин) очень милый юноша (ему 26 лет), который, начав с перемены внешней, пришел к сознанию христианской истины». (то есть толстовских идей).
В 1891-92годах в России разразился страшный голод, и Лев Толстой взял на себя огромное и тяжкое дело организации помощи голодающим. Вместе с ним самоотверженно работали на голоде и его «ученики». Среди них, должно быть, и С.И.Рощин.
Голод обострил бедственное положение крестьян. Усилились протесты против несправедливости. Многие толстовцы в это время подвергаются гонениям за антиправительственную пропаганду. В письмах Толстого все чаще упоминается о насилиях над его друзьями, об арестах, ссылках, заключении в тюрьмы. Так, весной 1892 года он сообщает И.Файнерману: «На днях же узнал, что Р-на взяли с жандармами от А., у которого он жил, и свезли в Воронежский острог.» О ком идет речь, кто А.и Р. становится ясно из письма Льва Николаевича другому единомышленнику (от 2-го апреля того же года): «Вчера Дунаев получил письмо от Алмазова, у которого жил Рощин, что к ним приехали жандармы и увезли Рощина в острог. За что? – за принадлежность к толстовской вере.» Это о Сергее Ивановиче Рощине. 26 марта 1892 года он был задержан в селе Медвяжьем Землянского уезда Воронежской губернии по обвинению «в государственном преступлении – отрицании существующего строя.» Так сказано в документе, найденном в архиве. Почти одновременно были заключены в острог за агитацию среди крестьян толстовцы М.Алехин и А.Бодянский. Должно быть, в тюрьме Рощин держался твердо, у жандармов о нем сложилось такое мнение: последователь «крайних сторон учения Л.Н.Толстого.»
После пятимесячного заключения 25 августа 1892 года Сергей Иванович был выслан на родину, в Выксу, под надзор полиции.
Непосредственные контакты его с Толстым прекратились. Но на всю жизнь осталось глубокое уважение и личная привязанность к Льву Николаевичу. Были, по семейным преданиям, у Сергея Ивановича письма от Толстого, но они якобы истлели, припрятанные в подполе. Я знала, что такое могло быть. Так, например, разрушились от долгого лежания в земле письма Толстого к М.Алехину, зарытые в ожидании обыска полиции.
Знала – и все-таки считала, что семейные предания Рощиных – просто выдумка. И вдруг – как чудо! – мне посчастливилось найти следы переписки С.И.Рощина и Л.Н.Толстого.
В читальном зале Музея книги библиотеки им.Ленина в Москве я тщательно просматривала несколько томов из юбилейного, девяностотомного собрания сочинений великого писателя. Вот толстовец врач Алмазов сообщает, что С.И.Рощин по распоряжению губернатора выслан этапным путем, с жандармами, на родину в Ардатов. Лев Николаевич, тревожась о судьбе молодого человека, в ответ спрашивает: «Что Рощин? Я бы написал ему, если бы знал куда.»
А вот и бесконечно радостная для меня находка: в последнем томе под №97 письмо Л.Н.Толстого Рощину. Оно адресовано в село Выксу Ардатовского уезда Нижегородской губернии и датируется примерно – 1892-93гг.
Читаю его внимательно. Это ответ на письмо Сергея Ивановича, в котором тот, должно быть, говорил о противоречиях своей внутренней жизни, о сомнениях и разочарованиях, о мучительных поисках истины и веры, и, считая себя маленьким человеком, просил у него, великого, совета.
Лев Николаевич пишет Рощину большое письмо, говорит с ним, как с единомышленником, излагает свои взгляды. По его мнению, люди должны следовать закону жизни – закону совести, добра, любви. Нужно жить по правде, соблюдать христианские заповеди. «Я думаю, - заключает он, - что уяснение каждым человеком, каким бы он сам и его не считали маленьким (а маленькие-то и бывают большими), всей… религиозной истины… есть одна из самых главных и священных обязанностей каждого человека» Письмо заканчивается удивительными, полными уважения словами: «Очень рад буду, если мой ответ хоть отчасти удовлетворит вас. Лев Толстой»
Изучая материалы юбилейного издания сочинений Толстого, я установила, что Львом Николаевичем было послано нашему земляку, по крайней мере, еще два письма: одно – в мае-июне 1892 года (до ссылки), другое – осенью 1893 года, в Выксу. К сожалению, тексты этих писем исследователями не найдены.
А что же письма Рощина к Толстому? Их ведь было не менее 3-х-4-х. Они, увы!, не сохранились, должно быть, действительно истлели, припрятанные поднадзорным толстовцем от бдительного полицейского ока в подполе. Чудом уцелело единственное письмо – от 25 февраля 1893 года. Оно находится в Толстовском музее в Москве. Как я была счастлива, когда удалось разыскать это письмо Рощина и получить его ксерокопию! Думаю, то была самая большая моя удача за годы краеведческой работы.
И вот такое желанное, жданное письмо Сергея Ивановича на моем рабочем столе. Конверт с адресом: «Москва, Хамовники, дом № 1б, Льву Николаевичу Толстому.» И четыре страницы текста.
Читаю начало: «Простите меня, дорогой Лев Николаевич: до сих пор я еще не ответил вам на ваше последнее, глубоко правдивое письмо.» Ясный мелкий почерк, ровные буквы, старые яти и еры. И такие простые, от души идущие слова, обращенные к Толстому: «Ваши мысли и, свойственное вам, сильное их выражение, помогают мне нести мой крест-тело и заставляют меня делать попытки подойти к людям, проявляют во мне жизнь, и за это вам глубокое, сердечное спасибо»
А дальше – рассказ о себе: о своем одиночестве и настороженном отношении к нему, ссыльному, людей, о своих занятиях и далеких друзьях: «Зиму прожил совершенно один, по утрам таскал дрова, чистил двор, коровник, кормил кур, корову, а вечером переписывал ваше «Исследование Евангелия». Теперь кончил… Время прошло незаметно; в минуты же, когда особенно чувствовалось одиночество, спасала от отчаяния память друзей, то письмо пришлют, то что-нибудь дорогое и близкое по идее. Вот и теперь как я рад и с каким громадным наслаждением прочел и прочувствовал вашу статью «Первая ступень». Большое спасибо, что прислали. Теперь с нетерпением буду ждать выхода в печати «Этики пищи…» - Тепло вспоминает Сергей Иванович о враче Алмазове, у которого жил до острога и с которым переписывается, с волнением пишет о несчастьях – многочисленных болезнях, обрушившихся на эту семью, и заканчивает так: «Вот так посмотришь на чужие страдания, и стыдно становится за свои печалинки и огорченьица. Прощайте, дорогой Лев Николаевич, целую вас; всем кланяюсь. Рощин.»
В каждой строчке этого искреннего и сердечного письма – глубокая любовь и уважение к Льву Николаевичу, верность толстовскому братству и толстовским идеям. Сохранившиеся письма Толстого и Рощина дают представления о характере их отношений, и они бесценны для нас.
Но еще важнее, чем личные встречи, чем переписка, след, оставленный Толстым в жизни нашего земляка. Он очень отчетлив. Три года «ученичества» у Толстого, близости к мыслящим, ищущим истину, сострадающим народу людям из его окружения очень изменили Сергея Ивановича.. Вчерашний робкий молодой человек, не разбиравшийся во многих вопросах русской жизни, поднялся теперь до глубокого понимания положения народа, до «отрицания существующего строя», до выступления против власти.
Лев Толстой был противником всякого насилия, а значит и революции. Но он с такой силой разоблачал царскую Россию, что это рождало у лучших современников протест против тогдашних порядков и желание активного действия. Н.К.Крупская, которая в 80-ые годы переписывалась с ним, выполняла его поручения, позднее писала: «Я глубоко благодарна Л.Толстому, что он помог мне научиться бесстрашно глядеть жизни в глаза» Можно смело сказать, что Толстой научил и Рощина «бесстрашно глядеть жизни в глаза.» Это и определило дальнейший путь нашего земляка.

Ссыльноподнадзорный на Выксе.

Итак, осенью 1892 года С.И.Рощин был доставлен в Выксу. Здесь жили его мать Надежда Гавриловна, сестра Мария, двоюродные братья. Его определили чертежником в главную контору завода. Вскоре, в 1893 году, Сергей Иванович женился на дочери мастерового Александре Михайловне Орловой. Имел от нее девятерых детей.
До 1894 года Сергей Иванович находился под гласным надзором полиции, затем до конца жизни – под негласным, как политически неблагонадежный человек.
Приезд ссыльного С.И.Рощина в рабочее село, где уже начиналось смутное брожение, не остался незамеченным. Настороженность постепенно сменилась любопытством и интересом, затем и доверием. Вот что узнаем мы из воспоминаний о дооктябрьском периоде на Выксе Н.И.Гальянова, тогда служащего главной конторы. Он рассказывает, что среди новичков, появлявшихся на заводе, были и такие, которые не только заметно выделялись из общей массы, но и оказали на нее влияние. «Этими первыми новыми людьми среди нас были, - говорит он, - административно высланные: студент Шаров и толстовец Рощин. Знакомство с ними на многое открыло нам глаза: мы узнали о декабристах и петрашевцах, и нам стали известны имена Чернышевского и Герцена, а также и то, что Толстой, кроме «Войны и мира» написал много запрещенных цензурой книг.» Так, Рощин и Шаров, по словам Гальянова, «дали новый толчок пробудившейся мысли. укрепляя критическое отношение к действительности.» Несомненно, они первые просвещали служащих завода политически.
Вот почему, когда спустя два года, в 1894 году, в Выксу приехал молодой врач Сергей Сергеевич Вознесенский, просветитель и революционер, и вокруг него сгруппировался небольшой кружок молодежи, семена новых, демократических идей упали на уже подготовленную почву.
В Вознесенском С.И.Рощин нашел товарища по просветительной работе. Вместе с ним руководил «народными чтениями», работой библиотеки-читальни, вел беседы на запрещенные темы. Эту деятельность Нижегородское жандармское управление считало опасной. В его отчете за 1897 год написано: «Останавливают на себе внимание чтения в Выксе, которыми руководят негласноподнадзорные С.С.Вознесенский и С.И. Рощин. Если учесть, что Вознесенский – атеист и человек вполне противоправительственного настроения, то можно предположить, что характер устраиваемых чтений вряд ли будет только просветительным в желательном смысле.»
Кружок Вознесенского растет. В него входят теперь не только передовые интеллигенты, но и наиболее сознательные рабочие. Под влиянием развития пролетарской борьбы в России он постепенно переходит от знакомства с народнической литературой сначала к изучению марксизма, а затем и к пропаганде его. Все более пристальным становится внимание к нему полиции. Входил ли С.И.Рощин в то время в кружок С.С.Вознесенского, неизвестно. Но несомненно одно: он относился к этому делу с сочувствием.
Разгул реакции после поражения I–ой русской революции, преследования, смертные казни чуткий к людской боли Сергей Иванович переносил тяжело. По семейным преданиям, его самого не раз вызывали в полицию, в доме был произведен обыск. Видимо, все это усугубило мрачные настроения, приведшие С.И.Рощина к психическому заболеванию и ранней (в 1906 году) смерти.
А в 1908 году из села был выслан Сергей Сергеевич Вознесенский. Но к этому времени на основе его кружка в Выксе уже возникла социал-демократическая группа. Думаю, справедливо считать, что ее рождение подготовлено было не только С.С.Вознесенским, но и бывшим толстовцем Сергеем Ивановичем Рощиным.


Я познакомила вас, дорогие читатели, с необычным, нерядовым, интересным человеком, выксунцем, в жизни которого была встреча с Толстым, такая для него важная, многое определившая. Но мой рассказ не только о личности и судьбе толстовца Рощина. Он и о Льве Николаевиче Толстом, о силе его влияния на современников, о величии его идей, зовущих человека к духовному совершенствованию, к жизни нравственной, по законам совести, добра и любви.
Идеи эти прекрасные и вечные.



Комментарии: 31767
Владимир   |   31 мая 2011 - 13:22

Мой отец, Меньшов Иван Васильевич, родом из д. Кайдалово Выксунского уезда.1905 г. рождения, неоднократно, в моем детстве(сейчас мне 63) рассказывал о Толстом и его сподвижниках и близких. И ,что Л.Н. сыграл решающую роль в жизненном пути моего отца.(Преподаватель русск. яз. и лит-ры)Если Вы что -то знаете о семье Меньшовых из Кайдалова. прошу откликнуться. К сожалению, когда это было возможно, я ситуацией не пользовался, поскольку был молод, а потом было поздно. с глубоким уважением : Владимир Меньшов.




© 2005-2024 «Виртуальная Выкса» | Дизайн и верстка «Виртуальная Выкса» | admin@wyksa.ru
по вопросам размещения рекламы - cmi.zloy@gmail.com, тел. 89040596588
При любом использовании материалов сайта ссылка на wyksa.ru обязательна